Тема урока: Диета и рациональное питание: стоит ли ставить знак равенства?

Форма проведения: урок-дискуссия

Образовательные цели:

Ученики должны составить четкое
представление об основных и современных видах
диет и их главных особенностях.

  • Анализ диет с точки зрения принципов
    рационального питания.
  • Развивающие цели:

    1. Развитие умения критически мыслить.
    2. Развитие умения работы с дополнительной
      литературой (в ходе предварительной подготовки к
      уроку).
    3. Развитие умения четко и обоснованно выражать
      свои мысли по данному вопросу.
    4. Развитие умения вести дискуссию.
    5. Развитие умения обобщить материал по данному
      вопросу.

    Воспитательные цели:

  • Воспитания уважительного отношения к мнению
    товарищей и их аргументам.
  • Формирования культуры полемики и ведения
    аргументированной доброжелательной дискуссии.
  • Формирования культуры работы в группе.
  • Оборудование:

  • Раздаточный материал – справочные материалы, (готовится
    учителем на каждую группу).
  • Оформление доски – Проблемный вопрос (Диета?
    Рациональное питание) – готовит учитель перед
    началом урока – тема на доске, но закрыта; схемы
    по особенностям диет (готовится учащимися по
    материалу вопросов)
    ; учетная карта принципов
    питания; сводная ведомость для ассистента;
    карточки для доски с особенностями диет и
    принципами питания.
  • Предварительная подготовка:

    Группами (по 5 учеников) заранее был выбран
    вопрос – кратко охарактеризовать какую-либо
    популярную диету или направление диет и
    составить опорную схему по изученному вопросу.

    Данный урок следует за уроком “Рациональное
    питание и здоровье человека”, на котором у
    учеников освежается материал о роли питательных
    веществ, витаминов, энергетической ценности пищи
    и создается четкое представление о принципах
    рационального питания.


    Ход урока:

    1. Организационный момент (стадия ориентации)

    А)

    Учитель приветствует класс, говорит, что на
    прошлом уроке изучалось рациональное питание и
    предлагает кратко вспомнить его основные
    принципы.

    Один из учеников называет 5 принципов. Учащиеся
    по необходимости дополняют, учитель оценивает
    ответ. Ассистент раздает учащимся учетные карты,
    а учитель открывает на доске один из столбцов с
    перечисленными принципами.

    Б)

    Далее учитель говорит, что существует
    особый тип питания – диета. Определение диеты мы
    знаем (один учащийся дает определение). Откуда
    берет корни диетическое питание и почему люди
    прибегают к диетам – следует краткий рассказ
    учителя. Но для нас, – говорит учитель, все еще
    остаются неизвестными принципы диет и их
    обоснованность. Отвечают ли диеты всем принципам
    рационального питания? Мы пока не можем сказать.
    Посмотрите на доску – на доске открывается тема:
    Диета? Рациональное питание.

    Б)

    Учитель говорит о форме работы на уроке, о
    цели урока (сравнить диеты с точки зрения
    рационального питания и постараться выработать
    общее, четко аргументированное мнение – что
    ставить между ними – знак равенства или нет), о
    группах, о роли ассистента (он учитывает мнения
    всех сторон и помогает координировать мнения
    всех сторон).

    2.

    Стадия оценки.

    А)

    Первая группа выступает с сообщением о
    раздельном питании, предъявляет свою схему.
    Возможные вопросы этой группе:

    • Возможно ли четкое разделение продуктов по
      составу питательных веществ?
    • Обосновано ли мнение о том, что вещества
      “мешают” друг другу перевариваться?
    • Нет ли противопоказаний?
    • Почему на протяжении истории неправильное
      питание не вредило человечеству?

    Группа отвечает, а затем каждая из
    групп-слушателей выставляет баллы в специальной
    учетной карте – скольким принципам отвечает
    данная диета – и озвучивают результат с кратким
    комментарием. Ассистент записывает все баллы в
    сводную ведомость.



    Б)

    Вторая группа выступает с сообщением о
    сыроядении, предъявляет свою схему. Возможные
    вопросы этой группе:

    • Не опасна ли такая диета?
    • Имеются ли противопоказания?
    • Не слишком ли беден рацион питания при
      сыроядении?

    Группа отвечает, а затем каждая из
    групп-слушателей выставляет баллы в специальной
    учетной карте – скольким принципам отвечает
    данная диета – и озвучивают результат с кратким
    комментарием. Ассистент записывает все баллы в
    сводную ведомость.

    В)

    Третья группа выступает с сообщением о
    вегетарианстве и предъявляет свою схему.
    Возможные вопросы этой группе:

    • Какой тип диеты предпочтителен?
    • Кому нельзя придерживаться вегетарианства?
    • Как организм может восполнить недостаток
      жизненно необходимых веществ?

    Группа отвечает, а затем каждая из
    групп-слушателей выставляет баллы в специальной
    учетной карте – скольким принципам отвечает
    данная диета – и озвучивают результат с кратким
    комментарием. Ассистент записывает все баллы в
    сводную ведомость.

    Г)

    Четвертая группа выступает с сообщением о
    средиземноморской диете и предъявляет свою
    схему. Возможные вопросы этой группе:

    • Можно ли вообще считать это питание диетой?
    • Какие имеются противопоказания?
    • Не слишком ли мал эффект от этой диеты?
    • Не ориентирована ли диета лишь на жителей южных
      регионов?

    Группа отвечает, а затем каждая из
    групп-слушателей выставляет баллы в специальной
    учетной карте – скольким принципам отвечает
    данная диета – и озвучивают результат с кратким
    комментарием. Ассистент записывает все баллы в
    сводную ведомость.

    Д)

    Пятая группа выступает с сообщением о
    диете на основе групп крови и предъявляет свою
    схему. Возможные вопросы этой группе:

    • Насколько возможна связь между группами крови и
      питанием?
    • Насколько аргументировано отнесение людей с
      разной группой крови к различным категориям
      населения?
    • Почему иногда выбор продуктов по группе крови
      не совпадает с привычками человека?

    Группа отвечает, а затем каждая из
    групп-слушателей выставляет баллы в специальной
    учетной карте – скольким принципам отвечает
    данная диета – и озвучивают результат с кратким
    комментарием. Ассистент записывает все баллы в
    сводную ведомость.


    3. Стадия консолидации.

    Ассистент на основании оценок, данных группами,
    подсчитывает баллы, вывешивает сводную
    ведомость на доску и также крепит на доске рядом
    с принципами рационального питания (которые все
    имеют положительное влияние) отрицательные и
    положительные стороны диет.

    Учитель спрашивает учащихся – теряет ли что-то
    человек, увлекаясь диетами. (Отвечают 1-2
    учащихся).

    Учитель спрашивает, какой вывод в итоге можно
    сделать. Можно ли ставить знак равенства. – Нет,
    нельзя. Учитель просит кого-то из учащихся (1
    ученик. Это может быть способный человек из групп
    или ассистент)

    Итоговое общее мнение может звучать примерно
    так: Ни одна из существующих диет не отвечает
    всем требованиям рационального питания
    (страдает рацион, отсутствуют некоторые
    необходимые вещества, нет лечебного эффекта).
    Поэтому стоит задуматься о применении диет, если
    только они не назначены врачом. Последствия
    неразумного применения диет могут быть
    отрицательными.

    В заключении учитель задает домашнее задание –
    самим выступить в роли диетологов и составить
    дневной рацион питания по принципам
    рационального питания. Оформить на отдельном
    листке с указанием, для кого разработан рацион
    (возраст и род занятий).




    Следующий: