Тема урока: Читательская конференция

Цели и задачи

: привить детям любовь к
литературе; познакомить с разными жанрами
художественной литературы; повысить мотивацию к
чтению; расширять словарный запас; учить
сравнивать, высказывать свои умозаключения,
слушать и уважать мнение товарищей; учить
выразительно читать произведения (представляя
их на сцене).

Оборудование

: Плакат с надписью
“Кто много читает, тот много знает”; портреты
писателей, выставка книг.

Ход конференции

.

Учитель:

Ежегодно мы с вами
собираемся вместе на читательскую конференцию.
Обсуждаем литературные произведения, знакомимся
с новыми авторами и книгами, обмениваемся
читательским опытом.

Вот и сегодня вы узнаете много нового и
интересного. В первой части нашей программы мы
увидим инсценировку произведений. А во второй
части вас ждёт литературная викторина.

Пожалуйста, начинаем с 1-ой группы.

Инсценировка рассказа В. Драгунского
“Заколдованная буква”

У нас в библиотеке есть книги этого
писателя. (Показать)

Учитель: Пожалуйста, 2-ая группа.

Повесть-сказка А. Толстого
“Приключения Буратино
”.

Как Мальвина учила Буратино (урок
арифметики).

Учитель:

Пожалуйста, 3-ья группа.

Л. Гераскина “В стране невыученных
уроков”.

Лия Борисовна Гераскина родилась в
Новороссийске в 1910г. С детства писала стихи. О
нелёгких военных годах рассказала в книге “Есть
только миг между прошлым и будущим”.

Гераскина писала пьесы для спектаклей.
(“Аттестат зрелости”).

Самая популярная книга Гераскиной “В
стране невыученных уроков”.

Лоботряс и лентяй Виктор Перестукин
попадает в загадочную Страну невыученных уроков.
Ему довелось пережить немало приключений, прежде
чем ему разрешили вернуться домой.

По мере своего путешествия Витя
убеждался в необходимости знаний.

Сейчас вы увидите отрывок из этой
повести.

Эпизод, где В.Перестукин выбирает, куда
поставить запятую в приговоре “Казнить нельзя
помиловать”.

В нашей библиотеке есть эта
замечательная книга. Кто заинтересовался, может
взять почитать. (Показать).

Учитель: Пожалуйста, 4-ая группа.

Иван Андреевич Крылов

родился 13
февраля 1768 г. в Москве. Своё детство И.А. Крылов
провёл в разъездах с семьёй, грамоте выучился
дома, французским языком занимался в семействе
состоятельных знакомых. Несмотря на то, что
Крылов не получил систематического образования,
его отличала жажда знаний, любовь к чтению и
исключительные способности. Благодаря
самообразованию будущий знаменитый баснописец
стал одним из самых просвещённых людей своего
времени.

Он был весёлым человеком. Часто
попадал в конфузные ситуации. Вот несколько
эпизодов из жизни Крылова.

Однажды Иван Андреевич собирался
отправиться во дворец. Крылов выбрит, умыт, на нём
новый, только что сшитый мундир. И вдруг кто-то
спохватывается:

– Иван Андреевич, а где ваша шляпа?

Весь дом кидается искать крыловскую
шляпу: без неё являться во дворец никак
невозможно. Высокий, дородный Крылов сидит
неподвижно, наблюдая, как суетятся окружающие.
Наконец, и он встаёт, чтобы присоединиться к
розыскам. И тут выясняется, что Крылов…сидел на
своей шляпе. Измятый блин пытаются кое-как
уподобить головному убору, и Крылов спешит к
императрице.

А вот другой эпизод.

Вдовствующая императрица Мария
Фёдоровна, мать царя Александра I и царя Николая I,
старалась приблизить ко двору именитых
писателей. Крылова она часто приглашала в свою
летнюю резиденцию – Павловск. Иван Андреевич и
здесь являлся уморительным чудаком. Вот
императрица выходит к обеду. Крылов
приближается, чтобы поцеловать ей ручку, и
вдруг…чихает на руку императрице.

Или другой конфуз.

При разводе дворцового караула
императрица замечает в толпе зрителей Крылова.
Она подзывает его, Крылов подходит как-то боком,
переминается с ноги на ногу, норовит поскорее
уйти. Что ж оказалось? Обуваясь, Иван Андреевич
позабыл надеть носки. А сапоги у него дырявые – и
голые пальцы торчат наружу.

Видеофильм “Памятник Крылову”.

Иван Андреевич Крылов вошёл в детское
чтение как автор басен. Всего он написал более 200
басен. А что же такое басня, спросите вы?

Басня – это краткий иносказательный
нравоучительный рассказ, чаще в стихах. У каждой
басни есть мораль – поучительный вывод.

Всякая басня – иносказание. Говорится
о животных, понимай: о людях.

Сотни строк из басен Крылова стали
пословицами и поговорками. Потому что они
образны, метки, выразительны и действенны. Такие
как:

  • Избави бог и нас от этаких судей.
  • Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
  • Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он
    Кукушку.
  • У сильного всегда бессильный виноват.
  • А воз и ныне там.

Стихом Крылова мы не только украшаем
нашу речь – “крылатыми словами” из басен мы
доказываем, обосновываем своё мнение,
опровергаем чужое, предупреждаем возможное
возражение.

Предлагаем вашему вниманию басню
“Свинья под дубом” (инсценировка)

В нашей библиотеке есть много книг с
баснями Крылова. Кто заинтересовался, возьмёте
почитать.

Учитель:

А сейчас проверим,
насколько внимательными зрителями вы были.

– Какие жанры художественных
произведений были вами представлены? (Рассказ,
повесть-сказка, басня).

– Чем рассказ отличается от повести?

– Чем сказочная повесть отличается от
повести?

– Кто запомнил, что такое басня?

– Кто такой “начитанный человек”?

– Вот сейчас мы и проверим, какие вы
начитанные.


Литературная викторина.

Мы разделимся на две команды. (Делит
учитель).

Каждая команда придумывает название и
выбирает капитана. Название команды должно
отражать тему сегодняшней встречи: читатели,
литераторы, книголюбы, фантазёры, сказочники и
т.д.

1-й конкурс. “Вопросы”.

Я поочерёдно задаю вопросы каждой
команде. Вы совещаетесь и отвечаете. За
правильный ответ команда получает жетон. Если
ответа нет или он неправильный, право ответа у
другой команды.



1-а.

Назовите героиню французской
сказки, которая занималась неквалифицированным
трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как её
за это прозвали? (Золушка)

1-б.

Назовите героиню французской
сказки, которая получила своё прозвище благодаря
головному убору. (Красная Шапочка)

2-а

. Назовите имя героя английской
народной сказки: он построил дом, придерживаясь
передовых методов, а его братья по старинке и
поэтому чуть не потеряли жизнь. (“Три
поросёнка”, Наф-Наф)

2-б

. В какой русской народной сказке
брат не послушался сестру, один раз нарушил
санитарно-гигиенические правила и жестоко за это
поплатился? (“Алёша и братец Иванушка”. Попил
из лужи – превратился в козлёнка.)

3-а

. Назовите сказку итальянского
писателя, где все герои – фрукты и овощи? (Джанни
Родари “Приключения Чиполлино”)

3-б.

Кто написал книгу про
знаменитого медвежонка Винни – Пуха? (Английский
писатель Алан Александр Милн)

4-а.

Какой герой французской сказки
очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот
в сапогах)

4-б.

Какой сказочный герой посеял
деньги, думая, что вырастет денежное дерево и
останется только снимать урожай? (Буратино)

2-й конкурс. “Знатоки литературы”.

Соединить
автора с его произведениями. (Раздаточный
материал).

Команды получают конверт, где лежат
карточки с фамилиями авторов и карточки с
названиями произведений. Надо соединить автора с
его произведениями. За правильно выполненное
задание команда получает жетон. Чья команда
быстрее выполнит задание, получит
дополнительный жетон.

Аркадий Петрович Гайдар.

Голубая чашка.

Горячий камень.

Судьба барабанщика.

Чук и Гек.

Тимур и его команда.

Николай Николаевич Носов.

Фантазёры.

Весёлая семейка.

Живая шляпа.

Незнайка в Солнечном городе.

Бобик в гостях у Барбоса.

Корней Иванович Чуковский.

Путаница.

Мойдодыр.

Федорино горе.

Доктор Айболит.

Муха-Цокотуха.

От двух до пяти.

Виктор Юзефович Драгунский.

Друг детства.

Шляпа гроссмейстера.

Крайний случай.

Ерунда на постном масле.

Сестра моя Ксения.

Лев Николаевич Толстой.

Акула.

Прыжок.

Два брата.

Лев и собачка.

Два товарища.

Самуил Яковлевич Маршак.

Кошкин дом.

Старуха, дверь закрой.

Двенадцать месяцев.

Сказка о глупом мышонке.

Дом, который построил Джек.

Константин Георгиевич Паустовский.

Кот-Ворюга.

Заячьи лапы.

Резиновая лодка.

Прощание с летом.

Жильцы старого дома.

Ганс Христиан Андерсен

Огниво.

Дюймовочка.

Снежная королева.

Пастух и пастушка.

Стойкий оловянный солдатик.

3-ий конкурс. “Из каких произведений
взяты строчки”.

Я поочерёдно задаю вопросы каждой
команде. Вы совещаетесь и отвечаете. За
правильный ответ команда получает жетон. Если
ответа нет или он неправильный, право ответа у
другой команды.

1-а. Ай, моська! Знать она сильна,
Что лает на слона. (Крылов “Слон и моська”).

1-б. Воротился старик ко старухе:
У старухи новое корыто.
Ещё пуще старуха бранится:
“Дурачина ты, простофиля!” (Пушкин “Сказка о
рыбаке и рыбке”).

2-а. “Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее”. (Пушкин “Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях).

2-б. И заплакали блюдца:
“А не лучше ль вернуться?”
И сказали утюги:
“Мы Федоре не враги”! (Чуковский “Федорино
горе”).

3-а. Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду,
В рукава засунул руки –
Оказалось – это брюки! (С.Я.Маршак “Вот какой
рассеянный).

3-б. Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах. (Пушкин “Сказка о царе
Салтане”).

4-а. Жил был добрый царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет.
Раз царица на лугу,
На зелёном берегу
Ручейка была одна,
Горько плакала она. (Жуковский “Спящая
царевна”).

4-б. А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь. (Крылов
“Квартет”).

5-а. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…(Ф. Тютчев).

5-б. Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы. (С. Есенин “С добрым
утром”).

6-а. К нам вошёл какой-то дяденька. Я как
на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я
не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А
на шляпе наша каша. (В. Драгунский “Тайное
становится явным”).

6-б. Попробовали мы сырую
крупу жевать – противно. Попробовали сырой лук –
горько. Масло попробовали без хлеба есть – тошно.
Нашли банку из-под варенья. Ну, мы её вылизали и
легли спать. Уже совсем поздно было. Наутро
проснулись голодные. Мишка сразу полез за крупой,
чтоб варить кашу. Я как увидел, так меня даже в
дрожь бросило. (Н. Носов “Мишкина каша”).

4-й конкурс. “Собери пословицу”

(Раздаточный
материал).

Команды получают конверт, где лежат
карточки с частями из пословиц. Из этих частей
надо собрать пословицу. За правильно выполненное
задание команда получает жетон. Чья команда
быстрее выполнит задание, получит
дополнительный жетон.

Ученье – свет,
а не ученье – тьма.

Не спеши языком,
торопись делом.

Слово не воробей:
вылетит – не поймаешь.

Повторенье –
мать ученья.

Век живи –
век учись.

Чтение –
вот лучшее учение.

Без труда
не вытащишь и рыбку из пруда.

Любишь кататься –
люби и саночки возить.

Подведение итогов. Поощрение
победителей.

В конце нашей читательской конференции я хочу
вам сказать: читайте больше книг. Ведь, кто много
читает, тот много знает! Будьте начитанными, и с
вами будет приятно общаться каждому.




Следующий: