Тема урока: Число и цифра 5


Класс: 1

Тип урока:

урок изучения нового материала

Продолжительность урока:

35 минут

Используемые педагогические технологии:

  • традиционная педагогическая технология;
  • информационно-коммуникационная технология;
  • элементы технологии организации
    исследовательской деятельности обучающихся и
    элементы дифференцированного подхода к
    обучению.

Цели урока:

  • ввести понятие числа 5.
  • научить писать цифру 5.

Задачи:

  • Изучить число пять, его состав, написание цифры
    пять.
  • Упражняться в счете предметов.
  • Развивать мыслительные операции,
    математические способности, внимание, память,
    речь;
  • Требования к уровню подготовки
    обучающихся:

    Обучающиеся по итогам урока должны:

  • Понимать количественный и порядковый смысл
    целого числа 5.
  • Знать число и цифру 5, его состав.
  • Читать и записывать число 5.
  • Давать ответы в виде развернутых предложений на
    вопросы учителя или сказочного персонажа.
  • Уметь выполнять инструкции учителя.
  • Уметь в процессе учебной деятельности
    контактировать с товарищами и вести диалоги.
  • Понимать и выполнять учебные требования,
    предъявляемые со стороны учителя и
    мультимедиа-персонажей.
  • Оборудование:

    Учебник А.Л.Чекина Математика, 1
    класс, часть 1; тетрадь для самостоятельной
    работы №1 О.А.Захаровой; счетные палочки для
    каждого ребенка; веера с цифрами; фишки; наборное
    полотно с цифрами от 0 до 9; презентация к уроку.

    Поощрение:

    Учитель во время урока поощряет
    учеников словесно, а в конце урока за работу дети
    оценивают себя сами в своих
    дневниках-еженедельниках.

    Презентация.

    СЛАЙД 1

    Ход урока

    Звенит звонок

    СЛАЙД 2

    I. Организационная часть

    : психологический
    настрой учащихся.

    Проверь, дружок,
    Готов ли ты начать урок? СЛАЙД 3
    Все ль на месте, все ль в порядке
    Книжка, ручка и тетрадка?
    Проверили? Садитесь!
    С усердием трудитесь!
    Я желаю вам успехов!
    Чтоб воду в ступе не толочь
    Душа обязана трудиться и день и ночь
    И день и ночь.

    II. Устный счёт.

    Учитель: (Вначале мы с вами поработаем устно,
    приготовьте свои счетные палочки).

    1.

    Четыре спелых груши
    На веточке качалось.
    Две груши снял Павлуша,
    А сколько груш осталось? (2) СЛАЙД 4

    2.

    На забор влетел петух,
    Повстречал ещё там двух.
    Сколько стало петухов? СЛАЙД 5
    У кого ответ готов?



    3.

    Расставил Андрюшка
    В два ряда игрушки.
    Рядом с мартышкой-
    Плюшевый мишка.
    Вместе с лисой-
    Зайка косой.
    Следом за ними-
    Ёж и лягушка.
    Сколько игрушек
    Расставил Андрюшка? СЛАЙД 6

    4.

    Миша сорвал 3 ягоды, а потом ещё 1.
    Сколько ягод сорвал Миша? СЛАЙД 7

    (теперь поработаем с веерами)

    Покажите число, следующее за числом 1(2).

    За числом 8 (9).

    За числом5 (6).

    Покажите какое число стоит при счете перед
    числом 4 (3)

    Перед числом 10 (9)



    Перед числом 7 ( 6)

    Назовите соседей числа 2 (1,3)

    Соседи числа 6 (5,7) Молодцы!

    Физкультпауза.


    Ветер дует нам в лицо,
    Закачалось деревцо.
    Ветер — тише, тише, тише,
    Деревцо всё выше, выше, выше.

    III. Актуализация опорных знаний. Постановка
    проблемы

    .

    Учитель

    : -А теперь отгадайте кто гостья на
    нашем уроке:

    Мордочка усатая,
    Шубка полосатая,
    Часто умывается,
    А с водой не знается.
    У порога плачет,
    Коготки прячет.
    Тихо в комнату войдет,
    Замурлычет, запоет.

    Дети:

    Кошка СЛАЙД 8

    Учитель

    : Я рисую Кошкин дом:
    Три окошка, дверь с крыльцом,
    Наверху еще окно, чтобы не было темно.
    Посчитай окошки, в домике у кошки. СЛАЙД 9

    Дети:

    Четыре

    Учитель

    : Расскажите гостье, как получить
    число 4.

    Дети

    : Рассказывают состав числа четыре. (1 и 3),
    (2 и 2), (3 и 1), (1, 1, 1, 1), ( 0 и 4).

    Учитель

    : В домике у кошечки живут котята. Они
    очень любят играть. Посмотрите внимательно и
    скажите, а во что играют котята? Как сказать одним
    словом, что это? (геометрические фигуры) Назовите
    их.

    СЛАЙД 10

    Дети:

    (Прямоугольник, круг, квадрат,
    треугольник).

    Учитель

    :А какая фигура больше всех?
    (прямоугольник)

    - Возьмите счётные палочки и составьте свой
    четырехугольник из счетных палочек.

    (Дети составляют четырехугольник).

    IV. Работа над новым материалом. Знакомство с
    числом и цифрой 5.

    1. Образование числа 5.

    Учитель

    : Как из четырехугольника получить
    пятиугольник? (надо добавить ещё одну палочку)
    (составьте)

    Учитель:

    Сколько сторон у этой фигуры?(5)
    Сколько углов? (5) СЛАЙД 11

    - Какой цифрой обозначим количество сторон и
    углов у пятиугольника? (цифрой 5)

    Физкультпауза. СЛАЙД 12


    Вышли мышки как-то раз,
    Посмотреть который час.
    Раз, два, три, четыре
    Мыши дернули за гири.
    Вдруг раздался сильный звон
    Побежали мыши вон.

    2. Знакомство с цифрой 5.

    Учитель

    (демонстрирует карточку с цифрой 5).
    Ребята, а чей это портрет? Что за незнакомка здесь
    изображена?

    Учитель Это цифра 5. Так записывают число 5.
    Кто из вас раньше видел цифру 5? Где?

    Ученики Цифру 5 мы видели на страницах
    учебника, на линейке, на монетах, на домах.

    3. Работа с учебником.

    Откроем учебники и найдём страничку, на которой
    мы с вами ещё не работали. Что мы видим на верху?
    (цифру 5)

    Сколько очков выпало на кубике? (5)

    №5. Рассмотрите рисунок и скажите, кто же ПЯТЫМ
    подошёл к козлёнку? А сколько всего животных на
    рисунке? Давайте посчитаем все вместе.

    №6. Ребята, внизу у нас нарисован забор. Смотрим
    на условные обозначения. Что нам надо сделать?
    (взять фишки) Выполним задание.

    Рассмотрите как пишут цифру 5, и поучитесь её
    правильно писать.

    СЛАЙД 13

    4. Работа в тетради.

    Физкультпауза для глаз. СЛАЙД 14

    Откроем тетради на странице 5 4. В тетради
    найдите рабочую строку, где вы будете писать
    цифру 5: начинаем писать палочку немного правее
    середины верхней стороны клетки, ведем ее
    наклонно вниз почти до центра клетки, пишем
    полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху
    от палочки пишем вправо волнистую линию,
    доходящую до правого верхнего угла клетки.



    СЛАЙД 15

    Посмотрите, как правильно её надо
    записать.

    Ученики В тетрадях прописывают цифру 5.

    Учитель Ах, как красиво у вас получается! А у
    кого получилось не совсем так, как он хотел, не
    беда! Дома в черновике, а потом в прописях
    обязательно потренируйтесь и у вас обязательно
    получится!

    Закрепление.

    V. Подведение итогов. Рефлексия.

    Учитель:

    Какие новые знания вы получили на
    уроке?

    Чем понравилось заниматься на уроке?

    Откройте свои дневники, оцените свою работу.

    СЛАЙД 16

    (Молодцы, ребята. Вы были очень
    активными на уроке! Спасибо вам, за хорошую
    работу.)




    Следующий: