Тема урока: Чередование согласных в корне слова, которое мы не видим на письме 2-й класс


Цель.

Рассмотреть два способа проверки парных согласных на конце слова:
путем подбора родственных слов и путем подбора другой формы этого же слова
(чтобы после этого согласного звука шел гласный звук).

  • Совершенствовать умение работы с Обратным словарем. Развивать умение
    сопоставлять буквы в проверочном и проверяемом словах.
  • Воспитывать дружеские отношения, чувство взаимопомощи.
  • Оборудование: у

    чебник “Русский язык”. 2 класс. 1-я и 2-я части.
    Н.А.Чуракова; Тетрадь для самостоятельных работ № 1; записи словосочетаний и
    предложений на доске, плакат со словарными словами для взаимопроверки.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    – Сегодня, ребята, мы в очередной раз будем помогать своим друзьям Маше и
    Мише. Но для начала давайте вспомним, какие пословицы о дружбе вы знаете.

    2. Постановка проблемы.

    – Анишит Йокоповна Маше и Мише предложила записать следующие словосочетания:



    молочный зу[?], молочный су[?]

    – Маша с Мишей задумались: “Какую же букву написать в конце этих слов?”
    Давайте поможем решить им эту проблему.

    3. Открытие учащимися нового знания.

    – Какой звук вы произносите на конце слов-названий предметов в
    словосочетаниях?



    – Вы произносите одинаковые звуки или разные? Это звонкие или глухие звуки?

    – А теперь прочитайте следующие предложения:

    1. Миша лишился молочного зу[?]а.
    2. Миша съел тарелку молочного су[?]а.

    – А сейчас какие звуки вы произносите на месте пропусков: одинаковые или
    разные?

    – Эти звуки находятся на конце слов или перед гласными?

    – Что вы можете сказать о согласных звуках [б]-[п]? (Они парные.)

    – Какую букву нужно писать на конце слова, если там слышится глухой звук?

    Ученики делают вывод.

    В корне слова на конце пишется та же буква, что и
    перед гласным. Чтобы узнать букву, надо изменить слово так, чтобы после глухого
    согласного шел гласный.

    4. Первичное закрепление.

    1. Сравнение двух словосочетаний:
      колючий е[?], колючий ер[?]
      Какие звуки вы произносите на месте пропусков?
      – Вы произносите одинаковые звуки или разные?
      – Это звонкие или глухие звуки?
      – А какие буквы в этих словах вы напишите? Почему?
    2. Работа в Тетрадях для самостоятельных работ № 1 (с. 22, упр. 26).
      “Помоги найти буквенную одежду” (с комментированием).
    3. Вспомните все парные согласные.
    4. Подтвердите новое правило. Работа с таблицей на с. 132 учебника
      (часть 1).

    5. Физкультминутка.

    6. Продолжение работы над новой темой.

    1. Знакомство со способами проверки (таблица на с. 132 учебника)
      С какими способами проверки знакомит нас Мышь?
      – Когда вы встречались с такими способами проверки?
      – Почему же, проверяя безударный гласный, мы стремимся поставить звук под
      ударение, а проверяя парный согласный, стремимся к тому, чтобы после
      сомнительного звука шел гласный звук?

    Ученики должны осознать,

    что в обоих случаях мы добиваемся того, чтобы
    сомнительный звук стал хорошо различим.

    1. Проверка написания пар слов, которые заканчиваются на звуки [ш] и [с]
      двумя способами.

    7. Закрепление. Работа с Обратным словарем.
    Упр. 98.

    – Выпишите семь любых слов на букву – Г столбиком.

    – Почему в написании всех этих слов можно сделать ошибку? Где именно можно
    ошибиться?

    – Есть ли какое-нибудь правило, которое позволит нам избежать ошибок?

    – Запишите проверочные слова к выписанным словам.

    – На какую другую букву нужно открыть Обратный словарь, чтобы проверить
    полностью написание одной пары звонких-глухих согласных? (На букву – К.)

    – Откройте Обратный словарь на эту букву, выпишите 4 слова и запишите
    проверочные слова.

    8. Словарный диктант. Взаимопроверка (работа в парах).

    Пирог, башмак, шаг, знак, круг, судак.

    9. Итог урока.

    – Чему вы научились сегодня на уроке? (Научились проверять написание
    парных согласных на конце слов.)



    – Что нужно сделать, чтобы узнать какую букву вы будете писать на конце
    слова? (Слово надо изменить так, чтобы после глухого согласного шел гласный.)

    – Какими двумя способами можно проверить написание
    парных согласных на конце слова? (Путем подбора родственных слов и подбором
    другой формы этого же слова.)

    – Молодцы! С вашей помощью Маша и Миша научились писать слова с парными
    согласными на конце слов и они говорят вам “Спасибо!” Вы настоящие друзья, так
    как не бросили своих друзей в беде, а помогли им.

    10. Домашнее задание.

    Из Обратного словаря выписать 5 слов на – З и 5 слов на – С, записать к ним
    проверочные слова.




    Следующий: