Тема урока: Бензол: электронное строение, физические свойства

Цели урока:

  • дать понятие об ароматической связи, её
    особенностях, установить взаимосвязь между
    строением бензола и его свойствами;
  • закрепить умение сравнивать состав и строение
    углеводородов различных рядов;
  • познакомить с физическими свойствами бензола;
  • показать токсическое воздействие аренов на
    здоровье человека.

План лекции

  1. Вывод молекулярной и структурной формулы
    бензола.
  2. История открытия бензола.
  3. Формула Кекуле.
  4. Строение бензола.
  5. Понятие “ароматичности”.
  6. Возникновение термина “ароматические
    соединения”.
  7. Физические свойства бензола.
  8. Токсическое воздействие аренов на организм
    человека.
  9. Закрепление пройденного материала.
  10. Домашнее задание.

В начале урока предлагаю учащимся решить
задачу на вывод формулы вещества.

Задача. При сжигании 2,5 г вещества выделилось 8,46
г углекислого газа и 1,73 г воды. Масса 1 л вещества
составляет 3,5 г. Определите молекулярную и
возможную структурную формулы вещества.

Решая задачу, учащиеся выводят молекулярную
формулу вещества – С6Н6. Возникает
проблемная ситуация: “Какое строение может
иметь молекула бензола?” Опираясь на знание о
непредельных углеводородах, учащиеся предлагают
возможные структурные формулы для него:

НС С—СН2—СН2
С СН

Н2С = СН —С С—СН =
СН2 и другие.

Учащиеся делают вывод о том, что бензол
является сильно ненасыщенным соединением,
вспоминают качественные реакции на
непредельность.

Предлагаю учащимся проверить гипотезу о
непредельности бензола в ходе выполнения
эксперимента. Проведя реакции бензола с бромной
водой и раствором перманганата калия, ученики
приходят к выводу, что бензол, являясь
ненасыщенной системой, не даёт качественных
реакций на непредельность, следовательно, его
нельзя отнести к классу непредельных
углеводородов.

Какое же строение имеет молекула бензола, и к
какому классу углеводородов его можно отнести?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, знакомлю
учеников с историей открытия бензола, которая
весьма интересна. В 1812 – 1815 годах в Лондоне
впервые появилось газовое освещение. Светильный
газ, добывавшийся из жира морских животных,
доставлялся в железных баллонах. Эти баллоны
помещались обычно в подвале дома, из них газ по
трубкам распределялся по всему помещению. Вскоре
было замечено крайне неприятное обстоятельство
– в сильные холода газ терял способность давать
при горении яркий свет. Владельцы газового
завода в 1825 г. обратились за советом к Фарадею,
который нашёл, что те составные части, которые
способны гореть ярким пламенем, собираются на
дне баллона в виде прозрачного жидкого слоя. При
исследовании этой жидкости Фарадей открыл новый
углеводород – бензол. Название этому веществу
дал Либих – (суффикс –ол указывает на его
маслянистый характер, от латинского oleum – масло).

Далее перехожу к изложению строения молекулы
бензола.

В 1865 г. немецким учёным Кекуле была предложена
структура молекулы бензола, которая приснилась
ему в виде змеи, укусившей себя за хвост:

Но эта формула, соответствуя элементарному
составу бензола, не отвечает многим его
особенностям:

  • бензол не даёт качественных реакций на
    непредельность;
  • для бензола характерны реакции замещения, а не
    присоединения;
  • формула Кекуле не в состоянии объяснить
    равенства расстояний между углеродными атомами,
    что имеет место в реальной молекуле бензола.

Чтобы выйти из этого затруднения, Кекуле
допустил, что в бензоле происходит непрерывное
перемещение двойных связей.

Использование современных физических и
квантовых методов исследования дало возможность
создать исчерпывающее представление о строении
бензола.

Атомы углерода в молекуле бензола находятся во
втором валентном состоянии (sp2). Каждый атом
углерода образует -связи с
двумя другими атомами углерода и одним атомом
водорода, лежащими в одной плоскости. Валентные
углы между тремя -связями
равны 120°. Таким образом, все шесть атомов
углерода лежат в одной плоскости, образуя
правильный шестиугольник (рис. 1):

Рис. 1. Схема образования -связей
в молекуле бензола

Каждый атом углерода имеет одну негибридную
р-орбиталь. Шесть таких орбиталей располагаются
перпендикулярно плоскости -связей
и параллельно друг другу (рис. 2). Все шесть
р-электронов взаимодействуют между собой,
образуя единое -электронное
облако. Таким образом, в молекуле бензола
осуществляется круговое сопряжение. Наибольшая -электронная плотность в этой
сопряженной системе располагается над и под
плоскостью кольца (рис. 3):


Рис 2. Негибридные
2p-орбитали
углерода в молекуле бензола

Рис 3. Молекула
бензола.
Расположение -электронного
облака

В результате такого равномерного перекрывания
2р-орбиталей всех шести углеродных атомов
происходит “выравнивание” простых и двойных
связей – длина связи составляет 0,139 нм. Эта
величина является промежуточной между длиной
одинарной связи в алканах (0,154 нм) и длиной
двойной связи в алкенах (0,133 нм). То есть, в
молекуле бензола отсутствуют классические
двойные и одинарные связи.

Круговое сопряжение дает выигрыш в энергии 150
кДж/моль. Эта величина составляет энергию
сопряжения – количество энергии, которое нужно
затратить, чтобы нарушить ароматическую систему
бензола.

Такое электронное строение объясняет все
особенности бензола. В частности, почему бензол
трудно вступает в реакции присоединения – это
приводит к нарушению сопряжения. Такие реакции
возможны в жёстких условиях.

В настоящее время нет единого способа
графического изображения молекулы бензола с
учётом его реальных свойств. Но, чтобы
подчеркнуть выравненность -электронной
плотности в молекуле бензола, прибегают к помощи
следующих формул:

Используют и формулу Кекуле, помня при этом о её
недостатках.

Совокупность свойств бензола принято называть
ароматичностью. В общем виде явление
ароматичности было сформулировано немецким
физиком Хюккелем: соединение должно проявлять
ароматические свойства, если в его молекуле
содержится плоское кольцо с (4n+2) -электронами, где n может принимать
значения 0, 1, 2, 3 и т. д. Согласно этому правилу,
системы, содержащие 6, 10, 14 -электронов,
являются ароматическими.

Примерами таких соединений являются нафталин
(n=2) и антрацен (n=3).


нафталин (10-электронов)

антрацен (14-электронов)

После рассмотрения строения бензола с
учащимися обсуждаем ответы на вопросы:

  1. Можно ли отнести бензол к непредельным
    углеводородам? Ответ обоснуйте.
  2. К какому классу углеводородов относится бензол?
  3. Что подразумевается под понятием
    “ароматическое соединение”?
  4. Какие углеводороды называются ароматическими?

Далее знакомлю учащихся с происхождением
термина “ароматические соединения”. Сообщаю,
что это название возникло в начальный период
развития химии. Было замечено, что соединения
бензольного ряда получаются при перегонке
некоторых приятно пахнущих (ароматических)
веществ – природных смол и бальзамов. Однако
большинство ароматических соединений не имеют
запаха или пахнут неприятно. Но данный термин
сохранился в химии. Ароматическими
углеводородами (аренами) называются вещества, в
молекулах которых содержится одно или несколько
бензольных колец – циклических групп атомов
углерода с особым характером связей.

Далее учащиеся знакомятся с физическими
свойствами бензола, работая с учебной
литературой. Им известно, что бензол – это
жидкость, может находиться и в парообразном
состоянии (при исследовании запаха). Знакомлю
учащихся с бензолом в твёрдом виде. Температура
плавления бензола 5,5°С. Основываясь на этом
сведении, демонстрирую превращение жидкого
бензола в белую кристаллическую массу. Для этого
4-5 мл бензола, находящегося в пробирке, опускаю в
сосуд, наполненный снегом или льдом. Через
несколько минут учащиеся наблюдают изменение
агрегатного состояния бензола. На основании
наблюдений учащиеся высказывают предположение о
том, что у этого вещества должна быть
молекулярная кристаллическая решетка.

Обращаю внимание учащихся на то, что бензол
является сильно токсичным веществом. Вдыхание
его паров вызывает головокружение и головную
боль. При высоких концентрациях бензола возможны
случаи потери сознания. Его пары раздражают
глаза и слизистую оболочку.

Жидкий бензол легко проникает в организм через
кожу, что может привести к отравлению. Поэтому
работа с бензолом и его гомологами требует
особой осторожности.

Материал темы “Бензол” использую для
объяснения вреда курения. Исследования
дёгтеобразного вещества, полученного из
табачного дыма показали, что в нём содержатся,
помимо никотина, ароматические углеводороды
типа бензпирена,

обладающие сильными канцерогенными
свойствами, т. е. эти вещества действуют как
возбудители рака. Табачный дёготь при попадании
на кожу и в лёгкие вызывает образование раковых
опухолей. Курильщики чаще заболевают раком губы,
языка, гортани, пищевода. Они намного чаще
страдают стенокардией, инфарктом миокарда.
Отмечаю, что около 50% ядовитых веществ курильщик
выделяет в окружающее пространство, создавая
вокруг себя кольцо “пассивных курильщиков”, у
которых быстро появляется головная боль,
тошнота, общее недомогание, а затем могут
развиваться и хронические заболевания.

В конце урока провожу фронтальный опрос по
вопросам:

  1. Какое количество -связей
    образует каждый атом углерода в молекуле
    бензола? Сколько всего -связей
    имеется в ней?
  2. Какие связи в молекуле бензола локализованы?
  3. Почему длина связи между атомами углерода в
    молекуле бензола является промежуточной между
    одинарной и двойной?
  4. Какая из схем правильно показывает образование -связей в молекуле бензола?
    Ответ мотивируйте.

  1. Объясните, какая схема верно отображает
    расположение -электронного
    облака в молекуле бензола?

Домашнее задание: стр.55-58, стр. 61 №1, 2 по
учебнику Э. Е. Нифантьева, Л. А. Цветкова “Химия
10-11”.

Следующий: