Тема урока Автономное существование человека в природе. 6-й класс

У Автономное существование в природе, по каким бы причинам оно ни произошло,
серьезно влияет на человека. Так, удовлетворение даже самых обычных потребностей
в ненаселенной местности, например, в пище и воде, порой превращается в
трудноразрешимую проблему. Жизнь человека при этом зависит не только от
образования, профессиональных навыков, материального достатка, а чаще от другого
— наличия или отсутствия водоемов, съедобных растений, животных, а также от
температуры воздуха, солнечной радиации и силы ветра.

Слово “выживать” всегда употреблялось в совершенно конкретном смысле –
“остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели”. Под выживанием понимают
активные, разумные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и
работоспособности в условиях автономного существования. Чем быстрее человек
сориентируется, примет решение и выберет правильный способ действий, тем больше
у него будет шансов остаться живым, здоровым и невредимым.

Конечно, дать исчерпывающие советы на все случаи жизни невозможно, но
основные правила безопасного поведения в автономии знать необходимо.

Цель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся,
полученные по теме “Автономное существование человека в природе”.

Задачи:

  • Развить практические навыки и умения в пользовании необходимыми
    предметами в экстремальных условиях;
  • Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условия
    экстремальной ситуации;
  • Способствовать развитию речи и мышления учащихся (анализ ситуаций,
    обобщение умение делать выводы);
  • Закрепить основы медицинской помощи;
  • Развивать навыки принятия ответственных решений; развитие интеллекта –
    познавательного интереса к предмету ОБЖ;
  • Развивать навыки принятия ответственных решений, навыки групповой
    работы;
  • Способствовать воспитанию ответственности за свою жизнь и своих
    товарищей.

Форма проведения: урок – путешествие.

Оборудование: мультимедийный проектор,
презентация,
маршрутные листы, карточки с
вопросами и заданиями, схемы сигналов бедствия, карточки с лекарственными
растениями, корзины с грибами (в бумажном варианте), спички, шнуры, парашюты
(бумажные)

Ход урока

Организационный момент:

На отдельном столе разложены бумажные парашюты различного цвета (красный,
желтый, оранжевый, синий, зеленый). Дети при входе в класс, выбирают себе один
парашют (тем самым они делятся на группы). У каждого на столе лежат маршрутные
листы, спички, карточки с некоторыми заданиями. Проводится проверка
подготовленности учащихся к уроку.

Вступительное слово:

Сегодня мы совершим с вами путешествие на нашем маленьком самолете (на доске
прикреплен самолет). Но для того, чтобы пройти в наш самолет необходимо
заполнить посадочный талон (маршрутный лист у каждого на столе) и не забыть свой
парашют. Представьте, что неожиданно наш самолет попал в воздушную яму и всё
оборудование вышло из строя, самолет начинает падать. Но у нас с вами есть
парашюты, и мы благополучно приземлились, однако оказались в экстремальной
ситуации вынужденной автономии. Что это значит? (Экстремальные ситуации
вынужденной автономии могут быть вызваны: стихийными бедствиями, ситуациями,
связанными с потерей ориентации в пространстве, отрыва от группы, гибелью или
порчей транспортного средства)
И именно сейчас, каждому из вас представится
возможность применить все ранее полученные знания, проявить себя как знаток
правил поведения в экстремальной ситуации. Чтобы дойти до спасительного конца вы
должны будите пройти все сложные этапы нашего путешествия и те, кто справятся со
своими заданиями, и наберет наибольшее количество баллов, получит наивысшую
оценку своей работы. Итак, давайте начнем наше путешествие.

Этапы путешествия:

Маршрутный лист № 1.

Маршрутный лист № 2.

Маршрутный лист № 3.

Маршрутный лист № 4.

Максимальное количество 5 баллов.

1-й этап.

Надо определить очередность ваших действий: пронумеруйте действия в своем
маршрутном листе по порядку их выполнения (расставить цифры). После выполнения
задания самопроверка (на доске появляется правильный порядок действия Слайд 2).
Ставим баллы в маршрутный лист.



2-й этап.

С порядком действий мы определились, составили план действия, давайте теперь
определим куда мы пойдем, в какую сторону. Ориентироваться будем по местным
признакам, вам необходимо дописать в предложении нужное слово. После выполнения
задания меняемся маршрутными карточками со своим соседом и проверяем товарища
(на доске правильные варианты ответов Слайд 3). Ставим баллы в маршрутный
лист.

3-й этап.

Ребята, мы с вами забыли о том, что нас могут искать, но нам необходимо быть
готовым подать сигнал бедствия с помощью международного кода. У каждого есть
свое предложение, которое надо закодировать определенными символами.
Самостоятельно проверяем себя и проставляем баллы. (Слайд 4)

4-й этап.

Шли мы с вами достаточно долго, захотелось есть и пить, да и согреться и
высушить одежду не мешало бы. Давайте выложим костер (у каждого на столе
небольшое количество спичек), у каждого будет свой вид костра, приступаем к
работе. Проверять работу буду я, и проставлять сразу баллы в ваш маршрутный лист.
(Слайд 5)

5-й этап.

Ребята, а скажите пожалуйста без чего человек не может существовать
достаточно долго? (вода) Сколько человек может выдержать без воды? А без
еды? (Ответы детей.) Давайте сначала добудем воду, какие способы добычи
воды вы знаете? Запишите те способы, какие знаете. Оценивает учитель (можно
после сдачи работ).

6-й этап.

Отгадайте загадку:

Белка к ёлке подбежала,
Лапкой веточку достала
И на веточный изгиб
положила белый … (гриб).

Грибы ребята очень калорийная и полезная пища, к тому же их очень легко
отыскать, но нужно быть внимательными и не брать ядовитые грибы. Сейчас мы
поработаем в группах и уберем из корзинок ядовитые грибы (группы формируются по
цвету парашютов) Каждой группе раздаются макеты корзинок с грибами.
(Приложение 1)

(Слайд 6)

А теперь я попрошу вас угадать слуховой ребус и записать в карточке:

  • рыба + ёжик = рыжик
  • масло + слоненок = масленок
  • очки + пять + акула = опенок
  • муха + сом + море = мухомор
  • сыр + нож + сережки = сыроежки

7-й этап.

И снова мы будем работать плечо к плечу с товарищами, и искать себе
пропитание, ведь нам нужны силы для продолжения путешествия. Думаю, что для вас
не составит труда найти нетрадиционную пищу в лесу, на карточках необходимо
убрать то, что нельзя употреблять в пищу. Запишите себе в листы то, что вы
можете съесть и не отравиться.
(Приложение 2)

8-й этап.

А если в пути вам потребуется медицинская помощь, что будем делать? (Слайд
7)
Действительно есть замечательная лесная
аптека. У вас в карточке написаны названия лекарственных трав,
(Приложение 3) от
каких болезней, недугов они могут помочь, запишите рядом в карточке. Оцените
себя.

9-й этап.

И вот уже скоро станет темно, нам надо построить себе временное укрытие. А
какие вы знаете временные укрытия? Работа по карточкам,
(Приложение 4)

соединить стрелками названия и изображения укрытий. После этого запишите в свои
карты названия укрытий соответственно цифрам. А теперь давайте проверим себя.

(Слайд 8)

10-й этап.

А сейчас мы посмотрим, умеете ли вы вязать туристические узлы. У вас на
столах лежат шнурки, а в карточках названия узлов, необходимо сделать тот узел,
который указан в карточке (проверяет учитель, но по истечению 2 минут на слайде
появляется изображение узлов). (Слайд 9)

11-й этап.

А сейчас мы посмотрим, как вы можете оказать ПМП, но для этого надо
поделиться на подгруппы (варианты на карточках) У каждого варианта свое задание,
выполняем по два человека в группе.
(Приложение 5)
Оценивает учитель.

Итог:

И для того чтобы наша карта была полностью заполнена, давайте допишем
предложения в последней графе, а так же дорисуем лицо человечка. Но надо
запомнить, что лицо человечка должно быть похоже по выражению на ваше, т.е.
такое, какое было у вас настроение на протяжении всего путешествия.




Следующий: