Тема: Совершенствование преподавания физической культуры в школе

Образовательный процесс в области физической
культуры в основной школе строится так, чтобы
были решены следующие задачи:

- укрепление здоровья, развитие основных
физических качеств и повышение функциональных
возможностей организма;

- формирование культуры движений, обогащение
двигательного опыта физическими упражнениями с
общеразвивающей и корригирующей
направленностью, техническими действиями и
приемами базовых видов спорта;

- освоение знаний о физической культуре и
спорте, их истории и современном развитии, роли в
формировании здорового образа жизни;

- обучение навыкам и умениям в
физкультурно-оздоровительной и
спортивно-оздоровительной деятельности,
самостоятельной организации занятий

- воспитание положительных качеств личности,
норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в учебной и соревновательной
деятельности.

Из школы должны выходить здоровые,
образованные, всесторонне развитые люди, которым
предстоит решать сложные задачи и им понадобится
и развитый интеллект, и большой багаж знаний и,
конечно же – здоровье. Важную роль в сохранении
здоровья, в приобщении к здоровому образу жизни
должна играть не только семья, но и школа. Ведь
ребенок 6-7 часов в день (практически рабочий день
взрослого человека!) проводит в стенах учебного
заведения.

Однако современная система общего и среднего
физкультурного образования России в настоящее
время переживает серьезный кризис, который
проявляется в следующем:

- в недостаточной образованности населения в
области физической культуры;

- в низком уровне здоровья и физической
подготовки учащихся;

- в малом числе людей систематически
занимающихся физической культурой и спортом
(10-15%).

Основными причинами кризиса в физкультурном
образовании является следующее:

1. Подмена образовательного содержания учебных
занятий по физической культуре содержанием из
других форм физического воспитания: общей
физической подготовкой, тренировочных,
оздоровительных, ЛФК, превращение урока в одну из
форм активного отдыха.

2. Явная недооценка и недостаточное внимание к
формированию специальных физкультурных знаний у
школьников.

3. Недостаточное внимание к созданию условий
для перерастания образовательного процесса в
процессы самообразования и
самосовершенствования.

4. Отсутствие четко сформулированной и
общепризнанной цели по физической культуре в
школе.

5. Явно недостаточный объем учебного времени,
отводимого на обязательные учебные занятия.

6. Недостаточное использование научных
достижений в спортивной области, средств и
методов спортивной тренировки, адаптированных к
условиям массовых форм физического воспитания.

7. Слабое владение учителями физического
воспитания современными педагогическими и
здоровьесберегающими технологиями.

Кризис системы общего и среднего
физкультурного образования вызывает острую
необходимость модернизации системы.

В настоящее время разработаны следующие
основные концепции совершенствования
физической культуры в школе:

1. Система с оздоровительной направленностью
физической культуры в школе (автор Селуянов В.Н).

Эта система предполагает создание условий для
удовлетворения естественной потребности
школьников в движении:

- проведение физкультминуток и пауз на уроках;

- проведение динамических перемен;

- проведение утренней зарядки до начало уроков;

- подбор эффективных оздоровительных
технологий, средств и методов с целью
профилактики и коррекции “школьных болезней”
(нарушение осанки, плоскостопия, ДЖВП, ВСД,
близорукости);

- улучшение физкультурно-оздоровительной
работы в школе и прежде всего в группах
продленного дня.

2. Система спортизации физической культуры в
школе (автор Бальсевич В.К).

Эта система предполагает, что уроки физической
культуры должны строиться на основе занятий
определенными видами спорта (желательно с учетом
пожеланий учащихся), при наличии условий можно
переходить из одного вида спорта в другой через
2-3 месяца занятий.

- вынос уроков за сетку расписания;

- занятия проходят в форме тренировок по 1,5-2
урока;

- группы формируются по возрасту и физической
подготовленности учащихся;

- школьники, относящиеся к группе ЛФК
занимаются отдельно.

3. Система преимущественно с образовательной
направленностью физической культуры в школе
(автор Лукьяненко В.П).

Основным стержнем этой системы является мысль
о том, что физическая подготовка учащихся и общее
образование в области физической культуры не
одно и тоже. Настоящими уроками физической
культуры могут называться только те учебные
занятия, на которых изучаются ее теоретические и
практико-методические основы, познаются способы
рационального воздействия средствами
физической культуры на организм занимающихся.
Поэтому данная концепция основана на приоритете
образовательной направленности, которая
позволит обеспечить систематическое и
длительное использование населением системы
физкультурных знаний для эффективной
двигательной активности на протяжении всей
жизни. Исходя из этого, основной целью физической
культуры в школе, должно являться обеспечение
общего среднего образования в сфере физической
культуры, представляющее собой базовую основу и
важнейшие условия, содействующие формированию
личности школьника в области физической
культуры. Автор этой системы предлагает ввести в
расписание три вида учебных занятий:

1. Академический (освоение основ
специальных знаний).

2. Инструктивно-методический (формирование
умений практико-методического характера,
необходимых для самостоятельного использования
различных видов и систем физических упражнений в
целях организации активного отдыха, повышения
работоспособности, укрепления здоровья и
ведения здорового образа жизни.)

3. Практический (обучение двигательным
умениям, закрепление навыков и
совершенствование в видах спорта изучаемых в
программе по предмету “Физическая культура”.



Решение всех этих вопросов предполагает
увеличение количества учебных занятий до 4-5
уроков в неделю, а также существенный пересмотр
учебных планов по подготовке и переподготовке
учителей физической культуры.

Я считаю, что при модернизации общего и
среднего физкультурного образования, за основу
необходимо взять систему преимущественно с
образовательной направленностью, так как без
полноценных знаний, составляющих
интеллектуальную основу физической культуры, ее
успешное формирование не представляется
возможным. Но и другие системы имеют место в
физкультурном образовании школьников. Так в
начальной школе, большее внимание следует
уделять системе оздоровительной направленности,
а в средней и старшей школе системе
преимущественно с образовательной
направленностью, не забывая при этом об
оздоровительных формах физического воспитания
школьников.

Система спортизации (выявление одаренных
детей) должна иметь место во внеклассной и
кружковой спортивной работе учителя
физкультуры. Именно в этой форме работы в
наибольшей степени развивается интерес и
увлеченность детей предметом “Физическая
культура”. А уже подготовкой и
совершенствованием этих детей в избранном виде
спорта должны заниматься детско-юношеские
спортивные школы.

Задача учителя физкультуры состоит в том,
чтобы, прежде всего, дать знания о своем предмете,
развить умения, закрепить навыки, привить любовь
и потребность к здоровому образу жизни.

Многолетний опыт работы помог мне
систематизировать элементы физического
воспитания, которые дают максимальный эффект в
обучение школьников по предмету “Физическая
культура”.

В настоящее время в своей работе я использую
следующие элементы из существующих концепций.

В 2010 учебном году под моим руководством стала
работать общественная организация “Совет
физкультуры школы”, созданная из учащихся 7-11
классов. СФШ совместно с учителями физкультуры
проводит следующую
физкультурно-оздоровительную и агитационную
работу в школе.

  1. Внутришкольную спартакиаду по видам спорта
    (баскетбол, волейбол, футбол, пионербол, лыжные
    гонки). 5-11 класс.
  2. Соревнования по общей физической подготовке 1-11
    класс.
  3. Соревнования “Веселые старты”. 1-4 класс.
  4. Соревнования “А, ну-ка девочки!”, “А, ну-ка
    парни!”. 5-11 класс.
  5. Различные конкурсы, беседы, викторины о
    здоровом образе жизни.
  6. Предурочная утренняя зарядка — в каждом классе
    проводит физорг класса.
  7. Физкультминутки — на 20-й мин. каждого урока -
    проводят дежурные класса.
  8. Подвижные перемены в начальной школе –
    проводят учащиеся дежурного класса по
    расписанию дежурства класса.
  9. С сообщениями, докладами о здоровом образе
    жизни на классных часах выступают учащиеся,
    временно освобожденные от уроков физкультуры, а
    на уроках они работают теоретически по
    карточкам-тестам соответствующим теме урока.

Начиная с 5-го класса, увеличиваются
индивидуальные различия школьников, что
необходимо учитывать при обучении движениям,
развитии двигательных способностей,
осуществлении процесса воспитания. В этой связи
в своей работе я особое внимание уделяю
дифференцированному и индивидуальному подходу к
учащимся, имеющих низкие и высокие результаты в
физической подготовке. Учащиеся с низким уровнем
физической подготовки, дополнительно занимаются
в группе ОФП — 2 раза в неделю, остальных ребят
привлекаю к занятиям в школьных спортивных
секциях, с последующим их определением по
отделениям ДЮСШ г. Рузы. Также в своей работе я
применяю элементы методики “Раздельное
обучение на уроках физической культуры”,
которые дают мне возможность:

1. Активно применять технологию сотрудничества
учитель-ученик, ученик-ученик.

2. Использовать технологию опережающего
обучения в гимнастике, в волейболе, в баскетболе,
в легкой атлетике.

3. Учитывать интересы девочек для усиления их
мотивации к занятиям на уроках, в спортивных
секциях, физкультурно-массовых и спортивных
мероприятиях.

4. Использовать нетрадиционные формы обучения:
шейпинг, изотон, стрейчинг, приемы
психорегуляции.

5. Применять исследовательскую и проектную
технологию, используя рейтинговую систему для
учащихся различного уровня физической
подготовленности.

Не забыта и внеклассная работа. Я веду секцию по
ОФП для учащихся с низким уровнем физической
подготовки и секцию по баскетболу для девочек 5-11
класса. Регулярно для всех учащихся школы
проводятся “Дни Здоровья”, комплексное
мероприятие “Олимпийцы среди нас”,
“Президентские игры”, “Президентские
состязания”. Сборная команда школы принимает
участие в Районной Спартакиаде школьников по 5
видам спорта и занимает призовые места. В дни
школьных каникул на базе “Гимназии № 1”
совместно с ДЮСШ г. Рузы (отделение гребли на
байдарках и каноэ) и спортивной базы
олимпийского резерва “Волынщино”
организовывается спортивно-оздоровительный
лагерь городского типа. В нем отдыхают школьники,
занимающиеся в спортивных секциях школы, где
ребята не только отдыхают, но и занимаются
греблей на байдарках и каноэ, участвуют в
соревнованиях, ходят в турпоходы по родному краю.

Литература

  • В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий
    “Физкультурно-оздоровительная работа в школе”.
    М.: изд. НЦЭНАС. 2006 г.
  • М.В. Видякин “Начинающему учителю”. Волгоград.
    Учитель, 2004 г.
  • В.Н. Селуянов “Технология оздоровительной
    физкультуры”. М.: Спорт-академия, 2001 г.
  • В.П.Лукьяненко “Концепция модернизации системы
    общего и среднего образования физической
    культуры в России”. М: Советский спорт. 2007 г.
  • В.К.Бальсевич “Концепция
    информационно-образовательной кампании по
    развертыванию национальной системы
    спортивно-ориентированного физического
    воспитания”.
  • Презентация




    Следующий: