Тема «Соединения химических элементов». Тема урока: «Кислоты»

Тип урока:

  1. по основной дидактической цели: изучение нового материала.
  2. по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.
  3. по форме проведения: урок – путешествие.

Цели урока:

  1. образовательные: познакомить учащихся с новыми соединениями химических элементов, принадлежащих классу кислоты
  2. развивающие: расширение кругозора и развитие интереса к предмету через информационно – коммуникативные технологии
  3. общеучебные:
    а) учебно-организационные: составлять схемы, таблицы.
    б) учебно-интеллектуальные: умения сравнивать, анализировать.
    в) учебно-информационные: пользоваться компьютером.
  4. воспитательная: воспитание ответственности, бережливости, аккуратности.

Методы обучения:

  1. по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемно – поисковые: проекты учащихся, лабораторная работа
  2. по виду источника знаний: словесно-наглядные
  3. по форме совместной деятельности учителя и учащихся: рассказ, беседа

Средства обучения: таблицы, компьютерная сеть, медиа- проектор, презентация по теме «Кислоты», мультимедиа «Уроки химии»

Контроль результатов обучения:

  1. по способу организации: индивидуальный
  2. по способу подачи информации: компьютерный контроль

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

Учитель: На предыдущих уроках вы познакомились с бинарными соединениями, среди которых HCl, H2S. Как вы считаете, эти соединения относятся к изученным ранее классам?

Учащиеся: Исходя из определения, нет.

Учитель: А к какому классу можем мы отнести эти соединения?

Учащиеся: Не известно.

Учитель: Чтобы разрешить это затруднение или проблему, давайте совершим путешествие в царство Кислот. Запишите в тетради тему урока «Кислоты».

2. Изучение нового материала.

Станция Определений

Учитель: Кислотами называют сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков.

Общая формула кислот такова: Н к.о. [1]

Давайте посмотрим, относятся ли неизвестные нам соединения к классу кислот?

Учащиеся: Исходя из определения, да это кислоты.

Станция Номенклатурная

Учитель: Давайте запишем примеры наиболее часто используемых на уроках химии кислот.

Формулы кислот

HF — фтороводородная, HCl — хлороводородная, HBr – бромоводородная,

HI — иодоводородная, HNO2 — азотистая, HNO3 — азотная

H2S — сероводородная, H2SO3 — сернистая, H2SO4 — серная,

H2CO3 — угольная, H2SiO3 — кремниевая, H3PO4 — ортофосфорная

Как вы считаете, от чего зависят названия кислот? [1] [2]

Учащиеся: Названия зависят от того, какие элементы входят в состав кислоты.

Станция Классификационная

Учитель: Простейшая классификация кислот делит их на бескислородные и кислородсодержащие. Исходя из формул, известных вам кислот, в тетради составьте схему их классификации с примерами.

Учащиеся: Схема классификации кислот.

Учитель: Для того, чтобы правильно составить формулу кислоты нужно знать валентность кислотных остатков. Какова валентность к.о., таков и индекс у атома водорода. Поставьте в формулах кислот валентность к.о.[1][2]

Станция Историческая

Учитель: Сейчас мы познакомимся с интересным проектом, который расскажет о происхождении и открытии первых кислот.

Проект № 1 «Происхождение и открытие кислот »

Считается, что самой первой известной кислотой была уксусная. О ней упоминается в древнейших рукописях. Само слово «кислота» произошло от латинского названия уксуса ацетум. Почему именно она объясняется очень просто. С древнейших времён люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус.

Серную кислоту человек знает около 1000 лет. В России она известна под названием «купоросное масло», потому что получали из веществ называемых купоросом. Соляная или хлороводородная кислота и азотная известны с 14 века.

Соляную кислоту называли соляным спиртом, а азотную – селитряной водкой. Сейчас эти названия кажутся странными и смешными, но для тех времён они были удобными. Сразу видно, что соляную кислоту получают из поваренной соли, а азотную – из селитры.

Сжигая фосфор и растворяя образовавшийся белый продукт в воде, англий-ский химик Роберт Бойль получил фосфорную кислоту.

Следующую кислоту – угольную впервые получил в конце 18 века английский химик Джозеф Пристли. Для этого он растворял в воде углекис-лый газ. [3]

Станция Исследовательская



Проект № 2 « Обнаружение кислот с помощью индикаторов»

Распознавать кислоты древние алхимики научились случайно. Однажды Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, случайно пролил её. Она попала на сине- фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко – красными. Это явление удивило ученого, и он провёл серию опытов с разными кислотами и цветами разных растений. Оказалось, что васильки, розы и некоторые другие цветы окрашивались в красный цвет.

Так были открыты индикаторы или в переводе с латинского «указатели» кислот. [3]

Учитель: Давайте и мы проведём своё исследование, результаты которого запишем в тетради.

Лабораторный опыт

«Действие кислот на индикаторы»

Цель: изучить действие кислот на индикаторы.

Ход опыта.

Аккуратно налейте в 3 пробирки по 0,5 или 1 мл кислоты и добавьте по нескольку капель индикатора. Для исследования возьмите следующие индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин. Результаты оформите в виде таблицы.

Название индикатора Окраска индикатора в кислой среде
Лакмус Красная
Метиловый оранжевый Красно- розовая
Фенолфталеин Бесцветная

Исходя из цели опыта, сделайте вывод.

Станция Познавательная

Учитель: Следующий проект погрузит нас в мир интересного и увлекатель-ного.

Проект № 3 «Это интересно»

В природе встречается много кислот: в лимонах – лимонная, в яблоках –яблочная, в листьях щавеля – щавелевая и другие. Эти названия дал им после исследования настоев, полученных из корней и листьев шведский химик Карл Шееле. Муравьи защищаются от врагов, разбрызгивая капельки едкой муравьиной кислоты. Она же содержится в пчелином яде и в жгучих волосках крапивы. При скисании молока образуется молочная кислота. Она же получается и при квашении капусты и силосовании кормов для скота.

Считается, что название кислот произошло оттого, что все они кислые на вкус. Но в наше время среди кислот обнаружены вещества не только кислые, но и горькие (пикриновая кислота), и сладкие (салициловая), и безвкусные (стеариновая). [3]

Станция Правил Техники Безопасности

Учитель: Чаще всего кислоты для работы нужны не концентрированные, а разбавленные. При смешивании с водой серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Если воду вливать в серную кислоту, то вода, не успев смешаться с кислотой, может быстро закипеть и выбросить брызги на лицо, руки, одежду. А это очень опасно, потому что концентрированные кислоты обугливают кожу, ткани, и даже древесину. Образуются долго незаживающие язвы, а в тяжелых случаях уродства и потеря зрения. [2]

Чтобы этого не случилось, нужно запомнить простое правило:

Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда.

Станция Степеней Окисления

Учитель: зная правила расстановки степеней окисления, поставьте их в формулах кислот, написанных на доске.

HBr, HNO2, HNO3 , H2SO3, H2S, H2SO4

Аналогичное задание нужно выполнить в упражнении № 3 после параграфа 20.

Станция Диагностическая

ВУВ на «5»

  1. Из перечисленных соединений выписать формулы:
    а) оксидов
    б) оснований
    в) кислот.
    Дать веществам названия.

    HCl, Fe2O3, KOH, H3PO4 , Mg(OH)2, NO2, Fe(OH)3, F2O7, H2SiO3

  2. Расставить степени окисления элементов во всех веществах.

СУВ на «4»

  1. Из перечисленных соединений выписать формулы:
    а) оксидов
    б) оснований
    в) кислот.
    Дать веществам названия.

    HF, N2O3, KOH, HNO3, H2O, Mg(OH)2, H2SiO3, Na2O

  2. Расставить степени окисления элементов во всех веществах.

НУВ на «3»

  1. Из перечисленных соединений выписать формулы:
    а) оксидов
    б) оснований
    в) кислот.
    Дать веществам названия.

    Li2O, HI, NaOH, HNO2, Al2O3, H2SO4

  2. Расставить степени окисления элементов во всех веществах.

3. Рефлексия.

Учитель: Ребята, кому понравилось сегодня работать на уроке?

Как вы считаете, достигли мы своей цели?

Что бы вам хотелось изменить в ходе урока?

4. Домашнее задание

НУВ параграф 20, задание № 4

СУВ параграф 20, задание № 4, расставить во всех веществах степени окисления.

ВУВ составить кроссворд по теме.

Литература:

  1. П.И. Воскресенский «Справочник по химии», М, Просвещение, 1978 г
  2. О.С. Габриелян «Химия 8 класс», М, Дрофа, 2005 г.
  3. Б.В. Мартыненко «Кислоты — основания», М, Просвещение, 1988 г.



Следующий: