Тема правильного воспитания в комедии Д. И. Фонвизина Недоросль

Знаменитая пьеса Дениса Ивановича Фонвизина
стала образцом общественной комедии, вершиной
драматургии XVIII века. Поэтому не случайно комедия
“Недоросль всегда включалась в школьную
программу. Однако, если в старой программе по
литературе творчеству Фонвизина отводились
специальные часы, то сейчас в программе
общеобразовательных школ Фонвизин представлен
лишь в обзоре по русской литературе XVIII века.
Учитель вправе выбрать того или иного автора для
более детального рассмотрения. Разумеется, любой
из художников XVIII века достоин отдельного
разговора: будь то Ломоносов или Державин,
Радищев или Карамзин. Тем не менее, Фонвизина
выгодно отличают легкость и доступность жанра,
яркий, индивидуализированный язык. Но, пожалуй,
самое главное – безусловная современность
звучания произведения, в котором одной из
центральных становиться проблема воспитания
(пьеса не исчерпывается только этой темой). В этой
связи знакомство учащихся с пьесой “Недоросль
не только в общем обзоре, но и на уроках,
посвященных творчеству Фонвизина, было бы
наиболее плодотворным и оправданным.

Для учеников 9 класса не представляет трудности
анализ сцен, связанных с уроками и экзаменами
Митрофана, одного из главных героев комедии. С
самого начала он предстает как лентяй и неуч, как
плод дурного, неправильного воспитания. Разве
перевелись чадолюбивые родители, которые
заботятся не о воспитании, а лишь о питании? Разве
потакание всем желаниям “дитяти” не приводит
многих на грань катастрофы? Об этом дети могут
рассказать, приведя не один пример.

Здесь речь пойдет о теме правильного
воспитания в пьесе.

Как же вызвать интерес учащихся к данной теме?
Ведь слово “воспитание” в сознании ученика
связывается с такими понятиями, как
“нравоучение”, “морализование”. Поэтому слово
“воспитание” пишется в середине и обводится
кружочком. Деятельность учителя на данном этапе
урока направлена на вызов уже имеющихся знаний
по изучаемому вопросу. Ученик включается в режим
поиска, делает предположения, систематизирует
знания. В полях кластера появляются 3 (или 5, или 7)
понятия, характеризующие слово.

На первую фазу урока должно быть отведено не
более трех минут.

Следующий этап – это осмысление текста.
Ученики с карандашами в руках читают II явление IV
действия (сцену беседа Стародума с Софьей),
подчеркивают ключевые слова с последующим их
занесением на поля кластера. Появляются слова
“почтение”, “добродетель”, “благонравие”,
“честь”. Толкование новых слов на данном этапе
урока не предусмотрено.

Третья фаза освоения темы – фаза размышления,
рефлексии, пропуск информации через свое
внутреннее “я”. Ученики делают записи в
тетрадях в виде таблиц из трех колонок или
тройного дневника. (См. ниже).


Ключевые слова Цитаты из комедии Мое толкование слова
“совесть” “…совесть всегда, как друг, остерегает
прежде, нежели как судья наказывает”.
Совесть – это частичка разума, сидящая
в человеке. (Полтаева Оксана, 9В класс)
“честность” “…честный человек должен быть
совершенно честный человек”.
Честность – это откровенность. (Галушко
Костя, 9В класс)
“помощь” “Не тот богат, который отсчитывает
деньги, чтоб прятать их в сундуке, а тот, который
отсчитывает у себя лишнее, чтобы помочь тому, у
кого нет нужного”.
Помощь – это труд в пользу других.
(Полтаева Оксана,9В класс)
“почтение” “Дурное расположение людей, не
достойных почтения, не должно быть
огорчительно”.
Почтение – уважение и хорошее
отношение к людям за какие-либо заслуги и
качества.(Дружинин Андрей, 9Б класс)

Почтение –
это уважение, относящееся к хорошим людям или к
плохим, которых не следует уважать (почитать), а
из-за чувства боязни вы это делаете. (Сергеева
Ирина, 9Б класс)

Составление синквэйна с ключевыми словами –
заключительный этап изучения темы. Синквэйн –
это стихотворение, состоящее из пяти строчек.

Первая строчка – основное слово,
существительное; Вторая – это два определения к
ключевому слову; Третья строчка – три глагола к
нему; Четвертая строка – состоит из четырех слов,
выражающих отношение к этому слову. Последняя
строчка представляет собой метафору к основному
слову, выражающую его суть. Обычно состоит из
одного слова.

Вот примеры синквэйнов, составленные детьми:

Совесть.
Всемогущая, благоразумная.
Остерегает, наказывает, мучает.
Учит благонравию и доброте.
Честность.

Благоразумие.
Предусмотрительное, уверенное.
Сдерживает, предупреждает, советует.
Делает дела с умом.
Дальновидность.

Дружба.
Вечная, прочная.
Радует, воодушевляет, помогает.
Верность.

Богатство.
Душевное, безграничное, поддерживает.
Восстанавливает силы, продлевает жизнь.
Счастье.

Творческая работа по придумыванию синквэйнов
– это часть домашнего задания.

Современному учителю трудно уследить за той
струей впечатлений, какую вбирают в себя их
ученики, читая эту пьесу. Могут ли они с
доверчивостью дяди Стародума сказать детям,
увидев в их руках “Недоросля”: “хорошо, читайте
его, читайте; автор, который устами дяди
Стародума высказывает такие прекрасные
житейские правила, пером своим нравов развращать
не может”. “Имей сердце, имей душу, и будешь
человек во всякое время… Ум, коль он только что
ум, самая безделица; прямую цену уму дает
благонравие… Главная цель всех знаний
человеческих – благонравие…” Эти сентенции
повторяются более ста лет со времени первого
представления “Недоросля” и хотя имеют вид
нравоучений, заимствованных из детской прописи,
однако до сих пор не наскучили, не стали
приторными.

Вышеописанный урок, нетрадиционный по своей
форме. Представляется нам одним из оптимальных
вариантов изучения темы.

Следующий: