Тема праведничества в русской литературе. Н. С. Лесков Очарованный странник


Цели урока:

  1. раскрыть понятия “праведничество”,
    “праведник”;
  2. определить своеобразие решения Лесковым
    проблемы праведничества на Руси;
  3. развитие творческих способностей учащихся;
  4. современное определение праведничества;
    актуальность произведения.

Ход урока

Русский человек со всем справится.

1. Вводное слово учителя:

Здравствуйте! Наступил новый день, день
необычный. Сегодня первый весенний денёк.
Посмотрите, какой он добрый, ласковый. Вот уже
встало солнышко и улыбается нам. Улыбнитесь и вы
друг другу. Я рада вас видеть и от души желаю вам
добра. Закройте глаза. Выдохните всё самое
плохое, что накопилось у вас за неделю: обиду,
злость, слёзы, а вдохните Добро, Красоту и Любовь.
Я желаю вам, чтобы с этого урока вы ушли с сердцем,
наполненным Добром, с душою, открытою для Любви. А
что пожелаете мне вы? (Спасибо).

А сейчас я приглашаю вас в увлекательный мир
литературы, а вот и наши проводники – писатели и
поэты. О чём это они спорят?

2. Опреление целеполагания, темы урока и
основной проблемы произведения.

Звучит диалог писателей (выступление
подготовленных учеников, элемент драматургии):

- По-вашему, небось, всё надо хороших писать, а я,
брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.
- Это у вас болезнь зрения.
- Может быть, но только что же мне делать, когда я
ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости,
не вижу.

- Неужели в самом деле ни в моей, ни в чьей иной
русской душе не видать ничего, кроме дряни?
Неужто, всё доброе и хорошее, что когда-либо
заметил художественный глаз других писателей,-
одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это
страшно. Если без трёх праведных, по народному
верованию, не стоит ни один город, то, как же
устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт
в твоей и моей душе. Мне это стало несносно и
ужасно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом
не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое
число трёх праведных, без которых “ несть граду
стояния”, но куда я ни обращался, кого ни
спрашивал – все отвечали мне в том роде, что
праведных людей не видывали, потому что все люди
грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот, и
другой знавали. Я и стал это записывать.

Вы узнали этих писателей? О чём они спорят? (Один
из них – Николай Семёнович Лесков, он много
путешествовал, встречался с людьми, искал
праведников. Результаты поисков он отразил в
своих произведениях. Одно из них – повесть
“Очарованный странник”).

Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем
говорить? Попробуйте сами определить цели на
урок? Что бы вы хотели узнать, вынести для себя с
урока? (дети определяют свои цели).

Я тоже определила для себя цели, давайте
посмотрим, совпали ли ваши цели с моими? (Открываю
цели на оборотной стороне доски):

1. Определить, кто такие праведники?
2. Можно ли Ивана Северьяновича Флягина назвать
праведником?
3. Актуально ли произведение “Очарованный
странник” в наше время?



Итак, перед нами три цели-вопроса. Как вы
думаете, какой из них заявляет главную проблему
повести? (второй). Над этим вопросом мы будем
работать в течение урока и к концу урока
попытаемся на него ответить.

Как бы вы определили тему урока. Какие есть
предложения?

(Тема праведничества в повести Н.С.Лескова
“Очарованный странник”).

3. Формирование новых знаний.

При подготовке к уроку вы работали в группах,
пытаясь исследовать текст повести с точки зрения
какой-либо проблемы.

Первая группа “Языковеды” — работали над
названием повести, значением имён и фамилий.
Вторая группа “Литераторы” исследовали
литературные ассоциации, которые вызывает
данное произведение.
Третья группа “Философы” — определяла
философские категории, нравственные проблемы,
заявленные автором.

В четвёртую группу вошли самые творческие
личности – режиссёры, художники, артисты, поэты.

1. Знакомство с понятиями “праведник,
праведничество”.

Как вы думаете, с чего нужно начать? Без какого
понятия нам не обойтись? (праведники,
праведничество).

Кто такие праведники? (Вспомним сказку
“Маланья – Голова Баранья”, они живут по
законам добра, наделены любовью к людям,
готовностью им помочь, самопожертвованием ради
других).

Праведники — люди верующие? (не обязательно,
скорее это моральная, этическая оценка человека,
это связано с обретением человеком правды,
смысла жизни).

Какими качествами должен обладать праведник? (скромность,
трудолюбие, честность, милосердие, сострадание,
сочувствие).

2. Соотнесение понятий “праведник,
праведничество” с личностью главного героя.
Обладает ли этими качествами наш герой? (в начале
повести — нет). Какие эпизоды это доказывают?

Давайте проследим путь Ивана Северьяновича
Флягина в праведники. Каким был этот путь? (сложным,
он много испытал, много страдал, был на краю
гибели и не погиб).

Где мы знакомимся с героем? (в пути).

3. Мотив богатырства в повести.

Кого напоминает герой? (внешне — Илью Муромца).
А что мы можем сказать о его внутреннем
состоянии? (человек огромного роста, со смуглым
открытым лицом, густыми волнистыми волосами, по
виду — лет за 50, но он был в полном смысле богатырь,
добрый, простодушный русский богатырь, как на
картине Верещагина).

Мотив богатырства как-то ещё в повести
проявился? (участие в войне на Кавказе, желание
за народ помереть).

А вещественная какая-то деталь есть в образе
героя, свидетельствующая о нравственных устоях
героя? (поясок со словами “Чести моей никому не
отдам”).

А одет во что богатырь? Есть здесь
несоответствие? (да, ни внешне, ни внутренне он
не монах).

4. Значение имени и фамилии героя, литературные
ассоциации.

А как зовут героя? Вам знакомо это имя? (Иван-царевич,
Иван-дурак).

В повести он Иван-царевич или Иван-дурак?
(трижды, как в сказке, его называют дураком, но в
сказках Иван-дурак – лежебока, глуп лишь до поры,
до времени, а настанет трудная година и
превратится Иванушка-дурачок в Ивана-царевича).

Какие ещё литературные ассоциации вызывает у
вас этот герой? Почему? (Обломов, с его великой
душой, Мцыри).

А о чём говорит фамилия героя? (Флягин — фляга,
бутыль, сосуд для пития; сосуд — что-то содержащее,
носящее в себе что-то).

Так что же в себе носит герой? (неуспокоенное
сердце и душу, главный жизненный принцип героя –
человек должен бороться, терпеть и страдать).

Тема борения с жизнью пройдёт через всю
повесть.

5. Тема борения с жизнью, цепь испытаний,
выпавших на долю героя.

Чем живёт герой – умом или сердцем? (жизнь
увлекает его, он не задумывается над своими
поступками)

В чём видит он своё предназначение? (обещанный
сын, обязан посвятить свою жизнь служению Богу).

Почему же он так противится предназначению? (пытается
решить вопрос, зачем он пришёл в этот мир, ведь
монастырь – это спокойная уравновешенная жизнь,
наполненная лишь молитвами, а Иван – натура
страстная, увлекающаяся и жизнь, ничем не
наполненная, для него — хуже смерти).

Через какие испытания пришлось пройти герою,
чтобы понять, для чего он пришёл в этот мир? (жизнь
испытывает его бесполезным трудом – эпизод с
камешками; проходит герой испытание на честность
– отказ идти вместе с цыганом; испытание
бездействием – в няньках).

Трижды появляется образ монашка, который зовёт
идти его в монастырь. Подчиняется ли он этим
знамениям? Почему? (оставляет право выбора за
собой, всегда испытание проходит до конца, живёт
в твёрдой уверенности, что русский человек со
всем справится).

Какие ещё испытания выпали на долю героя? (плен,
пьянство, испытание любовью).

6. Самое главное испытание на человечность –
испытание любовью!

Какой была первая встреча с Грушей? Как
описывает её герой? (просмотр эпизода из фильма
И.Поплавской и В.Соловьёва “Очарованный
странник”). (“Нельзя её описать, как
женщину…” — в этом отказе высшее признание
красоты, проявление душевной тонкости — и это в
крепостном, в беглом…)

Какова дальнейшая судьба Груши и Флягина? Какие
литературные ассоциации у вас возникли? (Судьба
Груши подобна судьбе Белы из романа
М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”).

Какой была последняя встреча героев?
(Инсценировка эпизода последней встречи Груши и
Ивана Северьяновича).

Как вы оцениваете поступок героя? Преступление
или подвиг во имя любви? (дискуссия).

7. Жить для других…

Герой говорит, что после смерти Груши, он
“зачеркнул” себя. Что это значит? (С этого
момента он начинает жить для других, за других,
приобретает родство со старичками, меняется
судьбой с их сыном, но продолжает жить сердцем!).

Следующее испытание – Кавказ, впервые герой
называет себя великим грешником? Почему? Что-то
изменилось в его взглядах на мир, на собственную
жизнь? (меняются нравственные ориентиры –
“Много душ на своём веку загубил”).

И вот, наконец, наш герой в монастыре, сбылось
пророчество? (Нет) Почему монастырь не стал
последней пристанью для Флягина? (Дух не
успокоился, внутренний голос говорит:
“Ополчайся”).

8. Мотив странничества и дороги. Смысл названия
повести.

Ещё раз вернёмся к мотивам странничества и
дороги. Изменился ли герой в конце повести? Чем
была дорога, странствия для Ивана? (это не
только жизненный путь героя, это путь
нравственного перерождения, становления
личности).

Объясните смысл названия повести. Чем очарован
герой? (жизнью, красотой, борением).

9. Главный вопрос урока…

Вернёмся к главному вопросу урока “Можно ли
Ивана Северьяновича Флягина назвать
праведником”? Почему? (стал выше нравственно,
ощущает личную ответственность за судьбу Родины
и готовность умереть за неё, и это ощущение
вполне осознанно, в отличие от первых шагов его
жизни).

10. Актуальность произведения Н.С.Лескова.

Как вы думаете, в наше время есть такие люди, как
Иван Флягин? Нужны ли они России?

4. Творчество юных режиссёров.

А сейчас я слово передаю нашим юным режиссёрам.
Они смонтировали эпизоды к фильму по
произведению Лескова, но вот незадача:
перепутались дубли фильма.

Задание: определите, какой эпизод изображён в
кадре, подберите к каждому из них название из
текста Лескова, расположить все кадры фильма
согласно хронологии повести автора.

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

Рисунок 6.

Приложение

5. Рефлексия. Лестница достижений учащихся.

На какой ступеньке в понимании проблемы
праведности, лесковской концепции этого понятия
вы находитесь?



(ХОЧУ ЗНАТЬ – самый низкий уровень
достижений, основанный только на желании ученика
слушать учителя; МОГУ ПОНЯТЬ – средний уровень
достижений, хочу и могу сам осознать; ВЫПОЛНЯЮ С
ИНТЕРЕСОМ – уровень достижений выше среднего,
самостоятельно хочу и могу освоить; МНЕ ЭТО
НУЖНО, МОГУ НАУЧИТЬ ДРУГИХ — высокий уровень
достижений, способен научить других).



Комментированное оценивание ответов учащихся

6. Домашнее задание.

Творческая работа на выбор: сочинение по теме
урока, составить кроссворд по теме урока.




Следующий: