Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

План урока

  1. Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в
    европейской культуре.
  2. Тема гражданской миссии поэта в стихотворении
    “Лицинию”.
  3. Идея избранного круга поэтов как “священной
    истины друзей”, противопоставляемых толпе
    (“Жуковскому”)
  4. Стихотворение “Разговор книгопродавца с
    поэтом”.
  5. Два образа поэта в поздней лирике Пушкина:
    а) поэт как пророк (“Пророк”); преобладающая идея
    образа поэта – пророка – этическая идея долга
    перед людьми
    б) поэт как жрец (“Поэт и толпа”, “Поэту”);
    преобладающая идея образа поэта – жреца –
    эстетическая.
  6. Судьба поэта в творчестве Пушкина.
    а) символически выраженная мысль об особой
    судьбе поэта в стихотворении “Арион”.
    б) творчество возвышает обычного в жизни
    человека над другими (“Поэт”).
    в) посмертная слава, отождествляемая с вечной
    жизнью (“Я памятник себе воздвиг …”).
  7. Цели

    Образовательные.

    • Показать, что тема поэта и поэзии традиционная,
      сквозная в европейской культуре.
    • Показать эволюцию этой темы в лирике
      А.С.Пушкина.
    • Показать неоднозначность трактовок
      (интерпретаций) стихотворений А.С.Пушкина.
    • Определить философский аспект в лирике Пушкина.
    • Уточнить и углубить чувства поэта, приблизиться
      к авторской позиции.
    • Развивающие.

      • Развивать навыки анализа лирического
        стихотворения, умение делать обобщающие выводы.
      • Воспитательные.

        • Развивать навык владения культурными нормами и
          традициями русской речи.
        • Воспитывать читательскую культуру школьников.
        • Оборудование.

          Стенд с портретами, иллюстрациями, книгами по
          теме урока.

          Ход урока

          Вступительное слово учителя:

          Эта тема традиционная, сквозная в европейской
          культуре. Монолог поэта о себе самом встречается
          еще в античной поэзии.

          Основные аспекты:

          - процесс творчества, его цель и смысл
          - взаимоотношения поэта с читателем (мотив
          “толпы”)
          - взаимоотношения поэта с властью (ситуация
          “поэт и царь”)
          - взаимоотношения поэта с самим собой (вина,
          совесть, оправдание)
          Все эти направления темы широко представлены у
          Пушкина. В лицейский период творчества мы
          встречаемся с образом поэта – праздного ленивца
          (восходит к Батюшкову). Но уже в стихотворении
          “Лицинию” звучит тема гражданской миссии поэта,
          говорится о его задачах перед потомством:

          В сатире праведный порок изображу
          И нравы сих веков потомству обнажу.

          Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина тесно
          связана с темой свободы — в аспекте свободы
          творчества — и на разных этапах раскрывается
          по-разному. Эта же тема будет определяющей и в
          стихотворениях “Вольность” (1817) и “Деревня”
          (1819).
          В “Вольности” поэт словно отрекается от прежде
          волновавшей его темы любви и отдает свой талант
          воспеванию свободы:
          Беги, сокройся от очей,
          Цитеры слабая царица!
          Где ты, где ты, гроза царей,
          Свободы гордая певица?
          Приди, сорви с меня венок,
          Разбей изнеженную лиру…

          Далее в тексте “Вольности” образ поэта
          конкретизируется: мы видим задумчивого певца,
          который размышляет над судьбой тирана, глядя на
          “забвенью брошенный дворец” Павла I, смело дает
          “урок” царям в последней строфе стихотворения.
          В элегии “Деревня” поэт, свободный от суеты и
          заблуждений в милом деревенском уединении,
          окруженный трудами великих писателей и
          мыслителей, желает придать своей поэзии
          гражданский пафос:

          Почто в моей груди горит бесплодный жар
          И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

          Помимо мотива гражданского служения, в этот
          период особое значение приобретает мотив
          внутренней (“тайной”) свободы и независимости
          поэта (“Н.Я.Плюсовой”):
          Свободу лишь учася славить,
          Стихами жертвуя лишь ей,
          Я не рожден царей забавить
          Стыдливой музою моей.
          ………………………………………
          И неподкупный голос мой
          Был эхо русского народа.

          Идея избранного круга поэтов как
          посвященных, “священной истины друзей”,
          противопоставляемых толпе (“Жуковскому”):

          Ты прав, творишь ты для немногих,
          Не для завистливых судей,
          Не для сбирателей убогих
          Чужих суждений и вестей,
          Но для друзей таланта строгих,
          Священной истины друзей.

          Эти мотивы сохраняют значимость для Пушкина на
          протяжении всего творчества.
          В дальнейшем в пушкинском прочтении темы поэта и
          поэзии появляются новые мотивы.

          Беседа.

          В стихотворении “Разговор книгопродавца с
          поэтом”, который написан в форме диалога,

          - Чем объясняется этот выбор?

          Диалогическая форма стихотворения передает
          конфликтность точек зрения книгопродавца и
          поэта на вопросы искусства.

          мы встречаемся с образом поэта – романтика,
          который предъявляет высокие требования к
          искусству, говорит о бескорыстности своего
          творчества.
          - Внимательно перечитайте первые 5 ответов
          поэта. Какие три аспекта творчества отвергает
          поэт, почему? Какой ответ является
          содержательной кульминацией стихотворения?
          Какие автобиографические мотивы звучат в этих
          ответах?
          Три аспекта творчества отвергает поэт:
          1) ради денег;
          2) ради славы;
          3) ради женщины.
          Разочаровавшись в своем творчестве (ни толпа, ни
          возлюбленная не в состоянии его постичь), поэт
          выбирает свободу.

          -Что ж изберете вы?

          - Свободу (!!! – кульминация).

          Но чтобы быть свободным, надо продавать свой
          труд:

          Не продается вдохновенье,

          Но можно рукопись продать.

          Так оказались связаны свобода и зависимость от
          публики

          -Какие требования предъявляет время?
          Наш век – торгаш; в сей век железный
          Без денег и свободы нет.
          Что слава? – Яркая заплата
          На ветхом рубище певца.

          -Но если поэт согласиться с требованиями
          жестокого времени?

          Поэт перестанет быть собой!!!

          - Что становится воплощением этого?

          Вторжение прозы в финальную реплику
          стихотворения: “Вы совершенно правы. Вот вам моя
          рукопись. Условимся”.

          Слово учителя.

          Только человеческими силами невозможно
          защитить поэзию от наступления жестокой людской
          пошлости, и потому поиск высшей защиты для
          творческой свободы искусства и приводит к
          появлению философских мотивов в стихотворениях
          Пушкина о поэте и поэзии.

          Так в “Пророке” (написан в 1826 г. по дороге из
          Михайловского в Москву, куда опальный поэт ехал
          для встречи с царем) звучат библейские мотивы.
          Стихотворение имеет прямое отношение к теме
          поэта и поэзии, ведь слово “глагол” — главное
          орудие и пророка, и поэта.

          Беседа.

          - Какой философский смысл вкладывается поэтом в
          мотивы “дух жажды”, “пустыни”, “перепутья” в
          начале стихотворения?

          Стихотворение Пушкина “Пророк” интересно
          сравнить с его библейским источником. В “Книге
          пророка Исайи” говорится о том, как человек
          желал сделаться пророком (пророк – в Библии
          вестник воли Божией, предсказатель; пророки
          воспитывали в народе веру и благочестие,
          руководили гражданскими правителями, совершали
          чудеса, писали священные книги). У Пушкина герой
          вовсе не считает себя выше людей и не хочет себя
          им противопоставлять. Этот человек вовсе не
          считал себя существом высшего порядка и не
          готовился в пророки. Его выбрал шестикрылый
          серафим, и все действия этот ангел высшего чина
          будет производить с человеком, не спросив на это
          его желания.

          - Почему именно на этого человека пал выбор?

          Он был “духовной жаждою томим”, не
          удовлетворялся лишь благами материального мира.
          “Перепутье”, где его встретил Серафим, тоже знак
          духовных исканий будущего пророка.

          - В чем особенность построения стихотворения?
          Почему физическому

          преображению героя
          посвящена большая часть стихотворения? Как это,
          по-вашему, обусловлено идейным смыслом
          стихотворения?

          В результате действий Серафима преображаются
          органы чувств и тело человека: пророк должен
          иметь нечеловеческую зоркость взгляда, особый
          слух, иные, чем у обычного человека, язык и сердце.
          И миссия ангела – преобразовать тело будущего
          пророка. Операция эта к концу становится все
          более мучительной и кровавой: если к глазам он
          прикасается “перстами легкими как сон”, то для
          того, чтобы вынуть сердце, он мечом рассекает
          грудь.

          - Что происходит с органами чувств и телом
          человека в момент преображения?

          Глаза будущего пророка стали “вещими” и стали
          похожи на глаза “испуганной орлицы”: слишком
          многое они увидели. И слышать он стал то, что
          недоступно для человеческого слуха: из высот,
          глубин, далей приходят к нему звуки:

          И внял я неба содроганье,
          И горний ангелов полет,
          И гад морских подводный ход,
          И дольней лозы прозябанье.

          Грешный язык ( и “празднословный и лукавый”)
          заменен жалом мудрой змеи – беспощадная истина
          отныне будет вещаться этим языком. Человеческое
          сердце тоже, оказывается, не годится для
          выполнения новой миссии: слишком нежное,
          “трепетное”. Вместо него в грудь водвинут
          “угль, пылающий огнем”. Жар и свет этого сердца
          необходимы новому преображенному существу для
          смелого провозглашения своих пророчеств, высоту
          и силу которым придает воля Бога:

          Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
          Исполнись волею моей,
          И, обходя моря и земли,
          Глаголом жги сердца людей.

          - Кого же представил Пушкин в своем герое:
          далекого библейского пророка или

          поэта,
          принявшего пророческий дар?
          (стихотворение
          называется не “Поэт”, а “Пророк”.)

          Разные точки зрения:

          1) “Кого же он (Пушкин) дал нам в своем
          “Пророке”? Это идеальный образ истинного поэта
          в его сущности и высшем призвании”.

          В.Соловьев. Значение поэзии в
          стихотворениях Пушкина.1899.

          2) “ Библия и Коран дали в пору зрелого
          становления возможность Пушкину утвердиться в
          его новом самоощущении художника небывалой до
          того степени ответственности и высокого
          миссионерства. И – соответственно — свободы и
          независимости от чего бы то ни было, кроме своего
          призвания… Пушкин поднимает себя до пророка…”

          Н.Скатов. Пушкин. 1990.

          3) “В “Пророке” видели и видят изображение
          поэта, для чего, в сущности, нет никаких данных…
          Пророк – лишь один из пушкинских героев,
          гениально постигнутый, но Пушкину не
          адекватный… “Пророк” — отнюдь не автопортрет и
          не портрет вообще поэта… Поэта Пушкин изобразил
          в “Поэте”, а не в “Пророке”. Очень зная, что поэт
          порою бывает ничтожней ничтожнейших детей мира,
          Пушкин сознавал себя великим поэтом, но нимало не
          претендовал на “важный чин” пророка.

          В.Ходасевич. “Жребий Пушкина”. Статья
          С.Булгакова.1937.

          4) “Его (Пушкина) “Пророк”, сбивший всех с толку
          и так прославленный Достоевским, — замечательная
          библейская стилизация… В позу пророка Пушкин
          почти никогда не становился”.

          А.Кушнер. Средь детей ничтожных мира:
          Заметки на полях.1994.

          Вывод

          :

          “Это стихотворение как подлинно совершенное
          поэтическое произведение допускает несколько
          толкований. Мы не обязаны делать выбор между
          пророком – проповедником слова Божия, и
          боговдохновенным поэтом; оба эти значения
          мерцают одно сквозь другое с “одинаковой
          художественной достоверностью”.

          В.С.Баевский. История русской поэзии:1730
          – 1980 гг. 1994.

          Пророка и поэта роднит способность видеть мир
          таким, каким его никогда не увидит простой
          человек: они оба видят его скрытые, тайные
          стороны. Пророк “поправляет” мир – поэт
          отражает мир. Пророк несет людям слово Божье –
          поэт создает свои слова (может быть тогда, когда
          он становится боговдохновенным?) Они оба
          обращаются к людям, открывая им правду о земле и
          небе.

          Слово учителя.

          В 1827 – 1830 гг. Пушкин создал три программных
          стихотворения на тему поэта и поэзии. Ему было
          необходимо отстоять творческую свободу.

          Проблеме отношений поэта с “толпой” посвящено
          стихотворение 1828 года “Поэт и толпа”,
          построенное в форме диалога.

          Беседа.

          - Каково значение диалогической формы
          стихотворения?

          Кстати, “бессмысленный народ” лишь в заглавии
          назван “толпой”, а непосредственно в тексте
          стихотворения он именуется “чернью”.
          Неправомерно подразумевать под “чернью” так
          называемый “черный народ”, простонародье.
          Историки литературы давно пришли к мысли, что
          “чернь” — понятие более широкое: это все те, кто
          пытался ущемить его творческую свободу.

          - Каков образ толпы, черни?

          “Чернь” дает поэту наказы, которые отнюдь не
          новы: ведь она только и просит поэта “учить” ее,
          давать “смелые уроки”, потому что погрязла в
          пороках. Но в словах “черни” звучат лишь
          потребительские нотки:

          Ты можешь, ближнего любя,
          Давать нам смелые уроки,
          А мы послушаем тебя.
          - В чем упрекает ее поэт?

          В этом вовсе нет желания измениться. И поэт с
          достоинством отвечает толпе:

          Тебе бы пользы все – на вес
          Кумир ты ценишь Бельведерский.
          Ты пользы, пользы в нем не зришь.
          Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?
          Печной горшок тебе дороже:
          Ты пищу в нем себе варишь.

          Вот к такому отрицанию искусства можно прийти,
          если исходить из требования пользы.

          - Можно ли привлекать искусство к искоренению
          преступлений?

          - Кому уподобляет поэтов Пушкин?

          За многие века существования цивилизации,
          считает Пушкин, на земле лишь увеличиваются
          преступления, и привлекать искусство к их
          искоренению — тщетно, раз это не смогли сделать
          “бичи, темницы, топоры”. И вообще “сметать сор”
          - дело уборщиков, а не жрецов. Вот кому – жрецам –
          Пушкин уподобил поэтов. “Служенье, алтарь и
          жертвоприношенье” — высокая миссия и тех и
          других.

          - В чем видит Пушкин истинное призвание поэзии?

          Назначение (не цель!) поэзии таково:

          Не для житейского волненья,
          Не для корысти, не для битв,
          Мы рождены для вдохновенья,
          Для звуков сладких и молитв.


          Вывод:

          Отрицание “житейского” — злобы дня, каких-либо
          выгод, расчетов в искусстве и утверждение
          красоты (“звуков сладких”), божественного
          смысла (“вдохновенье”, “молитвы”) своего
          служения – вот позиция Пушкина в 1828 г. по самому
          коренному вопросу искусства.

          Слово учителя.

          Отстоять в 1828 году свою творческую свободу
          Пушкин смог, отвергнув “учительную” роль
          литературы. Но пройдет несколько лет, Пушкин,
          осознавая себя в иной, в гораздо более широкой
          общественной среде, несколько иначе поставит
          вопрос о назначении поэта и поэзии.

          В сонете “Поэту” (1830г.) Пушкин, называя поэта
          “царем” (именно как царь, поэт должен жить один и
          ни от кого не зависеть), не только провозглашает
          свободу поэта (“дорогою свободной”), но и вводит
          существенное ограничение этой свободы:

          …Дорогою свободной
          Иди, куда влечет тебя свободный ум.

          “Свободный ум” — гарантия верности пути поэта.
          Раз ум свободен, свободна и дорога. И вот так,
          обретя свободу, ни на что не отвлекаясь ( ни на шум
          “восторженных похвал”, ни на “суд глупца”, ни
          на “смех толпы холодной”, “не требуя наград за
          подвиг благородный”), оценивая себя сам (“Ты сам
          свой высший суд”), “взыскательный художник”
          должен идти по жизненному пути. И если он доволен
          результатом, то пусть его не волнует брань толпы,
          которая “плюет на алтарь, где твой огонь
          горит, и в детской резвости колеблет твой
          треножник”. Вновь, как в стихотворении “Поэт и
          толпа”, возникает ассоциация поэт – жрец. Но
          раздражение по поводу “детского”,
          несознательного поведения толпы отсутствует,
          потому что она не ведает, что творит.

          - В чем видит поэт истинное призвание поэзии?

          “Пушкин был убежден, что поэзия -
          самодостаточное явление, не нуждающееся в
          оправдании, в чьем- либо одобрении. У нее нет
          задач вне ее самой. Он писал Жуковскому: “Ты
          спрашиваешь какая цель у “Цыганов”? вот на! Цель
          поэзии – поэзия – как говорил Дельвиг (если не
          украл этого). Думы Рылеева и целят, а все
          невпопад.”

          В.С.Баевский. История русской поэзии: 1730 – 1980гг.
          1994.

          Слово учителя.

          В эти годы поэт остро почувствовал покушения на
          свою свободу. Поэт – это призвание и профессия,
          предмет размышлений Пушкина в 1827 – 1831 гг. Кто же
          такой поэт? Отличается ли он от других людей или
          такой же как все? Ответ Пушкина, который он даст в
          сонете “Поэт”, не прост.

          - Какова природа поэта?

          Пушкин высказывает парадоксальное мнение на
          сей счет:

          1) ничему человеческому, оказывается, не чужда
          его душа. Он так же, как и другие, бывает погружен
          в суету мира; его “душа вкушает хладный сон”;
          автор вполне допускает даже то, что поэт может
          быть “всех ничтожней” среды “детей ничтожных
          мира”, то есть он может быть обычным, земным
          человеком, потому что его “святая лира молчит”.
          До того момента, пока не требует поэта к
          священной “жертве Аполлон”.

          - Каким образом поэт услышал “требования
          Аполлона”?

          Оно приходит в виде “божественного глагола”,
          внятного для “чуткого слуха” поэта. Начало
          творческого процесса, по Пушкину, неожиданно для
          поэта и вдохновлено божеством (т.е. творческое
          вдохновение – от Бога). Именно могучая сила
          вдохновения, действию которой подчиняется поэт,
          переводит его жизнь в другое русло, отрывая поэта
          от суеты, от “хладного сна” души.

          Сразу начинается мощное преображение поэта,
          пробуждается его спавшая душа:

          Душа поэта встрепенется,

          Как пробудившийся орел.

          - Как меняется поэт?

          2) После этого события поэт резко меняется.

          - он отстраняется от людской суеты (при этом у
          него нет никакого презрения к людям);

          - перестает поклоняться “народному кумиру”;

          - он “тоскует”, окруженный забавами,
          увлекавшими его.

          - Как же в этот момент складываются отношения
          поэта и общества?

          Он становится гордым, “ диким и суровым”,
          погружается в себя, не может находиться среди
          обычных людей, в мирской суете?

          - Почему?

          Вдохновение требует одиночества, свободы от
          повседневности:

          Служенье муз не терпит суеты;
          Прекрасное должно быть величаво.

          “19 октября”.1825.

          Бежит он… “на берега пустынных волн, в
          широкошумные дубровы” — это, конечно,
          поэтическая условность, символы покоя и
          уединения. Там легче претворять в стихи “звуки”
          и “смятенье”, которыми он оказался наполнен.

          И Пушкин как будто “останавливает мгновенье” -
          перед нами поэт, запечатленный в момент
          вдохновения. Поэтому здесь нет зрительного
          образа, его заменяют психологические детали.

          - Прав ли Вл.Соловьев., утверждая, что “2-я его
          половина возвращает нас к “Пророку”?

          Как в результате действий серафима
          преображаются органы чувств и тело человека:
          пророк должен иметь нечеловеческую зоркость
          взгляда, особый слух, иные, чем у обычного
          человека, язык и сердце; так и могучая сила
          вдохновенья (“божественный глагол”) на наших
          глазах переводит жизнь поэта (которая ему уже не
          принадлежит) в другое русло.

          Вывод:

          Но говоря о пушкинском идеале поэта и поэзии,


          Страницы: 1 | 2 | Весь текст


          Следующий: