Тема О любви, о женщине, о жизни!

Цель:

научить целостному анализу художественного произведения,

  • расширить
    представление о творчестве В.Распутина, познакомив с одним из последних
    рассказов писателя;
  • способствовать развитию логического мышления, устной
    монологической и диалогической речи, формированию правовых и нравственных
    ориентиров.
  • Тип урока:

    мастерская.

    Средства обучения:

    портрет, иллюстрации, листочки, словари.

    Ход урока

    1. Введение в тему.

    Наша мастерская посвящена изучению произведения писателя Валентина Распутина
    “Женский разговор”.Знакомство с ним началось еще раньше, когда вы изучали “Уроки
    французского”.

    Рассказ “Женский разговор” впервые был опубликован в роман – газете в 1995
    году. Это его новое произведение посвящено проблемам нравственных ориентиров.
    Его будоражат мысли, заставляют людей размышлять и спорить о жизни, счастье, о
    цене разума, об истине.

    Высоко ценит он старух и они ему дороги в его произведениях, это Дарья в “
    Прощании с Матерой”,Анна в “Последнем сроке”.

    Дарья размышляет “Кто знает правду о человеке”; зачем он живет? Ради жизни
    самой, ради детей… или ради чего-то еще? Вечным ли будет это движение?

    Валентин Распутин в 1997 году в интервью журналистке, посвященной его
    60-летию вспомнил свою бабушку: “Моя бабушка Марья Герасимовна не просто помогла
    мне, а всю себя отдала, вместе с говором, характером, судьбой, мышлением, чтобы
    я мог написать своих старух.

    Ни с кем в жизни я не разговаривал с таким интересом и с такой пользой, как с
    нею, особенно когда повзрослел, а она слегла и торопиться ей стало некуда.

    И когда упрекали меня в том, что старухи мои якобы слишком умничают, всегда
    хотелось ответить: да знаете ли вы наших деревенских стариков? Нет, вы их не
    знаете. Наедине с природой и трудами они всю жизнь при истине и Боге, они не
    распылили и не раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по пустым весям,
    учениям и страстям.

    И сегодня в нашей мастерской предстоит встреча с бабушкой Наташей и ее
    внучкой Викой.

    В центре мастерской – камнем на распутье станут три слова-образа: разговор,
    правда, и любовь. Будем искать вместе истину на пути чтения: пойдем налево к
    разговору, прямо к правде, направо к любви и встретимся на развилке трех дорог у
    живого источника духовного опыта русской литературы.

    Этому будет посвящен разговор в нашей мастерской. А этому разговору так будут
    созвучны строки: “Из поколенья в поколенье вновь и вновь

    Поем и плачем о тебе, любовь
    Ты тайна вечная. И как тебя постичь?
    Что ты? блаженство, мука или бич?
    Соблазны ада? Божья благодать?..
    Как нам, любовь, самих себя познать?..

    2. Индуктор.

    Вы к сегодняшней встрече прочитали один из последних распутинских рассказов
    “Женский разговор”.Каковы ваши первые впечатления от рассказа?

    На доске словосочетание “б е л о е п л а т ь е”.

    Представьте и запишите, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите
    “белое платье”.



    (Пишут на листочках под музыку Бетховена “Шопен”.)

    – Невеста, выпускной бал, чистота, юность, свадьба, любовь, молодость,
    блаженство, выпускной бал, свежесть и другие. (после прочтения слов провести
    словарную работу

    3. Анализ художественного произведения (задушевная беседа).

    1.Чтение рассказа .

    – Какие ассоциации у вас возникают со словом н о ч ь.

    (Темнота, боязнь, страх, желание откровенничать, загадочность, сон, тоска,
    умиротворение – успокоиться, прийти в мирное состояние; тишина, ожидание,
    уединение, покой, одиночество и другие.)

    – Почему разговор происходит ночью?

    Есть выражение “успокоилась душа и говорить по душам”.По душам говорить есть
    потребность у каждого из нас. Душа внучки Вики и душа бабки Натальи испытывали
    потребность в разговоре.

    Постройте синонимично-ассоциативный ряд к слову р а з г о в о р,
    открывая его смысл.

    (Соразмышление, раздумья, обмен мнениями, беседа, собеседование,
    сопереживание, событие, диалог и другие.)

    – Какой синоним близок к разговору Вики и бабушки? (Обмен мнениями.)

    – Вот теперь давайте обратимся к тексту и, распределив задания, оформленные
    на карточках, проследим их обмен мнениями.

    1-я карточка.

    Психологический портрет героинь.

    1. Возраст.
    2. Внешность.
    3. Особенность поведения.
    4. Прошлое.
    5. Настоящее.
    6. Речь героинь.

    2-я карточка.

    Спор о женщине.

    1. Точка зрения Вики на женщину, ее роль и место в жизни.
    2. Точка зрения бабки Натальи.
    3. Ваше отношение к обсуждаемому вопросу.

    3-я карточка

    Разговор о любви.

    1. Позиция Вики.
    2. Как стать “любее любой”,по мнению бабке Натальи?
    3. Какой секрет “ранешной”любви раскрывает бабушка внучке?

    4-я карточка.

    Рассуждения о жизни.

    1. Как характеризуют героини современную жизнь?
    2. Какой смысл и какие чувства вкладывает каждая в одну и ту же фразу: “Все
      теперь не так ”?

    Беседу-дискуссию завершаем советом бабушки: “Устою возьми”.

    – Как вы это понимаете? (Вера в себя, в свои силы. Ощущение собственного
    предназначения.)

    – Как вы думаете, ребята, разговор с бабушкой оказал влияние на Вику (Да, в
    неспокойном сне…………)

    – Сейчас проведем ранжирование (построение в шеренге по росту) слов по мере
    убывания или по мере возрастания чувств.

    (Увлечение, любовь, влюбленность, страсть.)

    – Подумайте, что было у Вики и у Натальи?

    Согласитесь ли вы с утверждением одного из литературных критиков, писавших,
    что “после

    книг Распутина многие представления о жизни становятся в чем -то яснее, но не
    проще”?

    Захотелось ли вам продолжить разговор с писателем и о писателе? Вы это можете
    сделать, написав сочинение “Я хочу пожелать тебе, Вика…”.

    Закончим урок стихотворением Юлии Друниной “Наказ дочери”

    4. Рефлексия.

    Кому что понравилось на уроке?




    Следующий: