Тема нравственности в рассказе В. П. Астафьева Шинель без хлястика

Цели урока:

образовательные

  • сформировать представление о
    композиционном своеобразии произведения;
  • совершенствовать навыки работы в форме
    чтения-анализа;
  • определить способы раскрытия
    характеров героев рассказа;
  • углубить представление учащихся о
    творчестве В.П.Астафьева;

развивающие

  • развивать навыки работы с
    художественным текстом;
  • развивать навыки выразительного чтения;
  • развивать культуру устной и письменной
    речи;
  • развивать умение грамотно и
    аргументированно выражать свою собственную
    точку зрения;

воспитательные

  • воспитывать гуманистическое отношение
    к окружающему миру;
  • воспитывать патриотические чувства;
  • воспитывать бережное отношение к
    женщине, матери.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок развивающего
обучения с элементами мастерской.

Методы обучения: репродуктивный,
частично-поисковый, эвристический,
проблемного изложения.

Формы организации учебной
деятельности:
групповая, фронтальная,
индивидуальная.

Дидактические средства
к уроку:
портрет писателя, тексты
рассказа “Шинель без хлястика”, иллюстрации,
чистые листы для выполнения
задания, книжная выставка, кинофильм
“А зори здесь тихие”, таблички
со словами ЖЕНЩИНА и ВОЙНА.

Структура урока.

Этапы урока.

Деятельность преподавателя.

Деятельность учащихся.

1.Организационный момент.

Приветствует учащихся, проверяет
готовность к уроку, наличие у каждого
учебного места, создаёт определённый
психологический климат для работы.

Приветствуют преподавателя,
проверяют готовность и учебное место к
уроку.

2. Актуализация.

Организует фронтальную работу
учащихся в форме беседы по теме
прошлого занятия, проверяет домашнее
задание (индивидуально).

Отвечают на вопросы преподавателя,
зачитывают ответы на вопросы домашнего
задания.

3. Целеполагание и мотивация.

Обращает внимание учащихся на
значимость изучаемой темы. Подводит
учащихся к формулировке темы и целей
урока. Подводит итог:сегодня на уроке
вы

  • определите…
  • раскроете…
  • разберётесь…
  • ответите на проблемный вопрос.

Беседуют с преподавателем, приходят к
выводу о значимости темы урока в
подготовке к итоговой аттестации.
Осознают цели, записывают тему в
тетрадь.

4. Первичное усвоение учебного
материала.

Предлагает учащимся прочитать
рассказ В.П.Астафьева “Шинель без
хлястика”.

Задаёт вопросы:

  • какое впечатление произвёл на вас
    рассказ?
  • какие чувства вызвал у вас?

Выполняют задания преподавателя.

Отвечают на вопросы, делятся
впечатлениями.

5. Осознание и осмысление учебного
материала.

Организует работу по проблемному
анализу рассказа:

  • определение своеобразия композиции;
  • темы и идеи рассказа;
  • выявление нравственных качеств главных
    героев.

Задаёт проблемные вопросы по
содержанию рассказа, используя
технологию РКМ (развития критического
мышления). Предлагает выразительно
прочитать понравившиеся отрывки и
выполнить творческое задание

(элемент технологии мастерской).

Работают фронтально и в группах.

Обращаются к памятке. Выполняют
задания, находят ответы на вопросы в
тексте, выразительно читают отрывки,
выполняют творческое задание и
афишируют его.

6. Систематизация знаний и умений.

Побуждает учащихся ответить на
проблемный вопрос, объяснить смысл
названия рассказа.

Отвечают на проблемный вопрос.
Объясняют смысл названия рассказа.

7. Подведение итогов занятия.

Подводит итог занятия. Даёт анализ и
оценку успешности достижения целей
урока, объявляет оценки.

8. Информация о домаш.задании.

Преподаватель даёт разъяснение по
выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание:
написать эссе по рассказу.

9. Рефлексия.

Мобилизует учащихся на рефлексию:
пригодятся ли знания,
полученные на уроке, при
подготовке к итоговой аттестации?

Предлагает ответить на один из
вопросов по выбору в жанре

“Приятная записка”.

Устно отвечают.

Определяют каждый для себя
значимость занятия в жанре

“ Приятная записка”.

Анализируют свою работу.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

- Все присутствуют, начнём наше занятие.

2. Актуализация.

- Творчество какого писателя изучаем?

- Что узнали о В.П.Астафьеве?

- Какие ведущие темы творчества писателя?

- Какие произведения Астафьева В.П. знаете?

- С каким рассказом познакомились на
прошлом уроке? (“Людочка”).

- Какова основная тема этого произведения?
(Нравственность, равнодушие).

-Что такое нравственность? Как вы
понимаете?

(Работа со словарём. Нравственность –
правила, определяющие поведение; духовные
и душевные качества, необходимые человеку
в обществе).

- Проверка домашнего задания (ответ на
вопрос: встречались ли вы когда-нибудь в
своей жизни с равнодушием? Что
испытали при этом?)

- Какой излюбленный жанр Астафьева?

- Отличается рассказ от повести, романа?
Чем?

Демонстрация фрагмента кинофильма “А
зори здесь тихие”.

- Что увидели в этом фрагменте? (Война,
женщина на войне).

- Есть ли у В.П.Астафьева произведение, в
котором тоже затронута тема войны и женщины
на войне? (“Шинель без хлястика”). (Учащиеся
заранее познакомились с произведением).

3. Целеполагание.

- Запишите тему урока и проблемный вопрос:
“Почему рассказ называется “Шинель без
хлястика”, а не иначе?”

- О чём сегодня поведём разговор? Что
узнаем, определим?

(Что рассматриваем всегда при изучении
произведения, что определяем?)

Преподаватель подводит промежуточный
итог, называя цели (открыть их на доске).

Мотивация.

- Зачем нам это нужно? В чём нам это поможет?
(Познакомиться с творчеством писателя, подготовиться
к сочинению).

4. — Вы прочитали рассказ. Какое
впечатление он на вас произвёл?

- Какие чувства вызвал у вас?

- В этом рассказе необычная композиция. (
Индивидуальное задание об особенностях
композиции – рассказ в рассказе).

- В каких ещё изученных произведениях
встречаем такую композицию?

(“После бала”, “Старуха Изергиль”, “Судьба
человека”).

- С какой целью автор вводит этот приём? (
Подчеркнуть жизненность, достоверность).

5. Проблемный анализ произведения
форме фронтальной беседы, групповой работы).

Беседа по содержанию текста.

- Кто главные герои? (Мать и сын).

- Почему автор не даёт имён героям? (Обобщённый,
собирательный образ Матери).

-Каковы отношения матери и сына?

- В каком произведении русской литературы
19 века показаны взаимоотношения поколений?

(“Отцы и дети” — конфликт, разногласия,
споры, а в рассказе?)

- О чём рассказывает мать сыну? (О прошлом).

- Почему раньше не рассказывала?

- С каким историческим событием связано
прошлое героини?(В.О.в).

Работа с ассоциациями: ЖЕНЩИНА и ВОЙНА.
(Женщинам не нужно воевать!)

- Каков послевоенный быт женщины?

- Через какие трудности ей пришлось пройти?

- Какие нравственные качества помогли
героине преодолеть их? (Работают в группах,
записывают).

(Сила духа, терпение, вера в возвращение
любимого, гордость, чувство собственного
достоинства, любовь к сыну, доброта,
ответственность).

- О чём жалеет героиня? (О шинели).

- Что значила для неё шинель? Почему была
дорога? (Память о юности, о любви, о войне,
о рождении сына. Спасла сына, т.к. жила для
него).

Чтение стихотворения Е.Наумовой “У мамы
пропала шинель”.

Творческое задание по группам:

  • что мог бы сделать сын, чтобы оплатить
    солдатскую шинель мамы?
  • напишите эпилог рассказа (что такое
    эпилог?)
  • узнайте о дальнейшей жизни героев.

(Учащиеся работают по группам, афишируют
свои работы).

Зачитайте понравившиеся вам отрывки из
рассказа. (Выразительное чтение).

6. — В чём особенность композиции
рассказа?

- Какие нравственные качества присущи
героине?

- Вернёмся к названию рассказа и ответим
на проблемный вопрос: “Почему рассказ называется
“Шинель без хлястика”, а не иначе?” (Можно
обсудить в группах, ответить устно).

(Именно шинель помогла выжить ребёнку,
самая ценная вещь для матери, которую она
продала в минуту отчаяния. Мать –
символ жертвенности. Настоящая мать всё
отдаст за своего ребёнка).

Преподаватель зачитывает слова В.П.Астафьева
о своей маме.

7. Подведение итогов урока. Объявление
оценок.

- Завершая урок, хочу обратить ваше
внимание на слова В.П.Астафьева.

(Зачитывает слова писателя).

8. Информация о домашнем задании.

- Напишите эссе (небольшое прозаическое
произведение, сочинение-рассуждение о словах
писателя. Согласны ли вы с ним? “В чём
красота человека?” “Каким я представляю
красивого человека?”).

Преподаватель обращает внимание учащихся
на иллюстрации, на книжную выставку.

9. Рефлексия.

- У каждого листочек. Продолжите любую
фразу в жанре “Приятная записка” и прикрепите
на доску, уходя с занятия.

Спасибо за работу на уроке.

Приложение

Следующий: