Тема нравственности и милосердия в повести А. Гайдара Тимур и его команда

ЦЕЛЬ УРОКА

  1. формирование нравственных идеалов;
  2. сформировать у учащихся умения анализировать
    поступки героев, осмысливать
    нравственно-эстетическое содержание повести;
    воспитание читательской культуры;
  3. формирование и развитие ответственности,
    гуманных отношений с товарищами, чувства
    милосердия, любви к Родине.

ОБОРУДОВАНИЕ

Портрет А.Гайдара, выставка книг, средства
мультимедиа, иллюстрации к произведению
(художников и учащихся)

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Выразительное чтение отрывка из стихотворения
Льва Ошанина (читает ученик)

Мир становился чудесным и новым,
Сердцу хотелось взлететь самому,
Когда молодым удивительным словом
Аркадий Гайдар прикасался к нему.

Сейчас мало тех, кто знает писателя Аркадия
Гайдара. Его произведения пылятся на книжных
полках, его книги не читают. И поэтому многие не
знают его знаменитых героев: Тимура, Чука и Гека,
пионера Сережу и многих других. Но мы не должны
предать забвению имя Гайдара. Давайте вместе
будем изучать его произведения, написанные
именно для вас, будем учиться у его героев. И
пусть каждая встреча с книгами Гайдара будет
большим и светлым праздником.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Дорогие ребята! Дома вы прочитали произведения
Аркадия Гайдара. Вместе с героями вы совершили
путешествие в дальние страны, прошли трудный
путь борьбы с несправедливостью, с врагами за
светлое будущее на земле. Многие из вас, наверное,
подружились с Тимуром, Женей, пионервожатой
Наткой и со многими другими героями книг, которые
написал замечательный писатель, большой друг
детей – Аркадий Петрович Гайдар.

1-ый ученик

Родился Аркадий Гайдар (настоящая фамилия -
Голиков) 22 января 1904 года, в небольшом городке
Курской области. Отец его — школьный учитель, мать
работала сначала учительницей, позже фельдшером.
В 1912 переехали в Арзамас. Именно Арзамас Аркадий
Гайдар называл своей родиной, потому что здесь
прошло детство, здесь была учёба в реальном
училище. Многие впечатления от “арзамасской
жизни” потом нашли отражение в его
произведениях.

В августе 1914 г его отца забрали в армию. Мать
Аркадия осталась одна с четырьмя детьми. В
больнице, где она работала, было много забот. На
десятилетнего Аркадия легла дополнительная
ответственность за сестренок.

Учился Аркадий не очень прилежно. Правда, чаще
других получал пятерки по литературе.

Очень любил Гайдар читать. В 1917 году на вопрос
анкеты «твое любимое занятие?» ответил
коротко и исчерпывающе: «книга». В списке
любимых писателей на первом месте его кумир -
Гоголь. И еще — Пушкин, Толстой, Гончаров, Писарев,
Достоевский, Шекспир, Марк Твен.

2-ой ученик В декабре 1918-го Аркадий Голиков
уходит в Красную Армию.
Так заканчивается детство Аркадия Голикова и
начинается военная деятельность. Вот так с войны,
в неполные пятнадцать лет началась взрослая
жизнь Аркадия Гайдара. В декабре 1919 года на
Польском фронте, где он командовал взводом,
получает ранение в ногу и потому приезжает на
побывку домой. В марте 1920 года приезжает в Москву
за новым назначением. И он вновь в Красной Армии
– командир полка. Но по состоянию здоровья ему
дали шестимесячный отпуск. Это было начало
прощания с Красной Армией.

Осенью 1932 года Аркадий Гайдар решил поселиться
в Москве. В 1938 г Аркадий Гайдар приехал в Клину.
Свою знаменитую повесть “Тимур и его команда”
Аркадий Петрович написал в Клину, в 1940 г. Еще в
Клину написаны “Чук и Гек”, “Судьба
барабанщика”, “Дым в лесу”, “Комендант снежной
крепости”, “Зимой 41-го” и “Клятва Тимура”.
Гайдар мог написать ещё много книг, но со всей
страной случилась огромное несчастье – на СССР
напала фашистская Германия. И Гайдар не мог
остаться в стороне.

Через день Аркадий Гайдар уехал на Юго-Западный
фронт в качестве корреспондента
«Комсомольской правды». Он ехал в город, где
в 1919 году стал командиром, под стенами которого
получил боевое крещение.

Гайдар погиб 26 октября 1941 года в результате
стычки с немецкой засадой.

Учитель

Аркадий Гайдар работал ради будущего и в своих
книгах всегда обращался к детям. Ребята для него
были не только читателями и героями его
рассказов и повестей, но и верными товарищами, с
которыми он шутил, смеялся и серьезно
разговаривал.

К.Паустовский вспоминал: “Мы жили Аркадием
Петровичем Гайдаром на одной улице, и надо
признаться, что не было случая, когда он, выйдя из
дому, не был бы остановлен каким-нибудь
мальчиком, а то и целой толпой мальчишек… Это
было не просто знакомство, это была какая-то
душевная связь, добровольное подчинение
младшего старшему и в то же время нечто похожее
на игру, в которой царствовал дух дисциплины и
уважения…

- А все-таки ты с ними играешь, — говорил я
Гайдару.

- Живу, а не играю, — отвечал он. – Ты не прав”.

Ребята любили Гайдара за его ласковый голос,
добродушный смех, за то, что он умел
разговаривать с ними, как с равными. Если его
маленькие друзья попадали в беду, Аркадий Гайдар
всегда приходил к ним на помощь.

Мысль написать “Тимур и его команду”
подсказали ему сами дети. Он только подметил её,
подхватил и облек в художественную форму.

Что же заставило Аркадия Гайдара быть
писателем?

3 ученик

Шесть лет пробыл Аркадий Голиков в Красной
Армии. Он полюбил Красную Армию всем своим
окрыленным, беспокойным существом, сроднился с
военной семьей и думал остаться в ней на всю свою
жизнь. Но в 1923 году Гайдар серьезно заболел.

“С тех пор я стал писать, — рассказывал об этом
периоде сам Гайдар. – Вероятно, потому, что в
армии я был ещё мальчишкой, мне захотелось
рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая
она была жизнь, как оно все начиналось да как
продолжалось, потому что повидать я успел все же
немало”.

Учитель

А.Гайдар очень бережно работал над словом. Он
помнил наизусть все, только что им написанное.
Его слова, вроде бы и обыденные, светятся внутри
огнем поэзии, хитро укрытой. Читатель доверчиво
тянется на этот огонек, невидимо согревающий
сердце и тихо зовущий к строгим и славным делам.
Вот в чем секрет гайдаровского языка. Простые
слова у него становятся крылатыми, ибо в них была
мысль высокого полета. Потому что писал он всегда
с горячим сердцем и, разговаривая с читателем
напрямик, очень уважал своего собеседника.

-Ребята! Дома вы прочитали его замечательную
повесть “Тимур и его команда”. Вспомните,
пожалуйста, что такое повесть (…) Правильно. В
свое время эта повесть принесла Гайдару широкую
и большую славу, раскатившуюся за пределы нашей
страны.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ

- Вы знаете, кто такой рыцарь? (смелый,
благородный, самоотверженный человек, мужчина,
юноша) составим с вами такую схему, логическую
цепочку. Какой он, рыцарь? (схема составляется на
доске и в тетрадях)

- Кому из героев характерны эти качества? (Тимуру)

Значит, Тимур – рыцарь. Великодушный рыцарь.
Почему? Потому что он обладает высокими
душевными качествами, готов бескорыстно
жертвовать своими интересами ради других.

- В чем же проявлялось великодушие Тимура?
его желании помочь семьям тех, кто с оружием в
руках защищает свою страну)
И, внимание, -
желание это проявляется не на словах, а на деле.

- Какие проблемы беспокоили Тимура и его друзей?
(кто-то ворует яблоки в саду красноармейца
Крюкова, коза пропала, девчонка плачет в доме №22
и др.)

- Помимо решения этих проблем, какие ещё добрые
дела совершали они? (кололи дрова, носили воду,
перекатывали бревна, сделали качели и др.)
Обратите
внимание – все это они делали тайно. Им не нужна
была слава, им не нужны были громкие слова
похвалы, которые мы так любим. Нам есть чему
поучиться у героев этой повести.

В этом году мы с вами много говорили о
милосердии. Говоря о поступках Тимура и его
сверстников, можно ли применить слово
“милосердие”? и почему? (милосердие – это
готовность помочь кому-либо, что и делает Тимур с
друзьями. Они не только помогают физически: носят
воду, колют дрова, но и морально, духовно: случай с
девочкой, у которой погиб отец. Они помогают
именно тем, кто нуждается в помощи.)

Я знаю, что и среди вас есть решительные,
честные, самоотверженные мальчики и девочки, те,
которые готовы помочь своим близким и
посторонним людям несмотря ни на что. Ведь и
главный герой повести – не придуманный герой.
Аркадий Гайдар знал, что каждый школьник увидит в
Тимуре самого себя. И каждый из вас может стать
именно таким, как Тимур: решительным, смелым,
храбрым, полезным. Стоит только захотеть. Но, к
сожалению, среди вас есть и такие, как Фигура,
Квакин.

Конечно, Гайдар в своем произведении не
навязывает нравоучительность. То есть он не
писал о том, что нельзя воровать яблоки, нельзя
драться, нельзя быть такими, как Фигура или
Квакин. Или о том, что Тимур – хороший мальчик,
нужно быть таким, как он. Нет. Автор настолько
умело окружил героя какой-то увлекательной
таинственностью, наделил Тимура чудесными,
живыми чертами, что каждому школьнику хочется
быть похожим на него.

Разве не так? Каждому из вас хочется быть
лидером (в хорошем отношении) в классе. Кто-то
лидерство завоевывает командным голосом (т.е.
“горлом берет”). Кто-то своей отзывчивостью,
хорошей успеваемостью. Кто-то, наоборот, плохим
поведением, силой (потому что все боятся его). А
вот Тимур собрал вокруг себя сто и более человек.
В чем секрет его успеха? (он все делал не для
себя, а ради других. Его уважали за смелость,
честность, справедливость).
И ещё за все то, что
мы с вами показали в логической цепочке.

Даже его недруг Квакин зауважал его. Вспомните
эпизод встречи Тимура с Квакиным и Фигурой.
Почему Квакин так резко изменился, что даже
ударил своего друга Фигуру? Как происходило
“перевоплощение”?

(Во-первых, его, наверное, задели слова Ольги.
Хотя эти слова были адресованы Тимуру, Квакин
понимал, что это относилось к нему, потому что не
Тимур лазил в садах, не он обламывал сады “старух
и осиротевшей девчурки”.

Во-вторых, Квакин зауважал его за то, что “он
смолчал”.

И, в-третьих, за то, что он “гордый. Хочет
плакать, а молчит”)

- Можно ли из всего вышесказанного сделать
какой-либо вывод? (даже хулиган может стать
хорошим человеком, но рядом должен быть смелый,
честный человек, который был бы примером для
подражания)

- А для вас Тимур является примером для
подражания?

- В нашей стране, республике, районе, в нашей
школе можно ли найти такого Тимура? (скорее
всего, нет)
В действительности, конечно, можно и
не найти похожего на героя повести Гайдара
школьника, но ведь в каждом из вас все равно есть
хоть малая частица образа главного героя,
живущая в тысячах славных дел, творимых вами.
Поэтому многие из вас могут гордиться тем, что вы
похожи на Тимура.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Дела, творимые Тимуром и его командой, называют
“тимуровским движением”. Сейчас это движение
возрождается, только называют его иначе –
шефская помощь. Вы знаете, и у нас в школе за
каждым классом закреплены участки, где вы
помогаете престарелым, больным и одиноким людям.
Значит, и вы тоже являетесь “тимуровцами”. Вы,
как и герои повести, помогаете нуждающимся. Тем
самым вы показываете свое уважение к людям
поселка и свою заботу о них, выражаете любовь к
родине, поселку.

Аркадий Гайдар очень любил свою родину. Он
верил в светлое будущее своей страны, он сам
хотел жить в этом будущем. Книги его продолжают
жить, будто они написаны сегодня. Герои его книг
живут и действую с нами.

4 ученик


Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.
Ты повесть школьную открой –
Гайдар её писал;
Правдив той повести герой
И смел, хоть ростом мал.
Их по поступкам узнают,
И это не беда,
Что по-гайдаровски зовут
Героев не всегда.
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель Большевик
И Гражданин Гайдар.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать небольшое сочинение на темы (по
выбору):

  1. Какие полезные уроки я извлек для себя из
    повести А.Гайдара “Тимур и его команда”?
  2. “Тимуровское движение” и я (примеры из жизни)
  3. Как показана любовь к родине в повести А.Гайдара
    “Тимур и его команда”?

Следующий: