Тема нового маленького человека в творчестве М. М. Зощенко


Цели:

  1. Проследить развитие писателем-сатириком
    традиций литературы XIX века
    («маленький человек», «смех сквозь слезы»); выявить причины изменения черт
    героев, опираясь на рассказы М.М.Зощенко.
  2. Развивать умения анализа прозаического текста, системы героев,
    наблюдения над языком героев.
  3. Углубление эстетического восприятия прозаического
    произведения.

Материал к уроку:



  • схема «Основные черты «маленького
    человека»;
  • рассказы М.М. Зощенко «Аристократка», «Монтер».

Предварительное задание учащимся к уроку:

  1. Прочитать рассказы М.М.Зощенко «Аристократка», «Монтер».
  2. Повторить черты «маленького человека».

Эпиграфы к уроку:

Берегите Зощенко. Это наш современный Гоголь.
А.Ремизов.

Замечательный, поистине
замечательный русский писатель – Зощенко.
Ю.Олеша.

Ход урока

Организационный момент. Начало урока.

I. Актуализация знаний.

-Что привлекает нас в формулировке темы урока?
(Сочетание «новый маленький человек».)

- Почему «новый», нам как раз и предстоит сегодня
выяснить. Сначала обратимся уже к знакомому вам понятию «маленький человек».

- Что это за литературный тип героя? Каковы основные
черты «маленького человека»? Кто из литературных героев является «маленьким
человеком»?

Самсон Вырин – «Станционный смотритель»
А.С.Пушкина.
Чиновники низшего класса.
Акакий Акакиевич –
«Шинель» Н.В.Гоголя.
Макар Девушкин –
«Бедные люди» Ф.М. Достоевского.

Схема. Основные черты «маленького человека».



  • Низкое социальное положение.
  • Бесправие и нужда.
  • Уязвленная гордость.
  • Забитость, попранное человеческое достоинство.

Обратимся к литературной энциклопедии:

«Маленький человек» в литературе обозначение
разнородных героев, объединенных тем, что занимают одно из низших мест в
социальной иерархии и что это общество определяет их психологию и
общественное поведение. Развитие сюжета строится главным образом на истории
какой-нибудь обиды, оскорбления, несчастья».

- Какое право «маленького человека» отстаивали
писатели- реалисты XIX века?
(Право на сострадание, сочувствие, понимание, уважение).

- Итак, герой нам знаком. Сегодня на уроке мы
должны понять: каков же «новый маленький человек»? Что в нем изменилось? И
почему он появляется в начале 20-х годов XX
века, когда страна уже бодро шагала к социализму? Почему к данной теме
обратился писатель- сатирик?

На эти и другие вопросы мы должны с вами сегодня
найти ответ.

II. Слово учителя о
писателе.

Образ «нового маленького человека» мы найдем в
творчестве замечательного русского сатирика XX
века Михаила Михайловича Зощенко (1854-1958).

Свой первый рассказ Зощенко опубликовал в 1921
году, а уже через 10 лет он был автором более 50-ти книжек.

На долю Зощенко выпала слава, неслыханная для
человека литературной профессии. Ему понадобилось всего 3-4 года работы,
чтобы в один прекрасный день ощутить себя знаменитым не только в
писательских кругах, но и в многомиллионной массе читателей. Его обожали.
Когда в конце 20-х годов «Красная газета» провела опрос: «Кто самый
знаменитый человек в Ленинграде?», им оказался Зощенко. Но любимый в массах,
ценимый знатоками литературы, у партийных работников он заслужил клеймо
«клеветника», «скверного анекдотчика»: «Зощенко, как мещанин и пошляк,
избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах
быта. Он привык глумиться над советским бытом, советскими порядками,
прикрывая это глумление маской пустопорожней развлекательности и никчемной
юмористики».

Каков же его герой, если автор заслужил такую
негативную оценку?

III. Работа с текстом.

1. Обратимся к рассказу «Аристократка» (1923 г.)
Текст вам знаком. Напомните кратко содержание.

Письменное задание учащимся: выпишите из текста
слова, словосочетания, характеризующие Григория Ивановича и Аристократку.

Григорий Иванович.

Встретились на собрании; кавалер и у власти; лицо
официальное; в смысле водопровода; приму под руку; волочусь как щука; перед
народом совестно; комячейка; буржуем нерезаным вьюсь; буржуйская
стыдливость; хожу, что петух; вожжа под хвост; индифферентно.

Аристократка.

В шляпке; чулочки фильдекосовые; мопсик; зуб
золоченый; развернула идеологию; этакая фря; байковый платок; велит под руку
принять; развратная походка; свинство без денег.



Беседа по вопросам:

  1. Что представляет собой герой? (Ощущает себя человеком «у власти»,
    «лицо официальное», член «комячейки», на собрании чувствует себя
    увереннее, чем в театре- центре культуры.)
  2. Как относится к женщине, определяет ее «аристократическую сущность»?
    (По внешнему виду, манере одеваться. Прилично одета, хочет «развлекаться
    культурно» — аристократка.)
  3. Каков уровень культуры поведения, такта героя? (Буржуазные замашки –
    «перед народом совестно».)
  4. Как воспринимаются героем нормальные человеческие чувства?
    (Буржуйскими замашками — «буржуем вьюсь», «Буржуйская стыдливость».)
  5. Каков образ Аристократки, отличается ли от образа нашего героя?
    (Она под стать своему кавалеру.)

- Мы выделили основные черты героя, вернемся к
таблице, сравним его с образом «маленького человека» XIX
века.

Вывод ученика с комментариями учителя.

- Социальное положение его невысоко — сантехник,
рядовой человек, каких миллионы. Мы видим его оскорбленным, обиженным тем, что
ему приходится себя вести как «буржую нерезаному», он испытывает стыд за
нехватку денег (нужда) – это растерявшийся, неуверенный «маленький человек».

- Чем отличается от героя XIX
века? (Наш герой бравирует. Нехватку денег прикрывает моралью: «Не в деньгах
счастье», хотя все говорит об обратном. Наш «маленький человек» пока еще неуверенно заявляет о
себе, по сути дела – это попытка заявить о себе, как о «хозяине жизни».)

2. Перейдем к рассказу «Монтер» (1927г.), проследим,
как эта тема развивается дальше.

- Где разворачиваются события?

- Каков герой рассказа?

- Как он о себе заявляет?

- Чем отличается от героев XIX
века и героя «Аристократки»? (4 года разделяют два рассказа. Герой все тот же, по
сути, но он не желает находиться где-то на краю жизни, претендует на роль
главного действующего лица, на роль «хозяина жизни». Если Григорий Иванович еще
неуверенно чувствует себя в театре, то именно там Иван Кузьмич Мякишев заявляет
о себе во весь голос.)

- Является ли он таковым? Какова его истинная роль в
историческом процессе? (Роль героя ничтожна. Он надулся как индюк, воображая
себя важной фигурой, на самом деле он смешон.)

- Зощенко показывает своих героев в различных смешных
ситуациях. Но так ли беспечен этот смех? (Это «смех сквозь слезы», за
беззаботными нотками видны боль и горечь. Потому что «новый маленький человек» -
это не отдельный социальный тип, это многомиллионная масса, которой Зощенко –
сатирик пытался «открыть глаза», и которого за это называли «клеветником».)

Слово учителя: Чуть ли не через все зощенковские рассказы проходит
образ растерявшегося, сбитого с толку человечка, который из одного неловкого
положения попадает в другое.

Вокруг происходят грозные, не совсем понятные события,
рушатся миры, возникают новые порядки, а этот человечек, по русской литературной
традиции — «маленький человек», «внучатый племянник Акакия Акакиевича», как
назвал его один из исследователей, только похитрее, чем был его предок, более
смышленый, порой даже плутоватый, мечется, суетится и никак не поймет, что к
чему и как ему в этом неприветливом и неуютном мире ужиться. К началу 20-х годов
Зощенко сумел уяснить глубинную суть в характере этого человека. И что особенно
важно – овладел его языком. — Вы прочитали рассказы Зощенко. Что вы можете
сказать о языке его рассказов? (Это стилизация под простую речь. Грубый, неуклюжий,
безграмотный язык. Бестолковые конструкции, исковерканные слова, попытки
выражаться научно. Язык Зощенко был собирательным: он вобрал в себя самое
характерное, самое яркое из расхожего языка масс и в отжатом, концентрированном
виде вышел на страницы его рассказов.)

- «Станционного смотрителя»(1830г.) А.С.Пушкина и
«Монтера» М.М.Зощенко разделяет почти 100 лет, но образ, несколько
преображенный, еще распространен.

Можно ли в наше время говорить о «новом «маленьком
человеке» конца XX – нач. XXI века? Этот вопрос остается вам для
размышления дома.

Написать сочинение – миниатюру «Новый «маленький
человек» конца XX – нач. XXI века»

IV. Подведение итогов урока.

- Сделайте вывод: какой он — «новый маленький
человек», что в нем изменилось?

Оформим основные положения в виде опорной схемы:

  • Низкое социальное положение.
  • Низкий уровень культуры, образования.
  • Наглость.
  • Претендует на право «хозяина жизни», этим и смешон.

Заключительное слово учителя: Итак, мы на уроке проследили эволюцию образа
«маленького человека», выяснили причины его изменения, соприкоснулись с
творчеством замечательного сатирика М.Зощенко, поработали над анализом
прозаического текста.




Следующий: