Тема народного страдания и скорби в поэме А. А.Ахматовой Реквием


Цели:

  1. Через анализ лиро-эпического текста подвести
    учащихся к пониманию индивидуальности поэтессы
    в раскрытии темы произведения.
  2. Развивать у учащихся навыки постижения и
    восприятия поэмы Ахматовой, соотнесения их со
    своими внутренними представлениями.
  3. На примере поэмы А.Ахматовой воспитывать любовь
    к Родинеэмоциональную и интеллектуальную
    отзывчивость.

Оборудование:

  1. «Реквием» Моцарта (аудиозапись)
  2. Репродукция картины В.Сурикова «Утро
    стрелецкой казни».
  3. Цитата из «Откровения Иоанна Богослова».

« И небо скрылось, свившись в свиток, и
всякая гора,

И остров двинулись с мест своих».

Ход урока.

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью был…

А.Ахматова.

I. Оргмомент.

Звучит аудиозапись « Реквием» Моцарта.

Сегодня на уроке мы познакомимся с поэмой А.
Ахматовой «Реквием». Цель

урока: проследить, как исполнена поэмой
гражданская и поэтическая миссия

поэта, как история страны преломляется и
отражается в ее творчестве.

II. Мотивационное начало урока.

1. История создания поэмы.

Прежде чем перейти к истории создания поэмы,
объясним лексическое

значение слова «реквием».

«Реквием» переводится как похоронная месса,
католическая служба по усопшему, в буквальном
переводе – просьба о покое. Одновременно это –
обозначение траурного музыкального
произведения.

Над лирическим циклом «Реквием» А.Ахматова
работала в 1934-1940гг и в начале 60-х годов. Более 20
лет поэму знали наизусть, держали в памяти люди,
которым Ахматова доверяла, а таких было не более
десятка. Эта поэма не была издана и опубликована
в те годы. В 1963 году без согласия автора поэму
опубликовали в Мюнхене. В России поэму впервые
напечатали в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год.

2. Слово учителя.

Итак, реквием – это заупокойная месса. Назвав
так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том,
что ее поэма – надгробное слово, посвященное
всем погибшим в страшные времена сталинских
репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за
своих репрессированных родных и близких, в ком от
страдания умирала душа. Обратимся
непосредственно к тексту поэмы.

III. Деятельность учащихся по теме урока.

Прозаический отрывок «Вместо предисловия» -
очень важный для понимания всей поэмы: это
завещание, наказ поэту «это … описать».

- Какие строчки из части « Вместо предисловия»
подтверждают, что это было страшное время?

- Какой факт из биографии А.Ахматовой был
положен в основу поэмы?

Следующая часть поэмы «Посвящение».

- Отметьте строчки, передающие меру
материнского горя.

- Сравните эти строки со словами из
Апокалипсиса « Иоанна Богослова».



Почему А. Ахматова использует апокалипсическую
картину?

- В «Посвящении» есть словосочетание
«каторжные норы». С какой целью А.Ахматова
включила цитату из Пушкина? (Ахматова намеренно
вызывает ассоциацию с декабристами. Они страдали
за высокую цель, а за что страдают, гибнут или
идут на каторгу современники А. Ахматовой?
Бессмысленные страдания и гибель всегда
переживаются тяжелее, отсюда и появляются в
поэме слова о «смертельной тоске».)

- А теперь ответьте, какое местоимение
использует здесь А. Ахматова? Почему? (Говоря о
личном, Ахматова становится как бы голосом всех
страдающих матерей.
)

- Какие художественные средства помогают
создать настроение, которым проникнуто
«Посвящение»? (эпитеты, сравнения)



- Итак, кому же посвящается поэма?

( Женщинам, матерям, которые, страдая,
находились на грани истощения физических и
духовных сил и жили лишь надеждой.)

А сейчас я назову вам слово, а вы мне скажете,
какие ассоциации, какие картины оно у вас
вызовет. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться,
не отвлекаться, и то, что сразу возникнет в вашем
воображении, вы мне опишете. Итак, это слово –
Родина.

(сообщение учащихся.)

- Какая Родина изображена у А. Ахматовой?



(читаем «Вступление»)

( Родина — живой человек, женщина, которую в
кровь избивают сапогами, давят шинами «черных
Марусь»)

- Какие приметы времени изобразила здесь А.
Ахматова?

Вывод:

«Вступление» — это фон, на котором
будут разворачиваться события, в нем изображено
время действия.

Переходим к 1 главе.

- Какое событие здесь описано? Какие слова,
выражения помогают ощутить тяжесть
случившегося?

- Почему А. Ахматова обращается в историю,
использует образ стрелецкой женки? Что вы
помните о стрельцах?

(Сообщение Чинаревой О. о казни стрельцов с
опорой на репродукцию картины «Утро стрелецкой
казни».
)

Вывод:

Обращение к образу стрелецкой женки
помогает связать времена, сказать о типичности
судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть
конкретного страдания.

Читаем II и III главы.

Опишите картину, которая возникает у вас.
Почему?

- Много повторов. Неотвязная мысль, сводящая с
ума. « Тень», а не человека, женщину, которая не
может больше страдать и, в поисках спасения видит
себя глазами «месяца» — как бы из другого мира.

Читаем IV главу.

- Что происходит с героиней?

(Осознан приговор судьбы. Впереди только
безумие и смерть, происходит раздвоение
личности.
)

Конечно, А. Ахматова не могла в точности знать,
что творится за тюремными стенами. Оттуда очень
редко возвращались.… Но она предчувствовала это,
оттого так и страдала. А мы поймем это хоть в
некоторой степени, познакомившись с отрывками из
романа А. Жигулина

«Черные камни» (Сообщение Шарафутдиновой Д.)

Читаем V главу.

В начале главы обилие глаголов, под конец
глаголов почти нет.

Сделайте вывод.

В VI главе льются тихие строчки колыбельной
сыну.

Перечитаем VII-IX главы.

Опишите ваши впечатления, мысли о прочитанном,
начиная с фразы:

«Когда я читаю VII- IX главы» «Реквием»….

(… Я вижу мать, обезумевшую от горя. Она жаждет
смерти, готова принять ее в любом виде. У нее нет
больше сил сопротивляться безумию.)

- Прочтите название X главы. С чем оно связано?

- Почему именно этот сюжет из Библии
использовала А. Ахматова?

- Одинаковы ли страдания матерей и сыновей?

( трагедия народа велика, оно вызывает в памяти
страшное преступление- распятие Христа. Каждая
из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери.

В образе Богоматери сливаются все матери мира,
детей которых убивают. Богоматерь уже много
веков оплакивает каждого невинно гибнущего
ребенка. Личная трагедия одной матери и одного
сына незаметно становится всеобщей в
пространстве России и во времени.)

Обратимся к эпилогу.

Это самая длинная часть в поэме. В ней
представлена истерзанная душа народа: одна
половина его в тюрьмах – это мужики и сыновья;
другая – в тюремных очередях, это матери и жены.
Здесь дан обобщенный портрет матери.

Во II части эпилога идут твердые, как железо,
двустишия с мужскими рифмами, которые
свидетельствуют о спокойности, непреклонности и
победительной силе женщины поэта. И потому она
достойна монумента, этого воплощения памяти,
несгибаемости. Продолжая традиционную в русской
поэзии тему памятника, А. Ахматова трактует ее
очень ярко, мощно:

(читаем со слов) А если когда- нибудь в этой
стране
….

Эпиграф написан в 1961году. На протяжении 30 лет
своей жизни А. Ахматова постоянно обращалась к
поэме «Реквием». Нигде в поэме не звучит мотив
возмездия, мести. Страшным обвинением эпохе
беззакония и бесчеловечности является вся поэма.
Так же она посвящена безвинно погибшим и
рассказана как бы в полголоса. Так говорят на
похоронах и поминках.

IV. Итоги урока.

Обобщение:

  1. Поэма создавалась в нечеловеческих условиях, в
    «страшные годы ежовшины».
  2. Именно им «невольным подругам… двух
    осатанелых…» посвящается поэма «Реквием».
  3. Во «Вступлении» уже прорисовывается конкретное
    время действия: Ленинград, страна — не Советский
    Союз, а все-таки «безвинная Русь».
  4. Лирическая героиня поэмы ищет утешения у
    смерти, великая скорбь, однако, делает ее как бы
    новой богоматерью.
  5. Истоки зла, которые взяли в стране верх, уходят в
    историю, масштабы трагедии расширяются
    обращением к образам Христа и Богоматери, к
    библейскому сюжету.
  6. Ахматова показала ад XX века. Устами поэта гласит
    100 — миллионный народ.
  7. В эпилоге звучит тема памятника, который может
    быть поставлен конкретному человеку с реальной
    биографией, личное горе которого в то же время
    символизирует громадное народное горе.

В своей поэме А. Ахматова описала достаточно
образно и зримо эпоху, в которую суждено было
страдать народу. Героиня осознала свое единство
с народом, обрела силы женщины, разгадавшей свое
высокое предназначение. Это памятник
материнскому страданию.

Домашнее задание

:

  1. Поэма ли «Реквием»? Не цикл ли различных
    стихотворении, написанных в разное время и более
    или менее случайно объединенных авторской волей
    под общим названием .
  2. Каким вы представляете себе памятник А.
    Ахматовой, о котором говорится в заключительной
    части поэмы?
  3. Охарактеризуйте тематику и композицию поэмы
    «Реквием».
  4. Средства художественной выразительности в
    поэме «Реквием».



Следующий: