Тема милосердия в Капитанской дочке А. С. Пушкина


В наше время, к сожалению, вечные ценности стали
менее значимыми и даже могут вызывать насмешку
или иронию, на место любви к ближнему приходит
душевная черствость. В обществе идет процесс
дегуманизации человека. В стране неуклонно
растет количество негативных поступков,
совершаемых детьми, появляется все больше детей
проблемных, а ведь они – наше будущее, будущее
России. Поэтому-то на современном этапе
нравственное воспитание становится наиболее
важным в учебно-воспитательном процессе.
Становится жизненно необходимо воспитывать в
детях положительные качества личности, учить их
разбираться в жизненных ситуациях и правильно
оценивать свое поведение. Задача педагога -
помочь детям ответить на сложнейшие философские
вопросы: зачем жить? и как жить? А задача эта, как
оказалось, далеко не простая. Как поселить в
сердце ребенка добро, милосердие, бескорыстие,
любовь к ближнему?



Моими помощниками, проводниками к сердцу
ребенка, стали, конечно, произведения русской
классики – кладезь мудрости. Духовное
становление невозможно без освоения бесценного
наследия Пушкина, Лескова, Достоевского,
Шмелева.… Произведения этих мастеров слова дают
представление о христианских основах
нравственности, о добре и зле, о чести и
бесчестии, о милосердии…

Столько важного и нужного для душевного
развития ребенка можно почерпнуть, например, из
“Капитанской дочки” Пушкина!

Глубоко христианский, глубоко русский ответ
дает писатель на жизненно важные вопросы: как
жить в истории, особенно в смутные, переходные ее
периоды? за что держаться? При внимательном
прочтении повести, не без помощи учителя, дети
понимают, что держаться надо за свою совесть, за
честь в глазах Бога. “Держаться нужно за Бога, за
милосердие”,- такой вывод делают ребята в конце
изучения произведения.



Но тому предшествует трудная, кропотливая
работа с текстом. Проанализировав все сцены
встречи Гринева с Пугачевым, видим, что история,
положенная в основу повести, начинается и
заканчивается милосердием. Вспомним первую
встречу Гринева с будущим самозванцем. Пугачев
вывел заблудившегося во время бурана Гринева к
постоялому двору. Гринев благодарит вожатого,
предлагает ему чай, потом и стакан вина. Наутро
Гринев еще раз благодарит Пугачева и хочет
подарить ему полтину денег на водку. А когда
Савельич не позволил ему этого, он придумывает
отдать Пугачеву свой заячий тулуп. Подарок, на
первый взгляд, бессмысленный. Савельич
недоумевает: «Зачем ему твой заячий тулуп? Он
его пропьет, собака, в первом кабаке». Однако,
пишет Пушкин, “бродяга был чрезвычайно доволен
подарком”. И мы догадываемся, что тут дело не
только в тулупе …

В благодарности Гринева за то, что “вожатый”
вывел его к постоялому двору не просто
благодарность. Тут нечто большее: жалость,
милосердие и уважение. Человеку холодно, а ему не
должно быть холодно: он образ Божий. Мы не должны
безразлично проходить мимо человека, которому
холодно, это бесчеловечно. Все это и почувствовал
Пугачев. Потому так и радуется он подарку:
“Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь
за вашу добродетель. Век не забуду ваших
милостей”. И не забудет, потому что на милость
можно отвечать только милостью.

И через все остальные встречи Гринева и
Пугачева основной темой идет именно тема
милосердия. Народная мудрость гласит: “Кто добро
творит, того Бог благословит”.

При занятии Белогорской крепости Пугачев,
узнав Гринева, тут же помиловал его, спас от
смертной казни. Позже в беседе наедине Пугачев
говорит: “…я помиловал тебя за твою добродетель,
за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я
был скрываться от своих недругов”. Каким
нравственным законом руководствуется Пугачев?
Законом милосердия, которого нет выше и
благороднее в этом мире. Разглядел однажды
Гринев человека в Пугачеве, обратился к этому
внутреннему человеку, и не может уже забыть этого
Пугачев.

А, перелистав несколько страниц, становимся
свидетелями еще одной удивительной сцены:
Пугачев, атаман бунтовщиков, вызволяет Машу
Миронову, дочь коменданта крепости, казненного
во время приступа, из рук Швабрина и отпускает ее
и Гринева со словами: “Казнить так казнить,
жаловать так жаловать: такой мой обычай. Возьми
себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай
вам Бог любовь да совет!”. Эти слова мы слышим от
“злодея, обрызганного кровью стольких невинных
жертв” Согласитесь, на такой поступок способен
только человек, у которого не стерт образ Божий в
душе.



Пушкин в «Капитанской дочке» предстает
перед нами не просто мастером-художником, но и
очень мудрым человеком с глубоким нравственным
опытом. Главное внимание автора «Капитанской
дочки» направлено на открытие внутреннего
человека в человеке. Проникновенные диалоги
главных героев повести представляют собой
историю поисков той соборной истины, которая
служит одновременно и мерилом истинности, и
путем спасения. А ключом к этому царству истины
выступает у Пушкина тема милосердия. Не случайно
эта повесть является одним из самых христианских
произведений в мировой литературе, именно от нее
в русской литературе идет традиция
проникновенных диалогов “святых и
преступников”, стоящих перед лицом Бога.

Думаю, ребята, которые присутствовали на уроке,
говорили о милосердии не пройдут мимо человека,
нуждающегося в помощи, окажут ее больному и
слабому, накормят бездомную собаку… А позже,
отвечая на вечный вопрос: “Быть или не быть?”,
примут правильное решение: быть человеком, жить
духовно, “познавать Творца в творенье, видеть
Духом, сердцем чтить…”




Следующий: