Тема масонства в романе Л. Н. Толстого Война и мир. Нравственно-философский аспект


Введение

А.Радищев, Н. Карамзин, А. Грибоедов, А.Пушкин, М.
Сперанский, Павел I, Александр I , А.Суворов,
М.Кутузов – имена, известные всем. Но всемирная
известность – не единственное, что их
объединяет. Однако не каждый знает, что все они
принадлежали к одному из самых таинственных,
малоизученных философских течений в истории
России – к масонству.

Кто они – масоны? Почему споры о масонстве
продолжаются и сегодня? Чем же оно привлекало
великих людей? Каковы нравственные стороны
философии масонства и его влияние на
формирование мировоззрения людей прошлых эпох и
современности? Чтобы ответить на эти вопросы,
необходимо обратиться к истории маонства.

Слово “масон” в переводе с английского и
французского означает “каменщик”, а с
определением “франк” — “свободный каменщик”.
Реальная история масонства начинается со
строительства собора святого Павла в Лондоне под
руководством архитектора сэра Кристофера Рена.
Собор строился долго – с 1675 по 1710 год. Тут-то и
зародилась замечательная идея: для привлечения
общественного внимания к этому долгострою и для
сбора дополнительных средств основать артели
каменщиков, которые будут “строить” собор, не
поднимая ни одного кирпича, а лишь размышляя об
этом. Так среди них оказались врачи, архитекторы,
юристы, ювелиры. В начале 18 в. возникли ложи, где
настоящих каменщиков по профессии не было.
Представителей интеллигенции, торговцев, дворян,
священников и чиновников привлекали в ложи
отсутствие социальных перегородок между
“братьями”, реальное равенство масонов,
взаимопомощь, защита интересов “братьев” всеми
членами лож. На своих заседаниях ложи обсуждали
различные теоретические и практические вопросы,
выполняли роль одновременно политических
клубов, культурно-просветительных и философских
обществ.

Символами масонства стали орудия труда
каменщика: мастерок, отвес, циркуль, угольник,
белый фартук. Во главе каждой ложи стоял мастер,
венерабль. Управляющий целым союзом назывался
гроссмейстером или Великим Мастером. Появились и
первые теоретики масонства: Андерсен и Даугулье,
которые подвели под масонство философскую базу,
начали создавать его теорию и структуру. 24 июня
1717 г. в лондонской пивной “Гусь и гридирон”
состоялось собрание делегатов 4 лож “свободных
каменщиков”, которые избрали Великую ложу
Англии.

Вскоре масонство перекинулось во Францию и
другие европейские страны. Появились традиции,
новая символика, масоны придумали себе новую
историю, восходящую от строительства храма
Соломона. Главным строителем этого храма был
назначен Адонирам, который был убит за то, что не
раскрыл магическое слово, сказанное ему царем
Соломоном. Это имя бога Иегова. Эта легенда об
Адонираме лежит в основе посвящения в степень
мастерства в масонских ложах.

Со временем в ложи стала вступать родовитая
знать – придворные и лорды, но тогда нарушился
главный принцип масонского устава – неучастие в
политической жизни страны.

Масонство из чисто английского явления
превратилось в международную организацию. И
европейские государи опасались того, что
“братья”, нередко занимающие высокие посты в
правительствах, могут действовать, исходя из
интересов ордена в пользу других держав.

Масоны проповедовали всеобщую религию. Вот как
говорилось о ней в “Новой книге уставов”: “В
наше время человек свободно выбирает себе веру, и
лишь одна религия действительно обязательна для
всех, это та всеобщая, всех объединяющая религия,
которая состоит в обязанности каждого из нас
быть добрым и верным долгу, быть человеком чести
и совести, каким бы именем не называлось наше
вероисповедание”.



В России первые масонские ложи появились в 30-е
годы 18 века. В орден вступали по самым разным
причинам. Для одних это была дань моде – их
привлекала внешняя сторона масонства. Другие
видели в нем чистое, высокое
нравственно-философское учение и посвящали всю
свою деятельность постижению законов братства.
Русское масонство ставило перед собой задачу
“познания тайны бытия” через христианскую
терпимость и “обязательность работы соборной”,
которая включала в себя самосовершенствование,
духовное творчество, просвещение, строительство
человеческого счастья. Изучение масонских
символов, хранение масонских тайн, особенности
братских отношений вносили мистическое
настроение в орден.

“Золотым веком” для русских масонов было
царствование Екатерины II. По данным
исследовательницы Т.А.Бакуниной- Осоргиной
(публикация 1939 г.), в разных городах страны с 1760 до
начала 1790-х гг. работало около 100 масонских лож
разных систем. Две трети из них действовали в
Санкт-Петербурге и Москве.

С воцарением в 1801 г. Александра I начался
“серебряный век русских масонов”. В ложи вновь
хлынули тысячи дворян, офицеров, чиновников и др.
Масоны проявили себя настоящими патриотами во
время войн с Наполеоном и заграничного похода
русской армии в 1813 г. После войны, во время
которой создавались “военно-походные ложи”,
масонство еще более расширилось. Именно в
масонских ложах начали интересоваться политикой
будущие декабристы.



В то же время подавляющее большинство
масонских лож придерживались консервативных
взглядов. В ложах, как и в 18 в., почти половина
членов являлись иностранными подданными.
Поворот Александра I к реакционной политике в
начале 1820-х гг.привел к тому, что все тайные
общества, а среди них прежде всего масонские
ложи, были в России запрещены. Этот запрет
подтверждали и все последующие императоры.

Масонская традиция в России, насчитывавшая 90
лет, прервалась. Но отдельные представители
русской дворянской интеллигенции стали вступать
во время пребывания за границей в английские,
итальянские и особенно французские ложи. В 1880-х
гг. во французских ложах разных систем
насчитывались уже десятки русских подданных. И
не следует забывать, что российские масоны
внесли выдающийся вклад в развитие русской
культуры и общественной жизни второй половины
XVIII и первой четверти XIX в., в европеизацию страны,
в формирование армии и государственного
аппарата. Демократические идеалы масонов
способствовали смягчению нравов и зарождению
народолюбивой идеологии русской интеллигенции.

Основными нравственно-философскими идеями
масонства, на мой взгляд, были следующие:

  1. Неприемлемость монархического
    государственного устройства.
  2. Идеал масонов – демократическая республика
  3. Все члены общества – братья. И ни язык, ни
    звание, ни состояние, ни богатство не делают
    между ними различия.
  4. Цель масонства – разрушение христианской
    культуры и замена ее масонским миром.
  5. Человечество – выше отечества. Масонство
    должно зачеркнуть прошлое народов. Оно должно
    создавать международное движение, следствием
    которого будут идеалы свободы, равенства и
    братства между народами.
  6. Идеи национальных революций, которые разрушат
    исторически сложившиеся государства и приведут
    к созданию масонского сверхгосударства.

Главным в философии масонов был и есть человек,
его духовное состояние и гармоничное развитие.
Взаимопомощь среди членов ордена со временем
превратилась в систему благотворительности.
Масоны строят и содержат больницы, клиники,
научно-исследовательские центры.
Филантропические фонды существуют благодаря
добровольным взносам членов братства и
различным пожертвованиям. В дореволюционной
России по инициативе масонов открывались
богадельни, школы, воспитательные дома. Но
благотворительность – лишь часть деятельности
ордена, направленной на благо человечества.

Прогресс общества возможен только при
отсутствии войн между государствами и внутри
них. А потому вольные каменщики выступают против
разрешения конфликтов насильственным путем.
Каждый из братьев может и должен принести пользу,
пробудив в себе самые лучшие качества. Масоны
всех направлений считают: приобретение знаний в
естественных и гуманитарных науках, долгая и
терпеливая самоподготовка помогут им создать
равноправный и справедливый общественный строй,
некий храм свободы, равенства и братства.

Нравственно-философские аспекты романа
Л.Н.Толстого “Война и мир”.

Роман Л.Н.Толстого “Война и мир” вышел в свет в
то время, когда масонские общества в России давно
уже были запрещены. Но события романа переносят
нас в первые десятилетия XIX века, когда масонство
в России процветало. Известно, что Михаил
Илларионович Кутузов был масоном, он искал в
братстве возможность осмыслить и постичь мир.
Его масонская история начинается с 1779 г.: в
немецком городе Регенсбург он стал причастен к
таинствам ордена. Позже, путешествуя по Европе,
Кутузов вошел в ложи Франкфурта и Берлина, а по
возвращении в Россию в 1783 г. его признали ложи
Петербурга и Москвы. Михаил Илларионович
пользовался большим авторитетом среди масонов
различных степеней. При посвящении в седьмую
степень шведского масонства Кутузову присвоили
орденское имя Зеленеющий Лавр и девиз “Победами
себя прославить”. Этому девизу вполне
соответствовала жизнь полководца.

Более 30 лет Кутузов отдал братству, именно он
остановил Наполеона, демона насилия и
властолюбия в понимании вольных каменщиков,
осуществив тем самым основную цель ордена –
достижение мира и спокойствия. В романе Толстого
Кутузов уже человек с состоявшимися убеждениями,
его не мучают сомнения так, как это происходит с
Пьером Безуховым, которого как раз волнуют
вопросы нравственного самоусовершенствования.
Носителем этих идей в романе “Война и мир”
является Иосиф Алексеевич Баздеев, который
произвел на Пьера сильное впечатление своей
страстной проповедью. Образ Баздеева написан с
реального лица – Иосифа Алексеевича Поздеева,
очень популярного среди московских масонов. Это
обстоятельство, по-видимому, и заставило
оставить без изменения имя и отчество персонажа
и внести незначительные изменения в его фамилию.

Любимые герои Л.Н. Толстого проходят сложный
духовный путь в мучительных поисках истины.
Увлекаются ложными идеями, заблуждаются,
внутренне меняются и в конце концов приближаются
к идеалу простоты.

Поступление Пьера Безухова в масонское
общество приходится на тяжелый период его жизни,
связанный с женитьбой на Элен Курагиной. Он
мучается, понимая, что не только обманулся, но и
обманул других. Считал себя виноватым, что
женился не любя, — это повергает Пьера в глубокий
кризис. “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить,
что надо ненавидеть? Для чего нужно жить и что
такое я? Что такое жизнь, что такое смерть? Какая
сила управляет всем?” – спрашивает он себя. Эти
размышления о смысле жизни характерны для
положительных героев Толстого.

Приход Пьера к масонству стал важным событием,
поскольку это поможет найти выход его внутренним
метаниям. Он “думал, думал, думал и думал”, –
сообщает автор. Но чем больше он думал, тем
“темнее, запутаннее и безнадежнее
представлялись ему прошедшее, будущее и, главное,
настоящее”.

Во время таких размышлений, когда Пьер был
погружен “в высший склад мыслей, до которых
может достигнуть человек”,- в этот момент в
комнату вошел незнакомый человек. Это был старый
масон Баздеев, который пришел к Пьеру, чтобы
обратить его. Он сразу начал разговор о
масонстве, предложил ввести Пьера в “братство
вольных каменщиков”, где он обретет успокоение.
В проницательном взгляде масона Пьер
“почувствовал надежду и успокоение”. Через
неделю был назначен прием Безухова “в
Петербургскую ложу Северного сияния”. Пьер был
принят в ложу с соблюдением всех ритуалов. Новая
жизнь вселила в Пьера новые силы, и после
посвящения в масоны он был “весел и сдержан, как
бы подтрунивая над всем миром, зная истину”.

Со дня приема в “братство масонов” для Пьера
началась “новая жизнь – деятельности и
довольства собою”. Вскоре Пьер, поддержанный
братьями-масонами в своих давних намерениях,
поехал по имениям “с целью весьма ясно
определенной: облагодетельствовать своих
двадцать тысяч душ крестьян”.

Смысл жизни Пьер находит в философии
нравственного самоусовершенствования как
средстве устранения зла в себе и мире. Почему же
Пьер, будучи атеистом и считая религию
“несправедливою”, вступает в масонское
общество? Потому что привлекла формулировка
целей этого общества: очищая и исправляя сердце и
разум отдельных членов общества, исправить тем
самым человеческий род и “противоборствовать
злу, царствующему в мире”. И он искренне принял
новое учение и верил в него. Пьер воспринимал
масонство не как религиозную секту с ее внешней
обрядностью, а как “лучшее единственное
выражение лучших, вечных сторон человечества”.
Такое решение давало ему на время иллюзию выхода
из тупика, вызванного ощущением бесцельности
существования. Оно открывало ему дорогу
деятельности, по которой он тосковал. У него было
так много сомнений и колебаний, что он потянулся
к тем, кто имел веру и убежденность в чем-то:
“Пьер с замиранием сердца… испытывал радостное
чувство успокоения, обновления и возвращения к
жизни”. Итак, желание обрести что-то устойчивое,
цель жизни для себя приводит Пьера в масонство…



Известны слова Л.Н.Толстого о том, что он не
видит существенной разницы между основными
принципами своего учения и философскими идеями
масонства.

Смысл истинной жизни видится ему в духовной
любви к миру и к ближнему как к самому себе. По его
мнению, для людей, которые нашли радость жизни в
духовной любви к миру, страха смерти не
существует. Духовное существо человека
бессмертно и вечно, оно не умирает после
прекращения телесного существования. Пути
человека к истинной жизни конкретизируются в
учении о нравственном самоусовершенствовании
человека, которое включает в себя заповеди
Иисуса Христа из Нагорной проповеди в Евангелии
от Матфея. Краеугольным камнем программы
самоусовершенствования является заповедь о
непротивлении злу насилием. Злом нельзя
уничтожить зло, единственное средство борьбы с
насилием – воздержание от насилия: только добро,
встречаясь со злом, но, не заражаясь им, способно
в активном духовном противостоянии злу победить
его. Насилие не должно провозглашаться как
принцип жизни, как закон ее.

Мысли Толстого о победе над злом и об
осуществлении христианского идеала всеобщего
братства созвучны идеалам масонства о
нравственном совершенствовании каждого
человека.

…Итак, “Пьер невольно стал во главе
петербургского масонства. Он устраивал ложи,
вербовал новых членов, заботился о соединении
различных лож… Он давал свои деньги на
устройство храмин и пополнял, насколько мог,
сборы милостыни, на которые большинство членов
были скупы и неаккуратны. Он почти один на свои
средства поддерживал дом бедных, устроенный
орденом в Петербурге… ”, – повествует Толстой.
Вскоре Пьер убеждается, что многие масоны
вступали в общество ради приобретения связей с
сильными и богатыми людьми, которых там было
много. “ Из-под масонских фартуков и знаков он
видел на них мундиры и кресты, которых они
добивались в жизни”. Пьер видел, что многие
представители высшего общества, располагавшие
не меньшим богатством, чем он, и принесшие
масонскую клятву отдать все свое имущество для
ближнего, уклонялись от внесения даже грошевой
милостыни, и в его душу стали закрадываться
сомнения. “В чаду своих занятий и увлечений Пьер,
однако, по прошествии года начал чувствовать, как
та почва масонства, на которой он стоял, тем более
уходила из-под его ног, чем тверже он старался
стать на ней”. Пьер начал чувствовать себя
неудовлетворенным своей деятельностью. Он не
сомневался в масонстве, но подозревал, что
“русское масонство пошло по ложному пути и
отклонилось от своего источника”. Чтобы
разобраться во всем, он едет за границу. Там он
получает доверие многих высокопоставленных лиц,
проникает во многие тайны, возводится в высшую
степень, а в Россию привозит план ордена. Весь
этот план был основан на том, “чтоб образовать
людей твердых, добродетельных, связанных
единством убеждения, состоящего в том, чтобы
везде и всеми силами преследовать порок и
глупость и покровительствовать таланты и
добродетель”. В Петербурге он выступил перед
“братьями”, говорил долго, но речь его произвела
не столько сильное впечатление, сколько волнение
и принята была холодно. Предложения его не были
приняты, и Пьер, не дожидаясь формальностей,
вышел из ложи и уехал домой.

Вскоре последовало полное разочарование:
масоны так много говорили о “служении ближнему
своему” и так далеки были от практической
деятельности, что Пьер окончательно убедился в
их паразитическом образе жизни. Он понял, что
масонство было для них приятным и забавным
времяпровождением, а не серьезным делом. И он
покидает общество “вольных каменщиков”
навсегда.

Пьеру не удалось довести работу по
самоусовершенствованию до конца. Идеи масонов,
которые были, как казалось, близки ему, не сумели
помочь ему в разрешении всех его проблем, а
деятельность его не дала должных результатов.

Нравственно-философские аспекты
современного масонства.

Но масонство продолжает жить. В 90-е г. ХХ в. по
инициативе французских центров масонства после
более чем 70-летнего перерыва в России появляются
масонские ложи. Новые отечественные масоны
переняли нравственно-философские идеи, традиции
и дух ордена, выработанные за многовековую
историю братства. Сегодня масоны называют себя
не тайным обществом, а обществом с тайнами, и
утверждают, что братство занимается
исключительно сохранением духовных ценностей.
“Наш объект – духовный мир человека, а не
общества”. По неофициальным данным, в России
насчитывается 26 лож в разных регионах, в которых
состоит около 500 человек. 7 марта 2005 г. в Риге
встретились представители масонских
организаций из 12 стран мира. Среди легально
действующих в России масонских лож – Великая
Ложа России.

“Великая Ложа России – единственная
регулярная масонская организация на территории
России, признанная более чем девяноста
регулярными Великими Ложами мирового Братства”,
- так записано на официальном сайте Великой Ложи
России Всемирного ордена вольных каменщиков.
Представители ложи сообщают, что они избегают
заниматься политикой. На вопрос, есть ли среди
современных масонов люди из мира бизнеса и
политики, отвечают, что “могут быть”.

Какой будет философия масонства в будущем?
Станет ли она влиятельной идеей современности
или масонство будет привлекать к себе лишь
тайнами и загадочными ритуалами? На все эти
вопросы сможет ответить лишь время.

Список литературы

  1. Аксенова М.Д. Энциклопедия для
    детей. Т. 5. История России. Ч. 2. “Аванта +”. М., 2001 г.
  2. Башилов Б. История русского масонства,
    М., “Русло” – “Община”, 1992 г.
  3. Долинина Н. Г. По страницам “Войны и
    мира”. “Детская литература”. Л., 1978 г.
  4. Елманова Н.С., Савичева Е.М.
    Энциклопедический словарь юного историка.
    “Педагогика- Пресс”. М., 1993 г.
  5. Ермилов В.В. Толстой-художник и роман
    “Война и мир”. М., 1961 г.
  6. Зайденшнур Е.Э. “Война и мир” Л.Н.Толстого.
    “Книга”. М., 1966 г.
  7. Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 12 т. М., 1987. – Т. 4.



Следующий: