Тема любви в русской лирике XIX–XX веков


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,05 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с поэтическими шедеврами
    на тему любви, с адресатами интимной лирики
    русских поэтов;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • воспитывать художественный вкус, интерес к
    русской классической поэзии.

Оборудование:

презентация “Адресаты
интимной лирики русских поэтов 19-20 веков”,
CD-диски с записями музыки; для внеклассного
мероприятия – скатерти на столах, подсвечники со
свечами, на стенах выполненные учащимися
контурные рисунки танцующих пар, кавалеров и дам
в вечерних платьях.

Тип урока: нетрадиционный -
литературно-музыкальная композиция в
литературной гостиной.

Двое учащихся встречают гостей словами:
“Здравствуйте! Мы очень рады вас видеть” и
раздают программу литературного праздника. Пока
входят гости, звучит музыка (возможно, вальс
А.Грибоедова; В. Свиридов, к к/ф “Метель”;
Д.Шостакович, романс из к/ф “Овод”). Одна-две пары
танцуют вальс.

1-й ведущий:

Дорогие друзья! Мы рады встрече с вами в нашей
литературной гостиной. Сегодня мы говорим о
поэзии сердца, о героях любовной лирики, о тех,
кто вдохновлял русских поэтов 19-20 веков на
создание шедевров, чьи имена нам так же известны
и дороги, как имена поэтов.

2-й ведущий:

Любовь – чувство постоянное или преходящее?
Любовь приносит счастье или боль и муку? Можно ли
лирического героя любовной лирики отождествлять
с поэтом и изучать по стихам его биографию?
Насколько образ лирической героини
соответствует адресату послания? Сегодня мы
будем искать ответы на эти вопросы.

На экране портреты А.С.Пушкина и А.А.Олениной. Презентация,
слайд №2.

1-й гость:

Тогда, в ушедшей юности поэта, в городском доме
Олениных и на даче их в Приютино мелькало что-то
маленькое, светлое, нежное – дочка Олениных,
Анечка, Анет. А теперь Пушкин увидел
двадцатилетнюю красавицу- фрейлину, умную и
блестящую, в альбом которой лучшие русские поэты
спешили записать свои восторги. Слайд №3.

Увидел, вспыхнул, загорелся – влюбился. Это
было серьезно, хотя даже близкие друзья не
очень-то в это верили, вот и Петр Вяземский
рассказывал жене: “Девица Оленина – довольно
бойкая штучка; Пушкин называет ее “драгунчиком”
и за этим драгунчиком ухаживает”. Презентация,
слайд №4.

2-й гость:

Князь Петр Андреевич был не прав. Любовные
стихи – дневник души – вытесняли виселицы и
мрак. То вспоминались ее глаза:

Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!



То он отводит руку художника от себя, показывая
подлинный предмет художества:

Рисуй Олениной черты,
В жару сердечных вдохновений
Лишь юности и красоты
Поклонником быть должен гений…

Даже обмолвка ее, когда она нечаянно сказала
Пушкину “ты”, рождает стихи (читает
стихотворение “Ты и вы”).

1-й гость:

А что же она, этот “драгунчик”, эта
прелестница, как она относится ко всему
происходящему? Иногда в дневниках она писала, не
удивляйтесь, о себе в третьем лице.



Из дневника Олениной:

“Однажды на балу у графини Тизенгаузен-Хитрово
Анета увидела самого интересного человека
своего времени и выдающегося на поприще
литературы: это был знаменитый поэт Пушкин. Бог,
даровав ему гений единственный, не наградил его
привлекательной наружностью. Лицо его было
выразительно, конечно, но некоторая злоба и
насмешливость затмевали тот ум, который был
виден в голубых или, лучше сказать, стеклянных
глазах его.

Среди особенностей поэта была та, что он питал
страсть к маленьким ножкам. Анета соединяла с
посредственной внешностью две вещи, у нее были
глаза, которые порой бывали хороши, порой глупы.
Но ее нога была действительно очень мала. Пушкин
заметил это преимущество, и его жадные глаза
следили по блестящему паркету за ножками молодой
Олениной…

Она тоже захотела отличить знаменитого поэта;
она подошла и выбрала его на один из танцев;
боязнь, что она будет осмеяна им, заставила ее
опустить глаза и покраснеть, подойдя к нему”.

2-й гость:

Он влюблен, ей же только льстит, что гений
припал к ее ногам. Хотя, впрочем, его буйная
неземная страсть, видно, все-таки отчасти
передалась и ей: не любила, но уже не была
равнодушной. А в душе поэта тоска и предчувствие
конца, загнанность и любовь. Жизнь как дар
“напрасный и случайный” и “глаза Олениной
моей”, а без этого – как выжить? “За Нетти
сердцем я летаю”, — скажет он и напишет на полях
рукописи, что называется, бездумно, неосознанно
– минуя осторожности разума: “Анета Пушкина”.
Душа решила так, он покорился и сделал
предложение.

1-й гость:

Такой милый, такой добрый, почти родной дом
Олениных и полный, яростный отказ матери Анет,
Елизаветы Марковны. Вчера опальный поэт, ныне
входящий в славу и моду, которому
покровительствовать обещался государь – это
одно; но родственник, но муж дочери, фрейлины
императрицы – совсем другое.

Из дневника Олениной: “Пушкин делал мне
предложение. Он был вертопрах, не имел никакого
положения в обществе и, наконец, не был богат”.

2-й гость:

Не будем осуждать Анет, не будем делать
поспешных выводов: вот, мол, какая, богатство ей
подавай! Просто не любила, что тут поделаешь:
невстреча.

1-й гость:

А он переживал, страдал. С его-то гордостью
отказ получить! Не мог не понимать причины:
Алексей Николаевич был в комиссии, разбирающей
дело о “Гаврилиаде”. Но это родители, их долг
быть осторожными, но она… Устранилась…
Затихла… Спряталась за широкую мамину спину…

2-й гость:

Он не бывает у Олениных, замкнулся, несколько
месяцев молчит. Чуть было не выводит Оленина в
дурном виде в “Онегине”, но запрещает себе это.
Душа же работает, стонет, переплавляет удар – во
что? Сейчас мы знаем эти строки наизусть, но
подумайте – более ста восьмидесяти лет назад их
еще не было, и, значит, не было огромнейшей части
нашей души, наш духовный потолок был гораздо
ниже, чем после выстраданности этих строк. Презентация,
слайд №2.

Звучит музыка романса А.Даргомыжского на
стихи А.Пушкина “Я вас любил…”.

1-й чтец декламирует стихотворение А.С.Пушкина
“Я вас любил…”.

1-й гость:

Какое благородство и деликатность
обнаруживает герой, желая, чтобы “другой” любил
женщину так же искренно и нежно, как он,
благодарен героине даже за “безмолвную” любовь,
любовь без признанья. К возлюбленной он
относится бережно, верит: она вновь будет любима.

2-й гость:

И уж неважно, Олениной ли посвящены эти строки,
другой ли, но дело в том, что душа, сжавшаяся
поначалу от ошеломляющего удара, вгляделась в
себя и не месть нашла в неразделенности чувства,
а пожелания счастья. Только любовь могла
породить это. Ну что ж, что не свершилось. Любовь
всегда права, она бывает неразделенной, но не
бывает несчастливой: разве не счастье обнаружить
в себе такое?

1-й ведущий:

Любовь для Пушкина – предмет высокой поэзии.
Она выведена за пределы быта, житейской прозы.
Интимная лирика поэта – вовсе не дневник его
любовных побед и поражений. В стихах о любви мы
находим то, чего не в состоянии дать ни одно
биографическое “разыскание”, касающееся
любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не
только психологическая правда любовных
переживаний, но и выражены философские
представления поэта о женщине как источнике
красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений.
Пушкин-поэт боготворил женщину. Вот почему герой
стихотворения “Я вас любил…” так великодушен,
так благороден.

2-й ведущий:

В интимной лирике Пушкина создан женский образ,
который можно охарактеризовать как идеал поэта.
Он лишен конкретного плотского выражения и
поражает своей всепобеждающей вечной красотой,
неземной чистотой, высоким благородством.
Очевидно, что идеальный образ женщины в лирике
Пушкина является идеалом духовным.

На экране портреты М.Ю.Лермонтова и
В.А.Лопухиной. Слайд №5.

3-й гость:

В конце лета 1829 года Елизавета Алексеевна
Арсеньева с единственным внуком Мишелем
Лермонтовым поселилась в просторном деревянном
особняке на Малой Молчановке. Рядом на Большой
Молчановке жило семейство Лопухиных,
родственное в отдаленной степени бабушке
Лермонтова. Алексей Лопухин и его сестры стали
ближайшими друзьями поэта.

4-й гость:

С младшей дочерью Лопухиных – Варей Лермонтов
познакомился гораздо позже, чем с остальными
детьми Лопухиных – в ноябре 1831 года, когда был
уже студентом 2-го курса Московского
университета. Варенька вплоть до поздней осени
1831 года жила вместе с матерью в тульском имении
Лопухиных. Маленьких детей родители не спешили
перевозить в город, а Варя была самой младшей в
семье.

3-й гость:

Троюродный брат Лермонтова Аким Павлович
Шан-Гирей, живший в Москве вместе с поэтом, пишет
в биографическом очерке о Лермонтове: “Будучи
студентом, он был страстно влюблен, но не в мисс
Блэк-айз (Черноокую – Екатерину Сушкову) и даже
не в её кузину ( Евдокию Ростопчину ), а в
молоденькую, милую, умную и, как ясный день, в
полном смысле восхитительную В.А.Лопухину; это
была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в
высшей степени симпатичная. Как теперь помню её
ласковый взгляд и ясную улыбку…”. Слайд №6.

Вот какой предстаёт возлюбленная поэта:

2-й чтец декламирует стихи Лермонтова “Она не
гордой красотою…”. Слайд №5.

4-й гость:

Вынужденный уехать в Петербург для обучения в
Школе гвардейских подпрапорщиков и
кавалерийских юнкеров, Лермонтов переписывался
не с Варей, а с самой старшей из сестер Лопухиных
– Марией. Этикет позволял переписку между юношей
и барышней, которые по возрасту могли бы быть
женихом и невестой, только если они уже
официально помолвлены (заметим, студентам и
воспитанникам военных училищ запрещалось
вступать в брак вплоть до окончания учебы ). А
потому всё, что Мишель хотел сообщить Варе, он
писал ее старшей сестре. Мария Александровна
прекрасно понимала это и, получив послание,
бежала с ним к младшей сестренке – читать вместе.

3-й гость:

В рождественские праздники 1834-1835 годов Михаил
Юрьевич спас Алексея Лопухина от женитьбы на
Екатерине Сушковой, сам притворившись ее горячим
поклонником. Против этого брака были сестры
Алексея и их кузина Саша Верещагина: все считали
Сушкову эгоистичной, вовсе не любящей Алексея, а
готовой на брак с ним “по расчету”.

4-й гость:

Но игра в страстное увлечение Сушковой
обернулась для Михаила Юрьевича бедой: Варенька,
узнав о романе между ним и мисс Блэк-айз, с
отчаянья вышла замуж весною 1835 года. А поэт не
забыл свою подругу московской юности, посвятил
ей новую редакцию поэмы “Демон” и подарил в 1838
году с грустным посвящением любимой и уже три
года назад потерянной для него Вареньке.

3-й гость:

По словам Шан-Гирея, чувство Лермонтова к
В.А.Лопухиной “было… истинно и сильно, и едва ли
не сохранил он его до самой смерти своей”.

Исполняется романс А.Петрова “Вы, чьи широкие
шинели напоминали паруса…” из к/ф “О бедном
гусаре замолвите слово”. На экране фото
М.И.Цветаевой и С.Я.Эфрона. Слайд №7.

5-й гость:

“Они встретились – 17-тилетний и 18-тилетняя — 5
мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой
коктебельском, волошинском берегу. Она собирала
камешки, он стал помогать ей – красивый грустной
и кроткой красотой юноша, почти мальчик с
поразительными, огромными, в пол-лица глазами;
заглянув в них, все прочтя наперед, Марина
загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я
выйду за него замуж. Конечно, сердолик этот он
нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих
серых глаз от ее, зеленных, — вложил ей его в
ладонь, розовый, изнутри освещенный, крупный
камень, который чудом уцелел и по сей день”. (Из
воспоминаний дочери М.И.Цветаевой Ариадны
Сергеевны Эфрон). Слайд №8.

6-й гость:

После этой встречи навсегда соединились их
жизни. С первой встречи и до трагического дня в
августе 1941 года Сергей Эфрон становится
романтическим героем поэзии Цветаевой.

3-й чтец декламирует стихотворение
М.И.Цветаевой “Я с вызовом ношу его кольцо!..”.

5-й гость:

Перед нами романтический портрет, это не
описание внешности, а портрет-впечатление,
эмоциональное восприятие. Героиня воспринимает
возлюбленного как рыцаря ( “лицо подобно шпаге”
), он красив, загадочен, благороден. В
стихотворении предугадана судьба героя. Есть два
пути: такие либо слагают стансы – становятся
поэтами, либо становятся мучениками,
страдальцами – идут на плаху. И в том и в другом –
высокое предназначение, жизнь как подвиг. Слайд
№9.

6-й гость:

Сергей Эфрон поэтом не стал, хотя стихи писать
пробовал, но сполна изведал путь мученика. С 1917 по
1920 годы Эфрон – офицер белой армии. Верность
присяге, вскоре возникшее чувство обреченности
“белого движения” уводят его скорбным,
тернистым путем через Константинополь – в Чехию
и Францию. И Марина сделала свой выбор – она на
стороне белого движения, святость которого
видела в защите отечества. Это был выбор женщины,
любящей своего мужа.

Исполняется испанский танец.

Звучит музыка из оперы Ж.Бизе “Кармен”. Слайд
№10.

7-й гость:

В театральном сезоне 1913-1914 года на сцене
петербургского театра музыкальной драмы ставили
оперу Жоржа Бизе “Кармен”. В роли Кармен –
Любовь Александровна Андреева-Дельмас,
обратившая на себя внимание талантливым
исполнением партии Карменситы. Встреча и
знакомство с этой оперной актрисой произвели на
Александра Блока огромное впечатление. Слайд
№11.



8-й гость:

Кармен – олицетворение любви, сама любовь,
страстная и нежная, обещающая блаженство и
увлекающая, и “кровь бросается в ланиты, и слезы
счастья душат грудь перед явленьем Карменситы”.

7-й гость:

Тогда Любовь Александровна не участвовала в
спектакле и находилась в зрительном зале. Все,
что происходило на сцене, испытывал, сидя в зале,
влюбленный поэт: “О, не глядеть, молчать – нет
мочи, сказать – не надо и нельзя…”. Голос же на
сцене пел: “Ценою жизни ты мне заплатишь за
любовь”.

8-й гость:

Итогом сердечных переживаний стал цикл стихов
“Кармен”. Образ актрисы, как признавался поэт,
“дорогой навек”, слился в творческом
воображении с Кармен – символом любви. В память о
встречах с Л.А.Дельмас Блок бережно хранил
сувениры (ветки вербы, ячменные колосья, розы). Слайд
№10.

4-й чтец декламирует стихотворение А.Блока “О
да, любовь вольна, как птица…”.

Исполняется песня М. Фрадкина на слова
Н.Доризо “Как на свете без любви прожить…”.

На экране фото А.А.Ахматовой и И.Берлина. Слайд
№12.

9-й гость:

“Любви все возрасты покорны”, — сказал поэт.
Последняя любовь Анны Андреевны Ахматовой
вылилась в цикл “Полночные стихи”.

10-й гость:

Цикл “Полночные стихи” родился в Комарове,
дачном поселке под Ленинградом, на берегу
Финского залива. Под стихами Ахматова поставила:
март-сентябрь 1963 года, под послесловием- 1965. А
началось все осенью 1945 года. Ей было тогда 56 лет.

9-й гость:

Случайно, а может быть, и не без помощи
заинтересованных лиц к ней в гости – в Фонтанный
Дом – попал будущий герой ее “Полночных
стихов”. Она сразу почувствовала, что Он дарован
ей Судьбой, Но, как ни парадоксально,
предположила: с ним “горчайшее суждено”. А может
быть, и погибель…

Но не первую ветвь сирени,
Не кольцо, не сладость молений –
Он погибель мне принесет.

10-й гость:

Как странно… Эта встреча казалась ей
“страшным праздником мертвой листвы”. Был
ноябрь, поздняя осень. Так кто же был этот Герой? Слайд
№13.

9-й гость:

Англичанин Исайя Берлин. Историк литературы,
философ, профессор Оксфорда. Родился в Риге и
несколько лет прожил в Петербурге. Человек
необычайно образованный, любящий русскую поэзию.

10-й гость:

“Гостем из будущего” назвала его Ахматова.
Почему? Триумф ее мысли и интуиции в том, что она
предсказала свое будущее, достаточно
трагическое.

5-й чтец

декламирует стихи:

Как у облака на краю,
Вспоминаю я речь твою,
А тебе от речи моей
Стали ночи светлее дней.
Так, отторгнутые от земли,
Высоко мы, как звезды, шли.
Ни отчаянья, ни стыда
Ни теперь, ни потом, ни тогда.
Но, живого и наяву,
Слышишь ты, как тебя зову.
И ту дверь, что ты приоткрыл,
Мне захлопнуть не хватит сил.

9-й гость:

Летом 1945 года Исайя Берлин, сотрудник
британского посольства в Вашингтоне, был
переведен на несколько месяцев в Москву. С трудом
осенью получил он разрешение властей провести
два дня и две ночи в Ленинграде. Приехав,
остановился в гостинице “Астория” и тотчас же
отправился в лавку писателей на Невском. О ней он
был наслышан еще в Лондоне. Здесь-то и узнал, что
гениальная Анна Ахматова, казавшаяся ему тогда
тенью из прошлого, жива. Слайд №12.

10-й гость:

Итак, Исайя Берлин входит во двор дома
Шереметевых, поднимается по мраморной лестнице
на верхний этаж. Ее квартира… Навстречу ему
медленно встает стройная дама с наброшенной на
плечи белой шалью. Подает ему руку, чуть
улыбается. И вдруг он слышит, что звучит музыка:
это она начала читать стихи. Ахматова
рассказывает о своей жизни: о свадебном
путешествии в Париж с Николаем Гумилевым, о
встречах с поэтами Серебряного века.
Остановилась. Стала рассказывать о 1937-1938 годах,
когда муж и сын сидели в тюрьмах. Потом замолчала,
раздумывая, поймет ли собеседник ее “Реквием”.
Она жаждала высказаться. А он понимал ее, не
только речь, но и паузы, и интонации, и слезы, и
юмор, и высоту духа…

Звучит музыка романса “Ты меня на рассвете
разбудишь…” из рок-оперы А.Рыбникова “Юнона” и
“Авось”.

Чтец:


Меж сосен метель присмирела,
Но, пьяная и без вина,
Там, словно Офелия, пела
Всю ночь нам сама тишина.
А тот, кто мне только казался,
Был с той обручен тишиной,
Простившись, он щедро остался,
Он насмерть остался со мной.

9-й гость:

Эта роковая встреча с И.Берлиным круто изменила
и без того трудную жизнь Ахматовой. Против нее
была поднята недостойная компания лжи и клеветы.
В августе 1946 года состоялось идеологическое
совещание, на котором Жданов выступил с
публичным разносом творчества Ахматовой.
Последовало постановление о журналах “Звезда”
и “Ленинград”. Анну Ахматову исключили из Союза
писателей, следовательно, лишили ее карточек (а в
то время это означало обречение на голодную
смерть), несколько лет ее не печатали, выгоняли из
квартиры знаменитого дома на Фонтанке. Но она
выстояла. Мужество ее было поразительным.

10- гость:

Анна Ахматова была поэтом, как никто в XX веке
воспевшим любовь, но ей самой пришлось
отказаться от этого большого чувства во имя
другой любви – к сыну. Летом 1956 года И.Берлин
приехал в Москву и очень хотел с ней увидеться. Но
встреча не состоялась, потому что Ахматова
боялась за сына, только что вернувшегося из
ссылки. Она боялась даже телефонных звонков.

9-й гость:

Ахматова раскрыла философскую суть последней,
поздней любви, когда вступает в действие то, что
больше самой реальной сущности человека: дух,
душа. Она раскрыла уникальное совпадение двух
личностей, двух душ, которые не могут
соединиться.

Звучит музыка А. Рыбникова из рок-оперы
“Юнона” и “Авось”.

1-й ведущий:

Дорогие друзья! Заканчивается вечер в
литературной гостиной, где сегодня звучали стихи
русских поэтов о любви. Как вечна сама жизнь, так
будет вечна любовь, которую воспевают поэты.

2-й ведущий:

Все, что произвела на свет любовь, будь то
ребенок или шедевр мастера, — всегда прекрасно. И
в этом великая тайна любви, которую нам, смертным,
суждено разгадывать до конца своих дней.

Использованная литература

1. Анна Ахматова. Стихотворения и поэмы.
Сочинения в 2-х т. – М.: Художественная литература,
1986.

2. Блок А.А., Маяковский В.В., Есенин С.А. Избранные
сочинения. – М.: Художественная литература, 1991.

3. Буслакова Т.П. Русская литература XIX века.
Учебный минимум для абитуриента.- М.: Высшая
школа, 2005.

4. Губер П. Дон-жуанский список А.С.Пушкина. –
Харьков: Дельта, 1993.

5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской
литературе XX века.11 класс. – М.: ВАКО, 2006.

6. Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С.
Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М.:
ВАКО, 2003.

7. Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2-х т. – М.: Правда,
1990.

8. Марина Цветаева. Избранные сочинения в 2-х т. –
М.: Литература,1998.

9. Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и
творчество. – М.: Просвещение,1991.

10. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х т. – М.:


Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: