Тема любви в рассказе А. Куприна Гранатовый браслет. 11-й класс

“Да нет…скажите… неужели в самом
деле вы никогда не любили настоящей любовью,
которая…ну, которая…словом…святой, чистой,
вечной любовью…неземной … Неужели не любили?”.

А.Куприн. “Гранатовый браслет”.

“Любовь должна быть трагедией.
Величайшей тайной в мире”.

А.Куприн. “Гранатовый браслет”

Цели:

- исследование мастерства А.Куприна в
изображении мира человеческих чувств,
определение автором значения такого чувства, как
любовь, в жизни человека;

- развитие навыков аналитико-исследовательской
работы по тексту в единстве формы и содержания,
культуры связной устной речи, навыков
выразительного чтения;

- создание условий для выражения
эмоционально-личностных оценок поступков и
судеб героев, формирование ценностного
отношения к поставленной проблеме;

- воспитание понятия о любви как великой и
вечной духовной ценности человека, о ее влиянии
на жизнь человека.

Задачи.

Ученики:

1) совершенствуют навыки анализа
художественного текста;

2) выделяют главные, существенные моменты в
развитии действия, определяют их роль в
раскрытии темы и идеи произведения;

3) работают над семантикой слова в контексте
произведения, определяют роль художественной
детали;

4) соотносят свои рассуждения по предложенной
теме с текстом произведения;

5) формулируют самостоятельные выводы по
результатам анализа;

6) вырабатывают собственное отношение к
событиям и героям рассказа, приводя аргументы из
текста и из жизни.

Место урока в изучении темы

: второй урок
изучения рассказа А.Куприна “Гранатовый
браслет”.

Тип урока:

изучение нового материала.

Форма урока:

урок-исследование.

Оборудование:

презентация,
выполненная в программе Microsoft Office PowerPoint.

Конспект урока.


Деятельность учителяДеятельность учениковПрезентация
Этап 1 урока.
Организационный. (1 минута)
Цель этапа:

- создание
благоприятной психологической атмосферы урока,
позволяющей учащимся настроиться на учебный
ритм урока.

Деятельность № 1

- Учитель приветствует учеников, проверяет их
готовность к уроку.

Цель этапа:

- демонстрация
готовности к учебной деятельности.

Деятельность № 1

- Ученики отвечают на приветствие учителя,
готовят.

Этап 2 урока.
Ориентировочно-мотивационный.. (1 минута)
Цель этапа:

- подготовка
учащихся к осознанному восприятию материала,

стимулирование познавательного интереса,
проверка готовности к восприятию новой
информации.

Деятельность № 2

-Учитель предлагает вспомнить о результатах
работы над произведением на предыдущем уроке.

Цель этапа:

- демонстрация
учениками знания текста, воспроизведение
результатов анализа его художественной
структуры, сформулированных на предыдущем уроке.

Деятельность № 2

-Ученики называют виды аналитической работы
с текстом на предыдущем уроке.

Этап 3 урока.
Целеполагающий. (3 минуты)
Цель этапа: -формулирование
посредством деятельности учащихся темы урока,
целей и задач урока, прогнозирование ожидаемых
результатов.

Деятельность 3

- Учитель обращает внимание учеников на
эпиграфы к уроку и предлагает выделить
“ключевое” слово, объединяющее две цитаты.

-

Учитель просит учеников определить
главную тему рассказа, сформулировав, таким
образом, и тему предстоящего урока, и записать её
в тетрадь.

Цель этапа:

- определение
и формулирование темы урока, целей и задач урока.

Деятельность 3

- Ученики определяют “ключевое” слово –
“любовь”.

-

Ученики называют главной тему любви,
формулируя тему урока.

- Ученики записывают в рабочую тетрадь дату,
тему урока.

Слайд № 2

Эпиграфы к уроку

Слайд № 1

Тема урока

Деятельность № 4

- Учитель
предлагает сформулировать цели и задачи урока.

Деятельность № 4

-

Ученики
формулируют цели и задачи урока.

Слайд № 2

Эпиграфы к уроку

Слайд № 3

Цели урока

Этап 4 урока. Операционно-исполнительный.(35
минут)
Цели этапа:

- развитие
навыков аналитико-исследовательской работы по
тексту в единстве формы и содержания;

-развитие умения грамотного использования
текста для аргументированного рассуждения;

- развитие умения культуры связной устной речи,
навыков выразительного чтения.

Деятельность № 5

- Учитель предлагает ученикам обратиться к
завязке рассказа (получение главной героиней
рассказа Верой Николаевной письма на день
рождения и подарка, гранатового браслета). Кто
прислал подарок? Знаем ли мы что-то об этом
человеке? Сколько лет этой истории?

Цели этапа:

-

совершенствование
навыков аналитико-исследовательской работы по
тексту ;

- совершенствование умения подбирать материал
из текста по предложенной теме;

- совершенствование умения

культуры связной устной речи, навыков
выразительного чтения.

Деятельность № 5

- Ученики отмечают, что читатели ничего не
знают о приславшем подарок, но по определению
Веры “это – тот”, по анекдотической версии этих
отношений, изложенных в альбоме мужа Веры,
узнают, что история о “влюблённом телеграфисте”
известна всем членам семьи.

Деятельность № 6

- Ученикам
предлагается ответить на вопрос: считают ли
члены семьи Веры отношение к ней “влюблённого
телеграфиста” настоящей любовью? (По
результатам домашнего задания.)

Деятельность № 6

- Ученики
зачитывают сделанные дома записи и формулируют
промежуточные выводы.

Деятельность № 7

- Ученикам
предлагается ответить на вопросы: когда в
рассказе возникает разговор о настоящей любви?

Деятельность № 8

- Учитель предлагает ученикам вернуться к
первому эпиграфу и обратить внимание на
синтаксическое оформление фразы. Как
особенности синтаксиса помогают раскрыть смысл
этой фразы в контексте?

Деятельность № 7

- Ученики
отмечают, что разговор о настоящей любви
возникает на дне рождения у Веры.

Деятельность № 8

- Ученики обращают внимание на обилие
многоточий, на то, что слова, определяющие
понятие “настоящая любовь”, подбираются с
трудом.

Слайд № 3

Эпиграфы к уроку

Деятельность № 9

- Учитель
предлагает ученикам выписать в тетрадь те
определения, с которыми связано понятие
“настоящая любовь”.

Деятельность № 10

- Учитель предлагает ученикам ответить на ряд
вопросов: почему вопрос о настоящей любви задан
Аносову? Имеет ли он представление о том, какой
должна быть настоящая любовь?

Деятельность № 11

- Ученикам предлагается ответить на вопрос:
настоящая любовь, по мнению Аносова – какая она?
Для ответа предлагается поработать с текстом и
продолжить записи в тетради.

- Учитель по результатам проверки записей
выводит “формулу” любви:

Любовь = трагедия

- Есть ли в выписанном ряду ещё одно слово,
которое мы привычно связываем с трагедией?
Почему?

Деятельность № 12

- Ученикам предлагается доказать, что у
Аносова иная шкала ценностей.

- Учитель обращает внимание учеников на то, что
слова “трагедия” и “радость” оказываются в
одном смысловом ряду, а значит, оба на равных
входят в “формулу” любви.

Любовь == трагедия

Любовь == радость

Трагедия == радость(?)

Деятельность № 13

- Учитель предлагает ученикам прослушать
первые такты музыки. Что это за музыка? Когда и
где возникает в сюжете тема сонаты Бетховена?

- Учитель обращает внимание учеников на то, что
D-dur – это Ре-мажор, а мажор – светлый,
“радостный” музыкальный лад.

Деятельность № 9

- Ученики
работают с текстом первого эпиграфа, выписывая
определения в тетрадь, зачитывают их.

Деятельность № 10

- Ученики отвечают, что автор показывает нам
Аносова мудрым человеком, знающим жизнь,
достойным того, чтобы к его мнению прислушались
не только герои рассказа, но и мы, читатели.



Деятельность № 11

- Ученики работают с текстом, делают записи в
тетради, зачитывают записанное.

- Ученики выделяют слово “смерть”. Смерть –
всегда трагедия, так как жизнь – самое ценное,
что есть у человека.

Деятельность № 12

- Ученики находят слова Аносова и зачитывают
их.

- Ученики называют слово “радость”.

Деятельность № 13

- Ученики отвечают, что сонату Бетховена D- dur
Желтков “завещает” Вере как память о себе.

Слайд № 3

Эпиграфы к уроку

Слайд № 4

Настоящая любовь — какая?

Слайд № 5

Настоящая любовь – какая? (Аносов)

Слайд № 6

Цена любви (по Аносову)

Слайд № 7

Слайд № 7

(аудиозапись сонаты Л.В.Бетховена D-dur)

Слайд № 8

(мажор)

Деятельность № 14

- Учитель
предлагает ученикам вернуться к сюжету рассказа
и ответить на вопросы: в какой главе мы
встречаемся с Желтковым? Даёт ли автор перед
встречей с героем возможность высказаться ему
самому?

Деятельность № 15

- Учитель предлагает обратиться к тексту
письма и сформулировать отношение к личности
Желткова, подтверждая своё мнение примерами из
текста.

Деятельность № 14

- Ученики
отвечают, что Желтков появляется перед нами в Х
главе, в сцене разговора с ним мужа и брата Веры
Николаевны. Автор предварительно даёт нам
возможность представить Желткова через
отношение к нему и его чувствам других героев .

Деятельность № 15

- Ученики формулируют своё мнение, опираясь
на текст: Желтков бережно, нежно, почтительно
относится к Вере, он скромен, тактичен, его
чувства искренни.

Деятельность № 16

- Учитель
обращает внимание учеников на слова Желткова из
письма: “нет права”, “нет тонкого вкуса”, “нет
денег”. К какому известному нам литературному
типу мы можем отнести героя с такой
характеристикой?

Деятельность № 17

- Учитель предлагает ученикам вернуться к
кульминационному эпизоду – разговору Желткова с
пришедшими мужем и братом Веры — и ответить на
вопросы: в какой момент и почему меняется ход
разговора и поведение главного героя? Каким
вдруг предстаёт перед нами Желтков? Как автор
развивает тему “маленького человека”?

Деятельность № 18

- Учитель предлагает найти в тексте и
зачитать слова Василия Львовича о своём новом
отношении к чувству Желткова. Какие “ключевые”
слова нашего урока звучат в этой фразе?

- Учитель обращает внимание учеников на то, что
слово “трагедия” звучит в новом контексте.
Ученикам предлагается определить этот контекст
и объяснить, как меняется наше понимание смысла
слова “ трагедия” в этом случае.

Деятельность № 19

- Учитель предлагает ученикам рассмотреть
иллюстрации портрета Желткова и определить,
какой из них наиболее точно передаёт их
представление о герое.

Деятельность № 16

- Ученики
называют тип “маленького человека”,
подтверждая своё мнение доказательствами из
текста: невысокий социальный статус героя,
бедность обстановки, смешная фамилия,- отмечают
особенности внешности героя, “говорящие”
детали одежды, его мимику, жесты.

Деятельность № 17

- Ученики отмечают, что автор “распрямляет”
своего героя, придавая его образу значительность
и глубину (помогают детали: имя героя – Георгий
(Победоносец), сравнение его лица в гробу с лицами
Наполеона и Пушкина).

- Ученики делают вывод: автору важно показать,
что большое чувство делает “маленького
человека” “большим”.

Деятельность № 18



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: