Тема любви в произведении А. И. Куприна Гранатовый браслет


Цели урока:

Образовательная:

  • Совершенствование навыков анализа текста
  • Развивающая:

  • Развитие умения аргументированно излагать
    собственную точку зрения
  • Совершенствование умений сопоставительного
    анализа
  • Совершенствование умений выразительного
    чтения
  • Воспитывающая:

  • Формирование нравственных и этических качеств
    личности учащегося
  • Оборудование:

  • Портрет писателя А.И.Куприна
  • Соната № 2 Л. ван Бетховена
  • Отрывки из классических музыкальных
    произведений (на выбор учителя)
  • Отрывки из фильма «Гранатовый браслет»
  • Ход урока

    «:Любовь всегда трагедия, всегда
    борьба и достижение, всегда радость и страх,
    воскресение и смерть, иначе — она мирное и
    скучное долголетнее сожительство под
    благословенным покровом церкви и закона».
    А.И.Куприн

    «Мы знаем, что любовь сильна, как
    смерть; зато хрупка, как стекло». Ги де Мопассан

    «Любовь одна, но подделок под нее
    тысячи». Ф.Ларошфуко

    Вступительное слово учителя.

    Ф.Д.Батюшков сказал о Куприне, что «он из тех
    писателей, на которых достаточно указать:
    читайте его, это подлинное искусство; оно всякому
    понятно без комментариев».

    А в очерке «Заметки о прозе Куприна» К.Г.
    Паустовский так пишет о произведении
    «Гранатовый браслет»: «Есть у Куприна одна
    заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно,
    благоговейно и нервно. Да иначе к ней нельзя
    прикасаться. Это тема любви: Один из самых
    благоуханных и томительных рассказов о любви — и
    самых печальных — это купринский «Гранатовый
    браслет»:»

    Можно сказать несколько слов о том, что
    писатель создает свое произведение как ответ на
    проповедь цинизма и аморальности в произведении
    М.Арцыбашева «Санин». Можно подготовить краткий
    пересказ романа.

    Беседа по прочитанному произведению.

    В основе рассказа — обычно случай,
    раскрывающий характер главного героя. Какой
    случай положен в основу данного рассказа?

    Где и когда разворачивается действие рассказа?
    (тихие солнечные осенние дни на берегу Черного
    моря; 17 сентября — день именин Веры Николаевны
    Шеиной; героиня ожидала от этого дня чего-то
    счастливо-чудесного)

    По мнению Паустовского, «безошибочный вкус»
    автора «Гранатового браслета» сказался в том,
    что он включил «рассказ о трагической и
    единственной любви в обстановку южной
    приморской осени». Поясните мысль Паустовского.
    Обратите внимание, что ясные дни наступили после
    ужасной августовской погоды.



    Какой предстает героиня княгиня Вера
    Николаевна Шеина? Сначала обсуждаем каждый пункт
    плана, потом кто-то из учеников дает полный и
    связный рассказ о героини.

    • портрет
    • отношение к детям
    • сопоставление с сестрой Анной Николаевной
    • черты характера
    • отношение к мужу
    • героиня и природа

    (Можно отдельно сопоставить двух сестер,
    рассмотреть их портреты, отношение к мужьям,
    темперамент, любовь к лесу или к морю)

    Сцена приезда гостей. Генерал Аносов. Почему
    автор так подробно рассказывает историю жизни
    генерала? (Герой имеет большой жизненный опыт, он
    выражает авторскую позицию. И если бы это было
    произведение классицизма, мы сказали, что это
    герой — резонер)

    Когда происходит первое упоминание о герое?
    Выразительное чтение письма; можно использовать
    музыку Бетховена. Обратите внимание на реакцию
    княгини: когда Вера Николаевна развернула
    письмо, ее реакция «Ах, это — тот!» — с
    неудовольствием подумала Вера. Но, однако,
    дочитала письмо:» Письмо как первая
    характеристика Г.С.Ж. (Перед нами предстает
    необыкновенно благородный человек, сдержанный и
    деликатный, заботливый и верный, чья
    самоотверженность беспредельна, который не
    хочет ничем печалить любимого человека. Он как
    будто пришел на страницы произведения из
    стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил».)



    В сильном классе можно дать
    сопоставительный анализ Желткова и лирического
    героя стихотворения.

    Глава 8. Путь от дома до кареты.

    Монолог Аносова «Люди разучились любить»

    Причины, почему выходят замуж и женятся



    Два случая («глупость» и «какая-то кислота»).
    Сопоставление со словами Ф.Ларошфуко.

    Обсуждение этих моментов приводит к выводу, что
    «любовь должна быть трагедией», «величайшей
    тайной в мире». «Может быть, твой жизненный путь,
    Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой
    грезят женщины и на которую больше не способны
    мужчины ?»

    Одна из основных проблем произведения — ЛЮБОВЬ
    это или СУМАСШЕСТВИЕ? Вместе пытаемся ответить
    на этот вопрос.

    Почему герой появляется только в 10-ой главе?
    (Потому что рассказ посвящен не ему, а его
    чувству, которое не вписывается в привычный
    уклад дома Шеиных). Какой художественный прием
    использует автор, описывая героя и героиню?
    (Противопоставлены не только социальное
    положение героев, местожительство, но и их
    чувства: открытость и холодность; любовь и
    неудовольствие, равнодушие)

    Каким предстает герой произведения?
    Зачитываются детали портрета, элементы одежды,
    стиль поведения. Почему «пиджачок», а не
    «пиджак»? (подчеркнута какая-то незащищенность
    героя; м. б., показана его уязвимость и ранимость).
    При появлении князя и брата княгини герой
    растерялся, «пролепетал омертвевшими губами»,
    смотрел «умоляющими глазами», краснел.

    Обратите внимание, как нам представлена сцена.
    Три героя — Желтков, Николай Николаевич и
    Василий Львович. Первые два героя
    противопоставлены друг другу. Третий -
    наблюдатель. Князь вроде бы не принимает
    непосредственного участия в разговоре. Но именно
    к нему обращены слова Желткова, и именно он
    делает выводы и понимает, что этот «маленький
    человек» искренне любит его жену.

    Обсуждаем, в какой момент и почему меняется
    поведение чиновника (он перестает чувствовать
    свою вину и понимает нелепость слов Николая
    Николаевича, когда тот грозится обратиться за
    помощью к властям); монолог Желткова (деталь
    портрета — губы как у мертвого) и его решение,
    которое он принимает после звонка Вере
    Николаевне. Что подтверждают слова Ги де
    Мопассана?

    К какому выводу приходит князь Шеин и о чем он
    разговаривает со своей женой?

    Читаем письмо Желткова.

    Каким образом Куприн говорит о величии героя?
    (После смерти княгиня Вера посещает его комнату и
    сравнивает его с Пушкиным и Наполеоном)

    Чтение отрывка из 12 главы. Осуждает ли писатель
    свою героиню? Почему люди пропускают свое
    счастье, подошедшее к ним неслышными шагами?

    В основу рассказа положено реальное событие.
    (Заранее было дано задание подготовить историю
    создания произведения). Почему Куприн по-иному
    осмыслил этот случай и ввел в свой рассказ
    трагический финал?

    Какова авторская позиция? Возвращаемся к
    словам генерала Аносова и эпиграфу, написанному
    на доске (слова Куприна).

    Почему эпиграфом к рассказу является название
    сонаты Л. Бетховена? Можно заранее дать задание
    подготовить выдержки из статьи Михаила
    Пылаева «Музыка Бетховена в рассказе Александра
    Куприна «Гранатовый браслет» (газета
    «Литература» № 15/2009)

    Что Куприн выносит в название произведения и
    почему?

    В конце урока возвращаемся к нашему
    вопросу — что это ЛЮБОВЬ или СУМАСШЕСТВИЕ?

    На сайте www.russlitxx.narod.ru/ даны три варианта
    теста, посвященного знанию деталей произведения.
    Выполнение займет не более 10 минут (кто-то
    справится с заданием быстрее). Этим видом работы
    можно закончить двухчасовую работу.

    Дом. задание: провести литературные
    параллели (письменно или устно на выбор учителя)
    или написать сочинение — рассуждение «Любовь -
    преобразующая сила»




    Следующий: