Тема любви в мифах Древней Греции


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,44 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.



Цели урока:

  • Повторить знания о мифах Древней Греции,
    полученные ранее.
  • Активизировать желание учащихся читать и
    узнавать новое.
  • Развивать актерские способности, творческое
    восприятие литературы.
  • Расширять кругозор учеников, их представление о
    древнем и современном мире.
  • Дать понятие об интеграции истории и
    литературы, их нераздельной связи.
  • Воспитывать любовь к чтению, русской и
    зарубежной литературе.

Оборудование:

  • Выставка книг о древней Греции.
  • Выставка рисунков.
  • Видеопроектор.
  • Карточки и картинки для викторины и игры
    “Черный ящик”.
  • Значки “Знаток Древней Греции”.
  • Декорации и костюмы для инсценировки мифа
    “Нарцисс”.
  • Фразеологический словарь (или онлайн словарь).
  • Мифологический словарь (или онлайн словарь).

Методическая литература:

  1. Золотарева И. В., Егорова Н. В, Универсальные
    поурочные разработки по литературе 5 кл. – М.:
    “ВАКО”, 2005.- 512 с.
  2. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практ.
    Методика: Кн. Для учителя/ И. И. Аркин. – М.
    Просвещение, 2001. – 207 с.
  3. Олимпиадные задания по литературе. 6 класс/ сост.
    О. А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 158 с.
  4. История искусств. Античность. Древняя Греция.
    Рим. – М.: Издательство Эксмо, 2005.- 144 с

Ход урока

1. Орг. момент

2. Слово учителя

- Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на
уроке внеклассного чтения, посвященном мифам
Древней Греции. Мифы – это огромная сокровищница
художественных образов и прекрасных
произведений искусства. На их основе созданы
многие произведения мировой живописи, музыки,
поэзии…

3. Актуализация знаний уч-ся



- Что вы знаете о Древней Греции?

- Давайте вспомним, какими были древние греки?
Что ценилось, какие человеческие качества
считались самыми важными, достойными уважения? (В
процессе обсуждения дети приходят к выводу, что
главными человеческими достоинствами считались
смелость, решительность, сила духа, преданность
своему делу или близкому человеку. А главным
чувством, которое правит миром, считалась,
конечно, любовь).

4. Инсценировка мифа

Слово учителя

(лирическое введение)



- Об одном из самых главных чувств в истории
человечества – любви – мы сегодня с вами
поговорим. (Слайд 1)

- Давайте вспомним, был ли в пантеоне
древнегреческих богов бог или богиня любви? Что
вы о ней знаете? (Слайд 2) (Главным богом, точнее,
богиней любви является, конечно же, Афродита. Она
будит в сердцах людей и богов великое чувство
Любви. Никто не может избежать её власти, кроме
трёх богинь — Афины, Гестии и Артемиды. Греки
описывали Афродиту как высокую, стройную женщину
с нежными чертами лица и золотыми волосами. Она
была олицетворением вечной юности и
божественной красоты. У неё есть шесть спутниц -
три Оры и три Хариты.

По легенде, Афродита родилась около острова
Киферы из пены морских волн, смешанных с кровью
сверженного Урана. Афродита дарит счастье всем,
кто верно ей служит и кто почитает её. Таким был
Пигмалион, который сделал статую прекраснейшей
девушки и влюбился в неё, после чего умолял
Афродиту оживить её, что она и сделала. Однако
Афродита бывает так же жестока по отношению к
тем, кто её не почитает, как и большинство других
богов. Ярчайшим примером этого является Нарцисс.
Чтобы лучше представить, как к любви относились
древние греки и окунуться в атмосферу того
времени, предлагаю вашему вниманию небольшую
инсценировку, которую подготовили для вас члены
театрального кружка.

Во время просмотра подумайте, в чем главный
смысл этого произведения, что осуждается, а что
воспевается в этом мифе.

- Итак, давайте представим, что мы как греческие
дети две с половиной тысячи лет тому назад, сидим
на теплом песке у городских ворот или на каменных
плитах храмов и слушаем, как перед любопытными
нараспев, пощипывая в лад струны тихой кифары,
слепые певцы – рапсоды начинали свои
удивительные повествования.

Театральная миниатюра (Слайд 3)

(Входит ученик в греческих одеяниях, с кифарой,
нараспев исполняет)

- Слушайте, добрые люди, про то, что случилось
когда-то! Древним сказаньям внимая, последуйте
верным приметам. Каждый, рожденный для жизни,
быть может и смелым, и трусом; зло от добра
отличать научиться должны мы сызмала. Каждый, кто
в мире родится, свой подвиг исполнить обязан! В
жизни и вы поплывете, как плыли в морях аргонавты.
Пусть же попутные ветры несут вас к намеченной
цели!

Инсценировка мифа “Нарцисс”. (Слайд 4-6) (См. приложение 1)

5. Обсуждение инсценировки

- Вам понравился миф, который инсценировали
ребята?

- Давайте обсудим, о чем он, какова главная идея,
которая в нем заложена?

- А вам близка эта ситуация, случалось ли
подобное в вашей жизни, в жизни ваших знакомых, в
литературных произведениях, которые вы читали?

- Как вы считаете, Афродита справедливо
наказала Нарцисса?

- А мог ли он полюбить Эхо? Виноват ли он в том,
что не ответил на чувство нимфы? А в чем его вина?
(В ходе обсуждения ученики приходят к выводу, что
идея мифа – это бережное отношение к чувствам
другого человека, великая ценность любви как
таковой. Любовь – это дар богов, она всегда
достойна уважения, в не зависимости от того,
ответная она или безответная. А пренебрежение
любовью всегда будет наказано).

- Как вы думаете, почему Нарцисс превратился
именно в белый цветок? (Белый цвет, белый цветок –
символ траура в греческой мифологии. Это символ
того, что каждый, кто замыкается в себе, любит
только себя, пренебрегает чувствами других
закончит свою жизнь трагически).

- Есть ли фразеологизмы или устойчивые
сочетания, связанные с этим мифом? Что они
обозначают? Давайте проверим по
фразеологическому словарю. (Нарциссизм — черта
характера, заключающаяся в исключительной
самовлюблённости).

- Как вы думаете, представление о любви в
Древней Греции и в современном мире чем-то
отличаются? А что общего?

Вывод: Честь, достоинство,
верность и любовь почитались во все времена. А
самолюбование, душевная черствость, безразличие
порицалось не только в мифах, но и зачастую
наказывается самой жизнью. Для нас любовь – это
конкретное чувство к конкретному человеку, в то
время как для греков любовь была основой, главной
составляющей жизни. Быт, философия,
мировоззрение – всё было подчинено ей.

В нашей повседневной жизни, которая никак не
связана на первый взгляд с Древней Грецией, на
самом деле от Древней Греции достаточно много.
Викторина поможет нам это выявить.

6. Викторина “Знаток мифов Древней
Греции”

Блиц-опрос. За каждый правильный ответ ученик
получает карточку. Назначаются консультанты,
которые проверяют правильность ответов и
работают с фразеологическими и мифологическими
словарями. По ходу викторины учитель

Вопросы:

  1. Назовите символ медицины. (Слайд 8)
    Объясните, как он связан с Древней Грецией? (За
    тысячу лет до нашей эры культ змеи как символа
    мудрости, науки и познания возник у греков.
    Именно змея, согласно греческой мифологии,
    навела Асклепия на мысль о возможности
    воскрешения мертвых. Однажды знаменитый
    исцелитель был приглашен во дворец критского
    царя Миноса, чтобы воскресить его умершего сына.
    На своем посохе Асклепий неожиданно увидел змею
    и убил ее. Тотчас появилась другая змея с
    целебной травой во рту и воскресила убитую.
    Асклепий воспользовался этой травой и воскресил
    умершего).
  2. Почему созвездие называется “Млечный путь”?
    (Слайд 9) (Свое название Млечный Путь получил от
    древнегреческих мифов. Согласно одному из них,
    рассерженный Зевс отнял от груди своей супруги
    Геры кормящегося младенца, и молоко из груди Геры
    вылилось на небо. Другой миф повествует о том, что
    бог-скороход Гермес приложил к груди Геры
    голодного младенца— Геркулеса, рожденного
    смертной женщиной от Зевса. Оскорбленная этим
    Гера сама оттолкнула младенца, и ее молоко
    хлынуло на небо. Действительно, белесая полоса
    Млечного Пути напоминает пролитое молоко или
    туман).
  3. Почему кашу называют “геркулесовой”? (Слайд
    10)
    (Каша названа именем римского смельчака и
    силача Геркулеса (Геракла в греческой мифологии).
    Предполагалось, что тот, кто будет есть овсяную
    кашу станет таким же сильным как он. В советское
    время на пачках с овсяной кашей был изображен
    именно этот мифологический герой, что и дало в
    последствии название “геркулес”). К
  4. Что делал в царстве Аида пес Цербер? (Слайд 11) (
    Цербер — в греческой мифологии подземный пес,
    охраняющий вход в царство Аида. Гомеру такой пес
    уже известен, но с именем Цербера он упоминается
    впервые у Гезиода. При пропуске теней в подземное
    царство Цербер ласково виляет хвостом, но тех,
    которые пытаются выбраться оттуда, он пожирает.
    Позднее возникло представление о том, что он
    пугает и всех входящих в загробную обитель. Даже
    имя Кербер древние производили от слов “души
    умерших” и “пожираю” или видели в этом имени
    синоним слова опасность. Согласно народному
    представлению, для умилостивления чудовища
    входившие в подземное царство предлагали ему
    медовые лепешки.

По описанию предметов определите, что
это и кому принадлежало. (Найдите на выставке
рисунков, кому принадлежали эти предметы.)

  • Молот (Слайд 12)
  • Трезубец (Слайд 13)
  • Волшебные сандалии (Слайд 14)

Что обозначают фразеологизмы, из каких
мифов они к нам пришли?

- Один из этих фразеологизмов связан с одной из
самых известных в мире историей любви. Какой это
фразеологизм, и о каком мифе идет речь? (Яблоко
раздора. Миф о Парисе и Прекрасной Елене, из-за
которой началась Троянская война).

Один ученик может подготовить небольшое
сообщение на эту тему. (С именем прекрасной
Афродиты связано начало событий, повлекших за
собой Троянскую войну которую воспел Гомер в
знаменитой поэме “Илиада”. Некогда собрались
все боги на Олимпе на пир. Забыли лишь пригласить
Эриду — богиню раздора. Тогда мстительная Эрида
достала золотое яблоко из садов Гесперид,
написав на нем лишь одно слово -
“прекраснейшей”. Яблоко богиня раздора
незаметно подбросила на пиршественный стол. Тут
же возник спор между Герой, Афиной и Афродитой,
кому из них должен принадлежать чудесный плод.
Зевс отказался решить этот спор и велел
обратиться к Парису, сыну царя Приама. Явились
богини перед царевичем и каждая сулила ему
великие награды. Афина обещала наделить Париса
воинской славой. Гера говорила, что сделает сына
Приама владыкой Азии. Однако Парис назвал
прекраснейшей из богинь Афродиту. В
благодарность та решила обратить к нему любовь
самой красивой среди смертных женщин. К
несчастью, этой женщиной была Елена, супруга
могущественного царя Спарты Менелая. Афродита
сумела заставить красавицу полюбить Париса и
бежать с ним в Трою (город на побережье Малой
Азии). Оскорбленный супруг призвал своих
родственников и союзников со всей Греции и
отправился сражаться с троянцами. Десять лет шла
эта война. Много славных подвигов было совершено
с обеих сторон. Наконец. благодаря хитрости
Одиссея, царя острова Итака, придумавшего
деревянного коня, удалось взять Трою. Троянцы
увидев чудесное изваяние, втащили его в
городские ворота. А внутри коня были спрятаны
самые могучие из греческих воинов. Ночью они
перебили городскую стражу и впустили в город все
свое войско. Так была взята Троя).

- Более двух тысяч лет прошло с тех пор, как были
созданы мифы. Как вы думаете, воспоминания о
Древней Греции сохранились только во
фразеологизмах? Расскажите, что ещё пришло к нам
оттуда и сохранилось по сей день. (Очень многое:
образование; медицина, математика, философия,
Олимпийские игры, политическое устройство
страны, огромное количество слов и понятий и
многое другое. А роль Древней Греции в искусстве
– литературе, музыке, живописи, скульптуре –
трудно переоценить. Некоторые ученики могут
заранее подготовить ответ на этот вопрос). Что из
всего перечисленного имеет отношение к любви?

Вывод:

- Давайте попробуем подвести итог, какую роль
играла любовь в Древней Греции? Почему это
чувство было главным для греков? (Общий вывод
делает учитель, обобщая высказывания учеников).

- Для древних греков любовь была вписана в
порядок мироздания, судьбы, как был вписан туда
человек. В древнегреческой мифологии, философии
и искусстве мы находим одну из первых попыток
осмысления зарождающегося у человека чувства
любви. Античное представление о любви весьма
далеко от того, что мы зовем любовью. Оно тесно
переплетается с ответом на вопросы, каково место
и назначение человека в мире, откуда появилось и
куда уходит все живущее, что представляет собой
окружающий мир. Осмысление любви подчиняется
законам древнего мировоззрения, главная черта
которого — тесная связь с жизнью
природы. Любви принадлежит особое место.
Любовь — это наиболее полное выражение
целостности бытия. Ведь только посредством
всеохватывающей любви соединяются разрозненные
противоположности, и жизнь оказывается цельным,
совершенным переходом из хаоса в космос. Так
любовь оказывается и выражением, и основой жизни.
Она соединяет раннее разрозненное, дает основу
рождению.

Подводя итог урока, проведем небольшой
юмористический тест.

7. Итоговый тест. (Слайды 20-25)
Самопроверка.

1. Верховным богом в Греции был(а)…

  1. Афина
  2. Зевс
  3. Посейдон
  4. Гермес

2. Богиня Земли в древней Греции…

  1. Гея
  2. Афродита
  3. Амфора
  4. Артемида

3. Восход и закат солнца, древние греки
представляли себе как…

  1. Богов, проезжающих по небу на колесницах
  2. Обычное явление природы
  3. Борьбу света и тени
  4. Сигнал к началу дня и отхода ко сну

4. Трехголового пса из царства Аида звали…

  1. Пушок
  2. Шарик
  3. Цербер
  4. Ктулху

5. Продолжите крылатую фразу «… Ариадны»

  1. Трос
  2. Клубок
  3. Бечевка
  4. Нить

6 Олимпийские игры проводились раз в … года

  1. 2
  2. 3
  3. 4
  4. 22

8. Домашнее задание. Дома вы напишите
небольшую творческую работу “Древняя Греция в
современном мире”. Постарайтесь вспомнить, что
ещё пришло к нам из Древней Греции, о чем не было
сказано на уроке. Постарайтесь перечислить как
можно больше явлений и на каком-нибудь
остановитесь подробнее.

- Что нового вы узнали на уроке? Где вы сможете
применить эти знания?

9. Оценка работы учащихся. Награждение
лучших значком “Знаток Древней Греции”.

10. Орг. момент.




Следующий: