Тема любви в лирике В. Маяковского Любовь – это жизнь, это главное…. 11-й класс

Цели урока: раскрыть своеобразие
любовной лирики В. Маяковского, определить
истинные ценности в жизни поэта, учить
анализу лирического текста.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

.

Многие видят Владимира Маяковского
только как поэта, принадлежащего к когорте
революции, и не замечают его потрясающей
любовной лирики. Любовь к женщине, любовь к
людям, любовь Вселенская… Маяковский – это
не громада ненависть, а громада любовь. И
мне хочется, чтобы сегодня на уроке вам
открылась необычайно яркая страница лирики
В.Маяковского.

Комментарий презентации «Адресаты
любовной лирики В. Маяковского (Приложение
№1)

СЛАЙД
№1

Январь 1914 года. Маяковский во время
футуристического турне приезжает в Одессу.
Всего три дня выступлений и чудесный
романтический эпизод. Владимир знакомится
с Марией Денисовой – красивой незаурядной
девушкой. По-видимому, она от каких-то
серьёзных шагов при столь мимолётном
знакомстве отказалась. Как бы то ни было, но
чувство неразделённой любви нашло
отражение в поэме «Облако в штанах».

Я бы назвала слайд и ощущения Маяковского
в этот период как ожидание любви

СЛАЙД №2

1915 год. Эльза Каган привела нового
знакомого поэта-футуриста в дом к своей
замужней сестре Лиле Брик. Маяковский был
сражен этой маленькой женщиной с ярко
рыжими волосами и каре-зелёными глазами.
Вот она – его громада любовь, любовь на всю
жизнь, любовь, принёсшая столько радости и
столько мучений. Строчка: «Она красивая, её,
наверно, воскресят!» — потрясает. Кто ещё из
поэтов мечтал о воскресении в будущем
любимой женщины? /Маяковский был увлечён
философией Федорова, о том, что когда-нибудь
в будущем, возможно, будет воскрешение
лучших, избранных людей.

Но, вернёмся к первой встрече. Маяковский
весь вечер был в ударе. Он прочел поэму «Облако
в штанах» и тут же попросил разрешения
посвятить её Лиле. Так поэма, в которой
фигурировало имя Мария, поэма, на создание
которой Маяковского вдохновила одна
женщина, была посвящена Лиле Брик.

СЛАЙД №3

Лиля Брик – красивая, умная, незаурядная,
общительная, пользовалась неимоверным
успехом у мужчин. Она – дама элегантная,
воспитанная, с прекрасными манерами и, в то
же время, она лишена всяких предрассудков ,
она эмансипированна.

Наконец, она – непредсказуемая, богемная.
Она стала Музой поэта, она преобразила
Маяковского, без неё не было бы в истории
нашей поэзии чудесных строк о любви-громаде.

СЛАЙД №4

Осень 1918 года. Голодная Москва, коммуналка,
холод. Не было овощей, фруктов. Лиля
заболела авитаминозом. Маяковский с трудом
добывает для неё настоящее сокровище -
примитивные овощи.

СЛАЙД №5

Немного раньше, в мае 1918 года. В Москве
Маяковский и Лиля Брик снялись в фильме «Закованная
фильмой» Это история художника, который
ищет настоящую любовь. Он видит сердца
женщин: в одном – деньги, в другом – наряды,
в третьем – кастрюльки. Наконец, он
влюбляется в балерину – Лилю Брик. Но
балерина скучает без сцены, без экрана, ей
нужны поклонники, ведь она –
повелительница сцены. Но, художник ещё
верит ей, верит и надеется на взаимную
любовь. Так же и поэт клянётся Лиле Брик в
вечной любви. А ведь она запрещает ему
выяснять отношения с мужем – Осипом Бриком,
запрещает ревновать, говорит, что Осип Брик
навсегда останется её официальным мужем,
хотя их супружеские отношения давно
окончены .

Современники говорили об их отношениях: «Маяковский
любил её без памяти, а она не сходила с ума
от любви».

Она могла быть нежной с ним, а могла быть
отчуждённо холодна. «Почему лошади никогда
не кончают с собой? – спрашивала Лиля, когда
Маяковский, выясняя отношения, угрожал
самоубийством. И отвечала: — Потому что они
не выясняют отношений.»

Порой она была с ним жестока. Как-то, гуляя
вдоль Невы, он прочёл Лиле свою поэму «Дон
Жуан». «Опять про любовь, — заметила она. –
Как не надоело?» Тогда он вынул из кармана
рукопись и , разорвав, пустил клочки по
ветру…

СЛАЙД №6

Прочитаем строки из поэмы «Флейта
позвоночник».

-Что вы почувствовали? Какая она любовь
поэта?

Любовь великая, любовь-громада,
лирический герой готов разнести её и в
пространстве (тысячи дорог) и во времени (века).
Он коронует возлюбленную. И в тоже время мы
не можем не почувствовать страдание
лирического героя «радуга судорог»

СЛАЙД №7

Чтение слайда. Лиля Брик была из тех, кто
внушал стихи, и сводил с ума. Даже враги не
оспаривали её красоту, её интеллект, её
умение очаровывать. Эта женщина – ЛИЛИТ. (Напомним,
древний библейский миф о первой женщине,
равной во всём мужчине, а может быть даже и
превосходящей его в чём-то. По мифу даже Бог
испугался совершенства своего творения и
оставил Лилит в одиночестве, а для Адама –
первого мужчины создал женщину из ребра –
Еву- женщину, которая изначально являлась
лишь частью мужчины)

Имя Музы Маяковского созвучно имени Лилит.
Она – Лиля Брик — вторая женщина в Москве, у
кого были права. Первой была жена
французского посла . Автомобиль её купил и
привёз из-за границы Маяковский, кстати сам
всю жизнь пользовался услугами шофёра.

Лиля Брик – последняя хозяйка
литературного салона в 20 веке. В её салоне
говорили только о литературе и искусстве.

Лиля Брик была очаровательна даже в
возрасте 85 лет. Она получала подарки от
известного кутюрье. Ив Сен Лоран специально
для неё творил наряды. Пабло Неруда
посвящал ей стихи, а Пабло Пикассо мечтал,
чтобы она позировала для его шедевров и т.д.

СЛАЙД № 8

Во время расставаний Маяковский
постоянно писал письма Лиле Брик. У него для
неё было множество ласковых, нежных
обращений: «дорогой мой, милый,
ослепительный лисёныш», Лилёк, Кисик, Лисик
и т.д.

Чтение письма.

СЛАЙД №9

Однажды Лиля Брик решила провести
эксперимент – 2-х месячную разлуку. 2 месяца
поэт прожил без любимой в добровольной
тюрьме – в своей комнате на Лубянке – и
писал поэму «Про это», конечно же, про
любовь.

У Лили была теория: «Чтобы творить, нужно
испытывать мучения, лишения, нужно
преодолевать трудности. Благополучие губит
художника.»

СЛАЙД №10

Париж в жизни Маяковского. Париж подарил
поэту надежду на взаимную любовь, любовь
простую, человеческую… Татьяна Яковлева
сопровождала поэта в качестве переводчицы.
Натуральная блондинка, длинноногая,
спортивная. Все , видевшие их вместе,
отмечали, что они – очень красивая пара.
Влюблённый Маяковский покорил молодую
эмигрантку. Он нежно, трепетно ухаживал. В
холодную погоду мог снять с себя пальто и
укутать ноги девушке. Первый раз поэт
изменил своей постоянной Музе: 2
стихотворения он написал и посвятил
Татьяне Яковлевой. «Письма из Парижа
товарищу Кострову о сущности любви» и «Письмо
Татьяне Яковлевой».

Маяковский писал : «Иди ко мне, иди на
перекрёсток моих больших и неуклюжих рук».
Он звал её в Россию. Но Татьяна была из среды
белых эмигрантов, она ненавидела советскую
Россию. А поэту запретили выезжать за
границу. Может быть испугались любви поэта
революции к белой эмигрантке.

СЛАЙД №11

Вероника Витольдовна Полонская не стала
адресатом любовной лирики Маяковского. Это
последняя женщина, которой поэт предложил
построить простое человеческое счастье.
Трагедия личной жизни поэта была в том, что
он ни с кем не хотел делить любимую: ни с
другим мужчиной, ни с другой страной.
Вероника Витольдовна – молодая
талантливая актриса, к сожалению тоже не
была свободной. Она была замужем. И на
категоричное

требование поэта остаться с ним, ответила,
что не может так просто расстаться со своим
мужем. 12 апреля 1930 года после её ухода
Маяковский застрелился. Неправильно было
бы сказать, что причина ухода поэта из жизни
только в неудачах личных, любовных. Была ещё
выставка «20 лет работы», которую
проигнорировал союз писателей. Была ещё
статья Ермилова в «Правде», в 1930-м году, в
которой прозвучало обвинение Маяковского в
троцкизме.

Маяковский оставил последнее письмо. В
нём – строки стихотворения. Эти строки были
написаны давно и адресованы они были Лиле
Брик:

Как говорят –
«инцидент исперчен»,
Любовная лодка
Разбилась о быт.
Я с жизнью в расчёте
И не к чему перечень
Взаимных болей,
Бед и обид.
Счастливо
Оставаться

Поэт поменял одно слово. Раньше он писал
Лиле Брик: «Я с тобой в расчёте», а теперь «Я
с жизнью в расчёте»

И ещё были строки «ЛИЛЯ – ЛЮБИ МЕНЯ».
Последний базаровский аккорд. Помните, как
просил Базаров Одинцову: «Дуньте на
умирающую лампаду…»

Так в последние мгновения своей жизни
поэт думал о своей Музе – о Лиле Брик.

Работа над анализом стихотворения «ЛИЛИЧКА!».

(С помощью ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ-ПЛАНОВ)

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

1. Объясните ситуацию, лёгшую в основу
стихотворения.

/ Из заголовка и дальнейшего текста ясно,
что перед нами письмо героя к страстно
любимой им женщине, которая, однако,
относится к нему далеко не однозначно и
видимо, может оставить его в любой момент ( «…День
ещё — // выгонишь, // может быть, изругав»). Это
своеобразное заклинание любовью, хотя
герой чувствует, что вряд ли это поможет («Завтра
забудешь,// что тебя короновал…). Тем
сильнее покоряет безоглядность
высказанного чувства.

2. Отметим главную тему стихотворения.

/ тема любви, тема прощания, расставания.

3. Но, разве герой прощается с любимой?
Хочет ли он этого прощания?

/Нет. Это «последний крик» отчаяния. Перед
нами трагедия любви, потому, что она не
взаимна.

4.Литературные параллели. Кто ещё
изобразил в стихотворениях прощание с
любимой? Сравните, какими чувствами
наполнены эти стихи, что испытывает
лирический герой?

/ А.С.ПУШКИН «Я вас любил…» Прощание-прощение-благословение.
«…Я вас любил так искренне. Так нежно,// как
дай вам Бог любимой быть другим!»

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «Я не унижусь пред тобой…»
Прощание-упрёк.

А.КУПРИН «Гранатовый браслет» Прощание –
благословение- обожествление «Да святится
имя твоё…»

5. Волнует ли лирического героя состояние
возлюбленной?

/Главное – выразить то безумное состояние,
в которое его самого повергает расставание.

6.Создадим логическую схему исследования.
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО
ГЕРОЯ».

Стихотворение построено так, чтобы как
можно резче передать психологическое
состояние героя.

=ИНТЕРЬЕР.

Дым табачный воздух выел.
Комната-
Глава в кручёныховском аде…

/Напряжённое, даже трагическое настроение.
Постоянно курят от волнения. Сравнение
комнаты с хорошо известной Лиле Брик поэмой
Кручёных и Хлебникова «Игра в аду».

=ВРЕМЕННОЙ КОНТЕКСТ Заполняем таблицу.
Работа с текстом

время

он

она

прошлое

исступлённый

Позволяет гладить руки

настоящее

Она – «сердце в железе», может
выгнать, изругав

будущее

У него – «сломанная дрожью рука».

«Дикий», «обезумлюсь», «отчаяньем
иссечась»

=ПРИЗЫВ.

«Давай простимся сейчас»
Призыв поневоле вырывается из уст героя.
Нет, он не хочет расставания. Но,
предчувствуя его, знает через какое
испытание ему придется пройти.

=ПРОСЬБА, ЖАЛОБЫ, УПРЁКИ.

Процитировать,
обозначить художественные средства.

ГРАДАЦИЯ

ЭПИТЕТЫ

ГИПЕРБОЛА

СРАВНЕНИЯ (БЫК, СЛОН – Почему именно с
этими животными сравнивает себя лирический
герой?) Как вы понимаете эти строки? Какое
сравнение в них скрыто? //Если б так поэта
измучила,/ он/ любимую на деньги б и славу
выменял,/ а мне/ ни один не радостен звон,/
кроме звона твоего имени.//

=МЫСЛИ О САМОУБИЙСТВЕ. В
композиционном плане какой частью является
этот эпизод? /Безусловно, кульминация

- Почему перечислены сразу четыре вида
добровольной смерти? /градация показывает,
что мысль о самоубийстве грозно-соблазнительна
для героя

=ПОСЛЕДНЕЕ ОБРАЩЕНИЕ К ЛЮБИМОЙ.

Найдите и прочитайте строки конкретного
обращения к любимой.

Не надо этого,
Дорогая,
Хорошая…

+ последние строки

ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ СОЕДИНЕНИЯ
ГИПЕРБОЛИЗМА И ЩЕМЯЩЕЙ БЕЗЗАЩИТНОЙ
НЕЖНОСТИ ОБРАЩЕНИЙ К ЛЮБИМОЙ

Риторический вопрос ( «Слов моих сухие
листья ли/ заставят остановиться,/ жадно
дыша?»), сам собою подразумевает ответ: «НЕТ»

Последний лирический аккорд:
Дай хоть
Последней нежностью выстелить
Твой уходящий шаг.

7. В начале анализа мы проводили
литературные параллели. Мы сказали о том,
что для Маяковского главное было выразить
безумное состояние лирического героя. Мы
сравнивали, как звучала тема прощания в
произведениях русских поэтов и выделили
отношение лирического героя к покинувшей
его возлюбленной. (У Пушкина –
благословение, у Лермонтова – упрёк)
Определите по последнему аккорду отношение
лирического героя Маяковского к любимой
женщине. / Нежность и даже поклонение.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Маяковский говорил, что у него одна Муза
– Лиля Брик. И всё-таки два стихотворения о
любви он посвятил Татьяне Яковлевой. К
одному из них составьте примерный путь
анализа , попробуйте сравнить чувства
лирического героя в стихотворении «Лиличка!»
и в «Письме к Татьяне Яковлевой»

ОБОБЩЕНИЕ.

Подведение итогов

«Любовь – это жизнь, это главное… От неё
разворачиваются и стихи, и дела, и всё
прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно
прекратит работу, всё остальное отмирает,
делается лишним, ненужным», — это слова
Маяковского. Для поэта любовь – это чувство,
вселяющее активность, делающее человека
способным на творчество, на подвиг.
Лирический герой Маяковского – это человек,
сумевший выразить силу, глубину и
благородство человеческой души.

Какую новую грань любовных
взаимоотношений открыл для вас поэт В.Маяковский?

Следующий: