Тема Дружба в лирике А. С. Пушкина. И. И. Пущину, Во глубине сибирских руд… 9-й класс

Цели:

  • Продолжить знакомство с творчеством
    А.С.Пушкина.
  • Развивать навыки самостоятельной работы с
    текстом, умение высказывать и аргументировать
    своё мнение.
  • Воспитывать способности к самостоятельному
    осмыслению исторических событий, отраженных в
    литературе.

Задачи:

  • Развитие внимания, памяти.
  • Формирование умения работать с текстом.
  • Воспитание любви к родному языку и литературе.

Оборудование: учебник “Литература 9
класс”, тексты стихотворений; слайды с
портретами А.Пушкина, И.Пущина, М.Н.Волконской,
слайд со словарной работой, с отрывком из
воспоминаний М.Н.Волконской.

Тип урока: — 1 -

Вид урока: урок-беседа.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания (1 ученик
вслух читает наизусть стихотворение “К
Чаадаеву”, остальные учащиеся по парам
проверяют друг друга).

- Вспомним, что такое послание.

(Послание — поэтическое или публицистическое
произведение в форме письма к реальному или
фиктивному лицу.) Стихотворные послания как жанр
существовали от античности (Гораций) до середины
19 века (Пушкин).

- Дома вы учили наизусть стихотворение
А.С.Пушкина “К Чаадаеву”, в котором соединены
жанры дружеского и гражданского послания,
сегодня будем читать дружеское послание
“И.И.Пущину”. А вот другое стихотворение, над
которым будем работать на уроке, “Во глубине
сибирских руд…” по форме гражданское послание,
но по сути является дружеским посланием:
стремясь подчеркнуть своё сочувствие положению
декабристов, поэт говорит с друзьями на их языке.

3. Работа над новым материалом:

1) Объявление темы и целей урока.

2) Рассказ подготовленного ученика о дружбе
А.С.Пушкина и И.И.Пущина.

Презентация.

Слайды “Лицей”, “Пушкин-лицеист”.

Александр Пушкин поступил в Лицей в 1811 году. И
первым, с кем подружился будущий поэт, был Иван
Пущин, сосед “по келье”(так лицеисты называли
свои комнаты). Два друга часто вместе
проказничали, и за это их наказывали: смещали на
последние места за столом, но по истечении
некоторого срока возвращали обратно. В 1815 году
оба молодых человека были влюблены в Катеньку
Бакунину, фрейлину императрицы.

Слайд “Иван Пущин”.

Директор Лицея, характеризуя своих учеников,
писал: “Иван Пущин – натура ясная, чистая,
благородная, общий любимец лицеистов и
профессоров”. И.Пущин был для лицеистов живым
олицетворением справедливости, правды и
высокого ума. Общаясь с ним, любой человек словно
сбрасывал с себя шелуху трусости, корысти,
мелочного тщеславия и подлого страха. Это он,
Иван Пущин, 11 января 1825 года приедет первым к
опальному поэту в Михайловское всего на сутки, но
сколько радости это посещение доставит Пушкину.

Слайд “Пущин в гостях у Пушкина в
Михайловском”.

После окончания Лицея Пущин вступил в тайное
общество. Когда восстание декабристов потерпит
поражение, Иван Пущин, принимавший деятельное
участие в событиях 14 декабря 1825 года, будет
арестован, а потом осуждён и отправлен в Читу.
“Пушкин первым встретил меня в Сибири
задушевным словом”. В первый же день приезда в
Читу Александра Григорьевна Муравьёва передаёт
Пущину листок со стихотворением А.С.Пушкина.

3) Чтение стихотворения “И.И.Пущину”
подготовленным учеником.

4) Слово учителя.

Дружеское участие, дружеская поддержка для
Пушкина – высшие проявления человечности,
требующие мужества, воли, готовности исполнить
свой долг. В пушкинских стихотворениях о дружбе и
друзьях неизменно возникает философский мотив
судьбы. В этом коротком ст-ии поэт обнаружил
глубину связей, соединивших двух людей: это и
дружба, возникшая ещё в Лицее, и судьба, которая
может быть зла или благосклонна к каждому из них.
И время, которое не властно над ними: настоящее
окликает прошлое, ход времени только
подчёркивает неизменность дружбы. Сила дружбы
прочнее тюремных цепей, луч лицейского братства
способен рассеять мрак заточения.

5) Самостоятельное чтение учащимися
стихотворения “И.И.Пущину”.

Слайд со словарной работой:

  • Огласить – наполнить громкими звуками.
  • Благословить – воздать благодарность
    кому-чему-нибудь.
  • Провиденье – в религиозных представлениях:
    высшая божественная сила, управляющая судьбами
    людей.
  • Молить – просить, умолять.

6) Беседа:

- Укажите адресат обращения в стихотворении.
(Мой первый друг, мой друг бесценный).

- Почему Пушкин называет Пущина “мой первый
друг”? (С ним первым будущий поэт подружился в
Лицее).



- Подберите синоним к слову “бесценный”. (
Дорогой, любимый).

-Назовите эпитеты, использованные поэтом. (Друг
бесценный, двор уединенный, печальным снегом).

- Какие слова относятся высокой лексике?
(Благословил, огласил, молю, провиденье, дарует,
озарит, заточенье).

- Стихотворный размер? (Ямб)

- Тип рифмовки?

- Сколько строф в стихотворении? (Две.)

- В каком времени стоят глаголы в первой строфе?
(В прошедшем времени.)

- Почему? (Событие, о котором вспоминает поэт, в
прошлом.)

- В какой форме стоят глаголы во второй строфе?
(Молю – настоящее время; да дарует, да озарит –
повелительное наклонение.)

- Почему? (Пожелание другу)

- Сколько предложений в стихотворении? (2.)

- Какие это предложения? (1 строфа –
сложноподчинённое предложение с придаточным
времени, осложнено обращением; 2 строфа – сложное
предложение, первое простое из которого –
односоставное, определённо-личное.)

7) Слово учителя:

- Прежде чем мы перейдём к чтению стихотворения
“Во глубине сибирских руд…”, послушаем рассказ
об удивительной женщине.

Слайд “М.Н.Волконская с сыном”.

8) Рассказ подготовленного ученика о Марии
Николаевне Волконской.

Дочь героя Отечественной войны 1812 года
генерала Николая Николаевича Раевского, жена
декабриста С.Г.Волконского, одной из первых
решившаяся последовать за своим мужем в
сибирскую каторгу и ссылку, написала
превосходные “Записки”, в которых рассказала о
себе и своей эпохе с большим умом, задушевностью
и искренностью. Она преодолела сопротивление
семьи, в особенности почитаемого отца,
перешагнула через все препятствия, поставленные
перед нею царским правительством, Николаем I,
сделавшим всё, чтобы удержать жён декабристов от
стремления последовать в Сибирь за своими
мужьями.

9) Чтение учеником отрывка из “Записок”
М.Н.Волконской – рассказ о первом свидании с
мужем в тюрьме:

Слайд “Отрывок из “Записок М.Н.Волконской”.

“Вдоль стен комнаты находились сделанные из
досок некоторого рода конуры или клетки,
назначенные для заключённых; надо было подняться
на две ступени, чтобы войти в них. Отделение
Сергея имело только три аршина в длину и два
аршина в ширину; оно было так низко. Что в нём
нельзя было стоять; он занимал его вместе с
Трубецким и Оболенским.

Последний, для кровати которого не было места,
велел прикрепить для себя доски над кроватью
Трубецкого. Таким образом, эти отделения
являлись маленькими тюрьмами в стенах самой
тюрьмы… В первую минуту я ничего не разглядела,
так как там было темно; открыли маленькую дверь
налево, и я поднялась в отделении е мужа, Сергей
бросился ко мне; бряцание его цепей поразило
меня: я не знала, что он был в кандалах. Суровость
этого заточения дала мне понятие о степени его
страданий. Вид его кандалов так воспламенил и
растрогал меня, что я бросилась перед ним на
колени и поцеловала его кандалы, а потом – его
самого ”.

10) Чтение стихотворения “Во глубине сибирских
руд…” учащимися про себя, затем 1 ученик читает
вслух.

11) Беседа:

- Какова основная тема этого стихотворения?
(Тема памяти о дружбе, надежды).

- Отметьте слова и выражения, рисующие
конкретную картину жизни декабристов в
сибирской ссылке и каторге, и объясните их
значение. (“Во глубине сибирских руд”, “в
мрачном подземелье”, “мрачные затворы”,
“каторжные норы”, “оковы тяжкие”, “темницы”).

- Как понимаете выражение “скорбный труд”? (Это
каторжная работа декабристов, труд, приносящий
скорбь, страдание, но это и подвиг, этот труд “не
пропадёт” — это труд во имя будущего).

- Почему Пушкин употребил выражение “скорбный
труд” рядом с другим: “дум высокое стремленье”?
(Это выражение характеризует идеалы декабристов,
те благородные цели, ради осуществления которых
они боролись.)

- В каком времени стоят глаголы в ст-ии? (В
будущем.)

- Почему?

- Что должны хранить декабристы в своей душе?
(Гордое терпенье.)

- Какие слова стихотворения показывают, что
декабристы не забыты? (Третья строфа.)

- Какая рифма используется автором в этом
стихотворении? (В 1 строфе использована
перекрёстная рифма: АБАБ; во 2, 3, 4 строфах -
кольцевая рифма: ВГГВ).

4. Подведение итогов урока.

- К какому жанру относятся стихотворения, над
которыми мы работали на уроке?

- Что вы можете сказать об этом жанре?

5. Выставление оценок.

6. Д.з.: выучить наизусть “И.И.Пущину”, “Во
глубине сибирских руд…”




Следующий: