Тема борьбы добра и зла в романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита

Цели:

  • Обучающая: научить выделять сюжетные линии
    в романе определять их стилевые особенности,
    изучить роль хронотопа.
  • Развивающая: развивать у учащихся
    логическое мышление, умение работать с опорной
    схемой, развивать навыки сравнительного анализа
    в работе с художественным текстом.
  • Воспитательная: формировать у учащихся
    нравственные качества, воспитывать любовь к
    художественному слову, прививать эстетическое
    отношение к миру.

Оборудование: ПК, мультимедийный
проектор, экран, презентация (см. Приложение)
составленная учителем и учениками, опорная
схема, выполненная учителем.

Форма работы: индивидуальная,
групповая.

Планируемые результаты: учащиеся
через определение сюжетных линий романа
открывают особенности его хронотопа, игру
писателя со временем и пространством , через
сравнение трех миров в произведении постигают
философское звучание темы борьбы добра и зла,
открывают красоту и значимость словесного
мастерства писателя.


Ход урока

I. Организация класса (Вводная часть)

Приветствие, сообщение темы и цели урока.
Постановка проблемы: Актуальна ли проблема добра
и зла в русской литературе?


II. Актуализация знаний

1. Индивидуальный опрос-беседа по вопросам
домашнего задания:

– Какие проблемы в романе М.А. Булгакова
становятся главными? (Нравственный выбор,
борьба добра со злом, ответственность и
наказание).

– Как определены понятия “добра” и “ зла” в
толковом и философском словарях?

– Как в вашем учебнике по литературе дается
трактовка идеи добра по учению немецкого
философа И.Канта?

– Какие три сюжетные линии можно выделить в
романе? Прокомментируйте, связаны ли они
главными проблемами.


III. Постановка проблемы

– Где можно найти решение поставленных проблем
в романе? (В позиции автора, т.е, в его отношении к
художественному миру, который он создал в романе,
в художественных средствах изобразительности,
которые он избирает).


IV. Изучение новой темы

1. Слово учителя. Демонстрация слайдов
презентации. (См. Приложение)

Как мы выяснили, роман “Мастер и Маргарита”
имеет три сюжетных линии, композиция его
необычайна и сложна. Исследователи находят в
романе три основных мира: древний ершалаимский,
вечный потусторонний и современный московский.
Проследим, как решается проблема борьбы добра и
зла в каждой сюжетной линии.

2. Организация работы в группах.

Всего 4 группы. Всем учащимся розданы опорные
схемы, которые нужно заполнить.

1-я группа: наблюдение над хронотопом.
Ученики определяют два пласта времени (эпохи
Иисуса Христа; Москва 20-х годов – игра со
временем: место событий – Ершалаим, Иудея, Москва
– игра с пространством: герои фантастически
быстро перемещаются в пространстве)

2-я, 3-я, 4-я группы: учащиеся работают с
текстом и заполняют опорные сигналы в схеме,
создавая опорный конспект. Делают выводы о
позиции автора в решении проблемы борьбы добра
со злом в каждой сюжетной линии.

2-я группа – “Понтий Пилат и Иешуа”

3-я группа – “Воланд и его свита”

4 группа – “Мастер и Маргарита”


V. Подведение итогов работы

Каждая группа представляет результаты
работы, учитель или ученик – ассистент
сопровождает их сообщения слайдами презентации.
Во время отчета групп все учащиеся заполняют
опорные сигналы в схеме.

Результаты работы групп завершаются
проблемными вопросами: что же освещает путь к
истине, к истине, которая волнует автора и
главных героев романа? (Добро, свобода личности,
милосердие, честность, правда, вера, любовь).
Демонстрация последнего слайда презентации с
эпизодом из х/ф “Мастер и Маргарита”.


VI. Закрепление знаний

Фронтальный опрос:

  1. Можно ли назвать тему борьбы добра и зла в
    романе вечной темой?
  2. Ваша позиция читателя совпадает с позицией
    автора романа “Мастер и Маргарита”?


VII. Подведение итогов

Формулировка проблемы и вывода по теме урока.
Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание

“Написать сочинение-миниатюру на тему: “Какой
бы я изобразил(а) Маргариту на портрете”.

Используемая литература

  1. Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник для
    общеобразовательных учебных заведений. – В 2 ч. Ч.
    1/ В.В. Агеносов и другие.- М.: Дрофа
  2. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Практикум для
    общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю.
    Лыссого. – М.: Мнемозина, 1998.
  3. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Методические
    рекомендации для учителя. / В.В. Агеносов, Э.Л.
    Безносов, Н.С. Выгон и др.; – М.: Дрофа, 2002.
  4. Немцев В.И. Михаил Булгаков: становление
    романиста. – Издательство Саратовского
    университета, Самарский филиал, 1991.
  5. Дневник Елены Булгаковой. – М.: Издательство
    “Кн. Палата”, 1990.

Следующий: