Тектоническое строение и рельеф Иркутской области. 8-й класс


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,43 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

Образовательные:

  • Продолжить формирование у обучающихся
    представления об особенностях закономерности
    формирования рельефа на примере Иркутской
    области;
  • Познакомить сo своеобразием и многообразием
    форм рельефа области;
  • Продолжить формировать умения установления
    взаимосвязи между тектоническими структурами и
    форами рельефа.

Развивающие:

  • Развивать критическое мышление,
    коммуникативные умения и речь в логике изложения
    материала;
  • Развивать умение работать с картой и
    высказывать свое мнение.

Воспитательные:

  • обучение учащихся самостоятельности при
    получении знаний, выработке своего мнения.

Тип урока: изучение нового материала.

Педагогическая технология: технология
критического мышления.

Методы: поисковый, исследовательский

Оборудование: Физическая и
тектоническая карты России, таблица
«Среднесибирское плоскогорье», Физическая
карта Иркутской области, раздаточный материал:
физическая и тектоническая карты Иркутской
области, контурные карты области; презентация,
мультимедийный проектор, учебник «География
Иркутской области» В.М. Бояркин, Иркутск
Восточно-Сибирское книжное издательство».

Ход урока

(Слайд №1)

На экране природа Иркутской области со словами
из песни в исполнении А. Маршала

Знаю я, вся жизнь моя -
Иркутская история,
Просторов песенная ширь,
Святая русская Сибирь!

Организационный момент: (Звучит песня
в исполнении А. Маршала «Иркутская история»)

«вызов — осмысление новой информации -
размышление (рефлексия)».

В технологии критического мышления
используются 3 последовательные стадии: «вызов
- осмысление новой информации — размышление
(рефлексия)».

Учитель: Мы живём в суровой, морозной в
зимнюю пору, знойной в летнее время, но всё же,
прекрасной Иркутской области и вся наша жизнь -
Иркутская история.

Какой же он, наш край? (Заслушать высказывания
учащихся)

Сегодня мы с вами продолжим изучение своей
области, но для начала выполним тест.

(Слайд №2)


ТЕСТ
1. Устойчивые участки земной коры
называются:
а) платформы;
б) щиты;
в) складчатые области.
4. Какая вершина соответствует горной
системе Кавказ?
а) г. Победа;
б) г. Белуха;
в) г. Народная;
г) г. Эльбрус.
2. Равнины расположены на:
а) границах литосферных плит;
б) платформах;
в) в складчатых областях.
5. Какая самая высокая гора в России?
а) Народная;
б) Эльбрус;
в) Белуха;
г) Победа.
3. Горы расположены на:
а) платформах;
б) плитах;
в) в складчатых областях.
6. Какие горные хребты относятся к
альпийской складчатости?
а) Урал;
б) Кавказ;
в) Алтай.

Ответы: (Слайд №3)

1-а 2-б 3-в 4-г 5-б 6-б

Проверьте свои ответы с ответами на слайде.

Учитель:

Проанализируйте характер вопросов
теста и попробуйте выделить ключевые слова.
(Учащиеся называют слова, все предложенные слова
учитель записывает на доске и подводит учеников
к определению темы урока) (Слайд 4)

Учитель

: Опираясь на ключевые слова,
сформулируйте тему нашего урока.

«Тектоническое строение и рельеф Иркутской
области
.» (Слайд №5) (записать в тетрадь)

Прием «Ассоциация»

Прочтите тему урока и скажите:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы
слышите словосочетание: «Тектоническое
строение и рельеф «?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации,
которые учитель записывает на доске:

Например:

  • Равнины
  • Горы
  • Нагорья
  • Платформа
  • Складчатые области
  • Низменности
  • Вершины

А теперь распределите эти термины в 2 колонки,
начиная с более крупных форм к более мелким


Платформа
|
Равнины
|
Низменности Нагорья
Складчатые области
|
Горы
|
Вершины

Объясните полученные схемы

Целеполагание: Опираясь на схему,
определите задачу урока

  1. Выявить соответствие тектонических структур и
    форм рельефа.
  2. Доказать, что рельеф области разнообразен.
    (Слайд № 6)

Задание: Проанализируйте
тектоническую и физическую карты России и
назовите две крупные тектонические структуры и
формы рельефа. Определите общий характер рельефа
области (юг Сибирской платформы и Байкальская
складчатая область — Среднесибирское
плоскогорье, Восточный Саян, Становое нагорье)
Какая закономерность наблюдается в расположении
тектонических структур и форм рельефа?

(Слайд № 7)

  • Платформа -> Равнины
  • Складчатая область -> Горы

И нам с вами предстоит решить проблему «А
подчиняется ли этой закономерности территория
Иркутской области»



2 стадия - Осмысление новой
информации. Предложить учащимся новую
информацию, которую они должны отработать.

Это та стадия, на которой обучаемый вступает в
контакт с новой информацией. Этот контакт на
данном уроке предусматривается через выполнение
практической работы, а именно через анализ и
сопоставление тектонической и физической карты
области. Это также стадия обучения, во время
которой учитель оказывают наименьшее влияние на
обучаемого. Именно во время этой стадии
обучаемый должен самостоятельно и активно
участвовать в данной работе.

Главная задача стадии осмысления состоит в
поддержке усилий учащихся по отслеживанию
собственного понимания (учащиеся отслеживают
собственное понимание, они соотносят новую
информацию со своими устоявшимися
представлениями, они сознательно увязывают
новое с уже известным,, они строят мосты между
старыми и новыми знаниями, для того чтобы создать
новое понимание).

Учитель: А теперь обратимся к тектонической
карте Иркутской области, что можно сказать на
первый взгляд, не вникая в легенду карты? (Многоцветье
карты говорит о сложном тектоническом строении
области, а это значит, что рельеф Иркутской
области разнообразен)

- Изучите легенду и проанализируйте
тектоническую карты области (Слайд № 8)



Заслушать 2-3 учеников и основные понятия
записать на доске Примерные ответы учащихся:

Учитель: В пределах Сибирской платформы
встречаются Тунгусская синеклиза (впадина на
севере и северо-западе области), на юге платформы
- мезозойская впадина, восточная часть платформы
имеет разломы земной коры, что обеспечивает
подвижность земной коры — землетрясения.

Задание: Сопоставьте тектоническую и
физическую карты и сделайте вывод о рельефе
нашей области (стр. 16 учебника). Учащиеся
анализируют и сопоставляют карты и делают записи
в тетради.

Сибирская платформа — Среднесибирское
плоскогорье:

Тунгусская синеклиза — Ербогачёнская равнина,
Мурская низменность;

Мезозойская впадина — Иркутско-Черемховская
равнина;

Центральная часть Сибирской платформы -
Ангарский кряж, Лено-Ангарское плато, Приленское
плато, Онотская возвышенность.

Анализ областей байкальской складчатости.

Байкальская складчатость -> на юге Восточный
Саян и хребет Хамар-Дабан, вдоль западного
побережья Байкала возвышается Приморский
хребет, на севере он соединяется с Байкальским
хребтом. На северо-востоке располагаются
Северо-Байкальское и Патомское нагорья, хребет
Кропоткина, Хребет Кодар, Делюн-Уранский хребет.

Анализ Краевого прогиба

Краевой прогиб

-> Предбайкальская впадина.

После анализа тектонической карты
тектонические структуры высветить на слайде, а
после сопоставления карт и определения
соответствующих форм рельефа по щелчку
высветить формы рельефа. Слайд 9 Слайд 10

Слайд 11 — контурная карта

Задание: нанесите на контурную карту
области характерные формы рельефа

Проверить заполнение карты. (Слайд №11 по щелчку
«выплывают» названия форм рельефа).

Обучающиеся делают вывод о рельефе области и
дают ответ на проблемный вопрос, выделенный в
начале урока.

(Слайд №12 круговые диаграммы по формам рельефа)

Вывод: Рельеф области разнообразен,
представлен равнинными формами рельефа:
низменностями на севере и северо-западе области
(1%), в центральной части нагорьями и
возвышенностями, плато, кряжами (высотой от 200 до
750м над уровнем моря) около 70% и на юге и востоке
области горами — 30%). Горные системы на юге
сливаются как бы в гигантскую подкову, открытую к
северу. Это Иркутский амфитеатр. Перед ним
распростерлось относительно ровное
Средне-Сибирское плоскогорье, прорезанное
долинами рек Ангары, Лены, Нижней Тунгуски.

- На тектонической карте видите много разломов
земной коры, о чём это говорит? (Что земная кора,
находится в постоянном движении, об этом
свидетельствуют землетрясения в области)

Сообщение учащегося о землетрясениях.

Сейсмика.

Землетрясения в области объясняются наличием
рифтовой зоны — это характерная структура
растяжения земной. Байкальская рифтовая зона
характеризуется неотектонической активностью и
высокой сейсмичностью (до 8-10 баллов в эпицентре).
Датчики местных сейсмостанций, расположенные на
юго-западе области, фиксируют тысячи небольших
толчков в год. В районе Иркутска за год может
наблюдаться по нескольку ощутимых сотрясений
земной коры силой до 4 баллов, с эпицентрами на
Байкале и в Северной Монголии. В среднем каждые 15
лет в Иркутске регистрируется землетрясение
силой до 6 баллов. Отмечаются и более мощные
толчки (до 8 баллов), сопровождаемые
незначительными разрушениями. Например, 12 января
1863 г. на Байкале произошло катастрофическое
землетрясение (Цаганское), в результате которого
образовался залив Провал вблизи устья Селенги.
Еще одно довольно сильное землетрясение было
зафиксировано 29 августа 1959 г. Эпицентр его также
находился на Байкале.

За последние годы наиболее сильными были
байкальское землетрясение 1903г. и
среднебайкальское 1959 г. силой в 9 баллов, в
Иркутске — 5 баллов, за 7 часов было отмечено
сейсмографами 104 повторных толчка, за три месяца
их число превысило 700.



30 июня 1995 года землетрясение охватило большую
часть области В иркутске, Слюдянке — 6 баллов, в
Усолье-Сибирском — 3-4 балла, в Братске — 3 балла.

9 августа 1995 года повторное землетрясение В
Иркутске силой 2-3 балла по шкале Рихтера.

В феврале 1999 года в области произошло несколько
землетрясений силой до 2-х баллов.

25 февраля 1999 года сейсмические станции
зарегистрировали землетрясение в Иркутске силой
5 баллов с эпицентром в акватории южной части
Байкала.

Активность землетрясений в байкальской
рифтовой зоне, в которую входит Иркутск,
нарастает, и, по мнению сейсмологов, она
приближается к максимальной, но это не значит,
что она обязательно проявиться.

Рефлексия: восстановление перепутанной
логической цепочки (Слайд №13)

Приём «Перепутанная логическая цепочка»
помогает определить степень понимания учащимися
логики изученного через установление
причинно-следственных связей.

Заключение

Сегодня мы познакомились с небольшой частичкой
природы нашей области, с очередной страничкой
нашей «иркутской истории», которую вы будете
как истинные патриоты беречь и любить.

Выставление оценок.

(Слайд №15)

Домашнее задание: прочитать текст
учебника стр.16-20, выучить номенклатуру




Следующий: