Тектоническое строение и подледный рельеф Антарктиды 7-й класс

Цели урока

1. Изучить особенности
тектонического строения и рельефа Антарктиды.
2. Научить учащихся на примере тектонического
строения и рельефа Антарктиды приводить
доказательства существования в южном полушарии
единого материка Гондваны, используя различные
источники информации.
3. Используя карты в атласе и учебнике, научить
учащихся представлять себе, как мог выглядеть
рельеф Антарктиды 200 –135 млн. лет назад.

Учебно-методический комплекс урока:
учебник, школьный атлас, раздаточный материал,
подготовленный учителем к уроку.

Домашнее задание: § 49, внимательно
прочитать, устно ответить на вопросы после
параграфа.

Ход урока

Учитель объявляет тему и знакомит с
задачами урока. На доске записаны тема и задачи
урока:

“Тектоническое строение и подледный
рельеф Антарктиды”

.

Задачи урока:

  1. Изучить тектоническое строение и рельеф.
  2. Привести доказательства существования в южном
    полушарии единого материка Гондваны.
  3. Составить представление о рельефе материка 200 — 135 млн. лет назад.

Учитель.

Используя карту “Строение
земной коры”, охарактеризуйте тектоническое
строение Антарктиды и выскажите свои
предложения о рельефе материка.

Ученик.

Большую часть материка
занимает Антарктическая платформа, покрытая
осадочным чехлом. Рельеф в этой части материка
должен быть равнинным. В западной части
расположена область новой складчатости и,
следовательно, высокие горы. Учитель записывает
на доске ответ ученика:

Тектоническая структура – форма
рельефа.

Антарктическая платформа – равнина.

Области новой складчатости – высокие
горы.


Учитель.

Все согласны с
предположениями вашего товарища или есть другое
мнение? Все согласны. Тогда, я попрошу вас открыть
учебник на странице 196. Прочитайте раздел
“Подледный рельеф Антарктиды”. В процессе
чтения раздела найдите особенности рельефа
Антарктиды.

Через 5 минут учащийся называет, а
учитель записывает на доске особенности рельефа
материка:

Особенности рельефа Антарктиды.

  1. Около 1/3 поверхности лежит ниже уровня океана.
  2. В западной части есть высокие горные массивы (5140
    м) и глубочайшие впадины (–2559 м).
  3. В восточной части ровные участки (2000–3000 м)
    чередуются с горными массивами.
  4. Свидетель горообразовательных процессов –
    действующий вулкан Эребус.

Учитель предлагает рассмотреть рельеф
материка на рис.79 “Физическая карта
Антарктиды”, назвать горы и равнины.

Учитель дополняет запись на доске,
подписывая в западной части
равнину Бэрда, в
восточной части Трансантарктические
горы, горы Вернадского и равнину Шмидта
.

Учитель подводит итог первой части
урока:


Посмотрите на записи и сравните
наши предположения с настоящим рельефом
материка. Сделайте вывод.

Учащиеся отмечают, что в строении
восточной части имеются горы и отдельные горные
вершины на территории платформы.

Учитель.

Мы с
вами столкнулись с противоречием. Кто может
назвать это противоречие?

Учащиеся.

На платформе имеются
высокие горы с высотами 3630 м, 3175, 3997 м., горы
Вернадского и Трансантарктические горы.

Учитель.

Мы с вами знаем, что горы
формируются на стыке литосферных плит. Поэтому
противоречие заключается в том, что на карте
атласа в основании Антарктиды мы видим
Антарктическую платформу, а в рельефе материка
равнины чередуются высокими горными вершинами и
горами.

Учитель.

Кто может объяснить наличие
гор в восточной части материка?

Учащиеся

высказывают множество
предположений.

Учитель.

В тексте “Подледный рельеф
Антарктиды” есть небольшое объяснение наличия
гор на востоке материка. Найдите и зачитайте его.

Ученик

зачитывает найденное
предложение: “В восточной Антарктиде под
сплошным покровом льда ровные участки
поверхности чередуются с горными массивами
высотой 3000

4000 м. Они сложены древнейшими
отложениями, похожими на породы других
материков, входивших в состав древнего материка
Гондваны”.

Учитель.

Итак, авторы учебника предлагают
искать объяснение наличие гор на Антарктической
платформе в геологическом прошлом. Я предлагаю
вам рассмотреть очертания материков на рис. 11.1 и
11.2 “Изменение очертаний материков в разное
время” (с. 26 в учебнике). Расскажите, как
выглядели материки 200 и 135 млн. лет назад.

Учащиеся.

200 млн. лет назад
Антарктида, Южная Америка, Северная Америка и
Африка входили в состав Пангеи. 135 лет назад
Антарктида, Южная Америка, Африка, Австралия
входили в состав Гондваны.

Учитель.

Сейчас я попрошу вас,
рассмотреть тектоническое строение Южной
Америки, Африки и Австралии. Обратите внимание на
то, что области древнейшей и древней
складчатости имеются на 3-х материках. Если
мысленно соединить Южную Америку с Африкой, то
область древнейшей складчатости на востоке
Южной Америки продолжится в западной части
Африки. Область древнейшей складчатости на юге
Африки может быть продолжена в южной части
Австралии. Следовательно, я могу смело
утверждать, что тектоническое строение Африки,
Австралии, Южной Америки, Антарктиды должно быть
одинаковым? Я попрошу вас либо подтвердить мое
утверждение, либо опровергнуть его.

Высказывание одного из учеников.

На
Антарктиде можно обнаружить области древней и
древнейшей складчатости между 60° з.д.
0° д. и 0°

140° в.д., т. к. именно здесь
расположены горы высотой 2800 – 3997 м. В далеком
прошлом они могли быть еще выше, но к настоящему
моменту они разрушились из-за внешних факторов.
Если Антарктиду мысленно соединить с Африкой
Южной Америкой, и Австралией, учитывая на
Антарктиде древнюю и древнейшую складчатость, то
можно получить единый материк, окруженный
когда-то кольцом гор.

Учитель.

Кто может поддержать или
опровергнуть высказывание своего одноклассника?

Все согласны с мнением своего
одноклассника, но в одном классе девочка
высказала противоположное мнение. Она
утверждала, что в Антарктиде нет и не может быть
областей древнейшей и древней складчатости. Она
привела следующее доказательство: если Антарктиду расположить к северу от Южной
Америки, Африки и Австралии, тогда на ней не будет
областей древнейшей и древней складчатости.

На это высказывание одноклассницы
следуют бурные контраргументы:

1. Если Антарктиду поместить к северу
от Южной Америки, Африки и Австралии, то вдоль
западного побережья Антарктиды между
меридианами 0° и 60° з. д. будут располагаться
области древней складчатости (напротив Африки) и
древнейшей складчатости (напротив Южной
Америки). Между 160 и 120 меридианами в. д. можно
найти продолжение древней складчатости
Австралии.

2. Так же в качестве опровержения
приводят рис. 11.1 и рис. 11.2., где четко обозначено
положение Антарктиды 200 и 235 млн. лет назад.

Учитель.

Итак, нам удалось доказать
наличие областей древней и древнейшей
складчатости в Антарктиде, объяснить
происхождение гор в восточной части материка, т.
е. разрешить возникшее противоречие.

Откройте рис. 79 “Физическая карта
Антарктиды” (с. 196 в учебнике) и карту “Строение
земной коры”. Совместите карту и рисунок и
выскажите свои предложения. Какие горы на
материке на ваш взгляд соответствуют области
древней и древнейшей складчатости?

Учащиеся

высказывают предположение,
что если мысленно соединить Южную Америку,
Африку, Антарктиду и Австралию, то
Трансантарктические горы свяжут области древней
складчатости в Южной Америке и Австралии.
Следовательно, Трансантарктические горы это
древняя складчатость. А области древнейшей
складчатости расположенные на юге Африки и
Австралии связывают между собой горы
Вернадского, и горы имеющие высоты – 3630 м – 3997 м
– 3176 м. Учитель записывает эти высказывания на
доске.

Учитель.

Все ли согласны с
высказыванием своего одноклассника или есть
другие мнения?

Теперь я еще раз хочу обратиться к
вашему воображению. Представьте себе и
расскажите всему классу, как мог выглядеть
рельеф Антарктиды 200 и 135 млн. лет назад. Для того,
чтобы нам было легче его представить, еще раз
используем рис. 79 с. 196.

Ученик.

На востоке Антарктиды 200 млн.
лет назад существовали высокие горы, скорее
всего даже нагорье. Потом они стали разрушаться и
135 млн. лет назад образовались горы
Трансантарктические и восточная часть материка стала
представлять собой большое плоскогорье.

Учитель.

Если б у нас было бы больше
времени, мы бы с вами обсудили это предположение.
Поэтому я предлагаю вам дома еще раз подумать
над тем, как мог выглядеть рельеф Антарктиды 200 и
135 млн. лет назад.

А сейчас я раздам вам рисунки,
сделанные учеными, на которых они, так же как вы и
сейчас высказывали свои предположения о
существовании материка Гондваны, единстве
тектонического строения Южных материков.
Изучите внимательно их и скажите, на сколько ваши
предположения схожи или отличаются от
предположения ученых?

Учащиеся

отмечают, что
предположения, сделанные ими, практически
совпадают с предположениями ученых.

Учитель.

Этот пример, ребята, говорит
о том, что независимо от возраста каждый может
высказывать и доказывать свои гипотезы, если
обладать определенной суммой знаний,
использовать различные источники информации и
отбирать те, которые необходимы вам для работы.

Теперь я подведу итог нашего урока.
Сегодня на уроке мы с вами изучили тектоническое
строение и рельеф Антарктиды, совершили
небольшую экскурсию в геологическое прошлое
нашей планеты, нашли противоречие и разрешили
его. Кроме этого, вы учились высказывать свое
мнение и аргументировать его. Я благодарна вам за
активную работу и интересный урок.

Учитель оценивает работы учащихся.
(Учащиеся в процессе урока получали жетоны:
красный – ответ полный, желтый – ответ
правильный, но требует дополнения, зеленый –
дополнение к ответу).

Следующий: