Текстовые задачи: проценты, сплавы, растворы

Цели:

Оказать методическую помощь при подготовке выпускников к ЕГЭ по
математике; проработать алгоритм решения химических задач.

Задачи.

Обучающие

:

  • активизировать знания учащихся по теме «Массовая доля вещества в
    растворе»;
  • познакомить учащихся с алгоритмом решения задач на растворы и сплавы
    «методом стаканчиков»;
  • закрепить умение решать задачи на растворы и сплавы;
  • продолжить подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ.

Развивающие

:

  • развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов
    химии и математики;
  • развивать алгоритмический стиль мышления.

Воспитательные

:

  • продолжать формирование мотивации учебной деятельности, положительного
    отношения к знаниям;
  • формировать информационную и коммуникативную культуру.

Оборудование.

Компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация с
алгоритмами решения задач на массовую долю вещества в растворе «методом
стаканчиков», многовариантная проверочная работа с задачами трёх уровней
сложности (10 вариантов), ключ к ответам.

Методы.

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

План урока

1. Вводная часть:

– организационный момент;
– мотивация познавательной деятельности;
– сообщение темы и постановка целей урока.

2. Активизация знаний по теме «Массовая доля вещества в растворе».

3. Знакомство учащихся с алгоритмом решения задач на растворы и сплавы
«методом стаканчиков».

4. Закрепление умения решать задачи на растворы и сплавы при помощи
многовариантной проверочной работы с задачами трёх уровней сложности.

5. Самопроверка. Самооценка. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

7. Подведение итогов.

Приложение 4

Ход урока

1. Вводная часть.

Проверка готовности класса к уроку, приветствие.

Учитель.

У нас на уроке химии сегодня гости – это учителя математики. Как
вы считаете, какая связь существует между учениками 11 класса, учителями
математики и уроком химии?…. Да, это ЕГЭ по математике, в котором имеют место
и химические задачи. С этими задачами вы уже встречались в 9 классе при сдаче
экзаменов по химии и математике. А также умение решать эти задачи вам
понадобится при подготовке к ЕГЭ по химии ( это задание В 9) и к ЕГЭ по
математике (задание В 13). Поэтому закономерна тема нашего урока.

«Текстовые задачи: проценты, сплавы, растворы».



Далее учитель подводит учащихся к постановке целей урока.

  1. Повторить понятие массовой доли.
  2. Познакомиться с алгоритмом решения задач на растворы и сплавы методом
    стаканчиков».
  3. Отработать умение решать задачи на растворы и сплавы.

2. Активизация знаний по теме «Массовая доля вещества в растворе».

Как найти массу раствора?

– Надо сложить массу вещества и массу растворителя.

т

р-ра = т в-ва + т р-ля
(запись на доске)

Демонстрация приготовления раствора медного купороса (Приложение
1
).

Что является основной характеристикой растворов?

– Массовая доля растворенного вещества.

Как вычислить массовую долю?

– Надо найти отношение массы растворенного вещества к массе раствора.

ω = т в-ва : т р-ра ۰ 100% (запись на
доске)

В каких единицах измерения выражается массовая доля вещества?

– В процентах или долях единицы.

Это основные теоретические сведения, необходимые для успешного решения задач
на растворы и сплавы.

3. Знакомство учащихся с алгоритмом решения задач на растворы и сплавы
«методом стаканчиков»

Схема и уравнение для решения задач с процентами.

Главное правило в задачах с растворами.

Решение задачи №1.

Составляется схема приготовления раствора. Затем составляется уравнение
решается относительно х.

Решение задачи № 2.

Решение задачи №3.

Решение задачи №4.

4. Закрепление умения решать задачи на растворы и сплавы при помощи
многовариант-ной проверочной работы с задачами трёх уровней сложности

(Приложение
2
).

5

. Двое учащихся с заданием 3-го уровня работают у доски. Остальные
выполняют решение задач на листочках самостоятельно. Ученики оценивают свою
работу, сверив ответы с матрицей.

  • За правильное решение задачи первого уровня – «3» .
  • За правильное решение задачи второго уровня – «4».
  • За правильное решение задач первого и второго уровня -«5».
  • За правильное решение задачи третьего уровня –«5».

Матрица ответов для самопроверки.

Рефлексия.

6. Домашнее задание.

Поменяться с соседом вариантом и решить его дома.

7. Подведение итогов урока (Приложение 3).




Следующий: