Театрализованный урок Запомнить твердо надо нам – пожар не возникает сам!


Цели:

  1. Закрепить понятие «Обеспечение пожарной безопасности- одна из важнейших функций государства, общества, личности».
  2. Научить предвидеть опасность, определять причину её возникновения.
  3. Воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью, к жизни и здоровью окружающих, развивать чувства коллективизма, взаимопомощи.

Тип урока: театрализованный

Агитбригада «Огнеборцы» (учащиеся 6-го класса)

  • 2 спасателя
  • Баба- Яга
  • Леший
  • Кощей- Бессмертный
  • Змей- Горыныч

Оборудование:

  • Инвентарь для инсценировки
  • Презентация анимационно-звуковая (приложение)

Ход урока

I. Организационный момент (сдайд 1)

  • Проверка присутствующих.
  • Проверка готовности учащихся к уроку.
  • Активизация внимания и мышления.
  • Объявление темы

II. Целеполагание

Вам часто приходится слышать,  что необходимо  предвидеть возможную опасность в повседневной жизни, а для этого надо знать и соблюдать правила безопасного поведения.

III. Актуализация опорных знаний

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Что означает безопасное поведение?
  2. Какие  законодательных и нормативно- правовые акты РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства вы знаете?
    • Деятельность государственной власти в области гарантий прав и свобод человека и гражданина, охраны его жизни и здоровья регламентирована Конституцией РФ, её федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства России, нормативными актами соответствующих министерств и ведомств.
  3. Назовите Федеральные законы, обеспечивающие безопасность личности, общества, государства.
    • ФЗ РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного и природного характера »
    • Закон РФ «О безопасности»
    • ФЗ РФ «О пожарной безопасности»
    • ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения»
    • ФЗ РФ «Об обороне»
    • ФЗ РФ «О гражданской обороне»
  4. Что определено в  Федеральном законе РФ «О пожарной безопасности»?
    • Основные элементы системы обеспечения пожарной безопасности и её функции
    • Структура системы пожарной охраны, финансовое и материально- техническое обеспечение в области пожарной безопасности.
    • Полномочия в области пожарной безопасности.
    • Нормативно- правовое регулирование, меры, направленные на обеспечение пожарной безопасности, противопожарная пропаганда, требования к обучению мерам пожарной безопасности и информационному обеспечению.
    • Права и обязанности, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
    • Порядок вступления в силу и обеспечение исполнения закона.
  5. Назовите права и обязанности граждан по обеспечению пожарной безопасности.

После ответов учащихся слайд 2, 3.

IV. Основная часть.  Инсценировка

Слово учителя:

Вы уже вышли из того возраста, когда верят в сказки, но мы не должны забывать народную мудрость : «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!» Вот и наш сегодняшний урок- это урок-сказка, а в сказке, как вы знаете, может всякое случиться. Если вы с чем-то не согласны, или заметили опасность, вам необходимо поднять руку, а по окончании действия  проинструктировать наших героев , спасатели добавят и  подведут итоги.
Представьте себе, что вы попали в гости к Бабе Яге.  (слайд 4)

Появляется Баба Яга.

Ситуация 1

Б.Я. – Ох, Соколики мои, сколько вас! Да я только позавтракала… Ну, не расстраивайтесь, будет вам настоящая сказка, вот только печку растоплю.  (слайд 5)

Возится у печи, пытается развести огонь, не получается, просит помощи у старшеклассников.



  • Последовательность действий:
  • Проверить исправность печи
  • Открыть трубу и поддувало, для обеспечения притока воздуха
  • Приготовить розжиг (бумага, щепки и т.п.), сложить дрова (Шалашом, колодцем и т.п.)


Б.Я. – Пока печка топится пойду кликну своих друзей, повеселимся- объедимся вместе, вас на всех хватит!

Под музыку удаляется.

Появляются спасатели. (слайд 6)

При эксплуатации отопительных печей следует выполнять следующие правила безопасности:



  • Нельзя оставлять без присмотра топящуюся печь или поручать надзор за ней малолетним детям.
  • Нельзя сушить белье над раскаленной печью и располагать пожароопасные вещи и жидкости вблизи топящейся печи.
  • Не следует использовать для разжигания печи бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся жидкости.
  • Не следует оставлять открытыми двери топок, а пол перед топочным отверстием должен быть прикрыт металлическим листом.

Ситуация 2 (слайд 7)

Баба Яга возвращается с Лешим и Кощеем Бессмертным под музыку, танцуют веселятся.



Л. – А чей-то вы тут делаете?
Б.Я. – Да радость у нас! Конец продовольственному дефициту! Смотри сколько костей, ой! Гостей! Всем хватит!
Л. – А это что за штуковина?
Б.Я. – Это телевизор,   устройство для просмотра фильмов, передач всяких, ну там новости какие…
К.Б. – давай скорей ставь его сюда, чтобы  всем видно было (ставят телевизор перед печкой,накрывают его салфеткой, ставят рядом цветы, садятся вокруг, телевизор не показывает).
К.Б. – да он не показывает! Щас отремонтируем!
Л. – Ха-ха-ха!!! Ну вы даете! Он же электрический! В розетку надо включить! Где у нас розетка?
Б.Я. – Да там за печкой пошарь, где-то была!

Появляются спасатели. (слайд 8)

Особые правила следует соблюдать при эксплуатации телевизоров:

  • Нельзя устанавливать телевизионные приемники рядом с отопительными приборами, а также поблизости от легковоспламеняющихся вещей и приборов.
  • Не размещайте у телевизора вазы и емкости с водой, а также комнатные растения.
  • Не следует оставлять включенный телевизор без присмотра, закрывать вентиляционные отверстия в его стенках и применять нестандартные и самодельные предохранители.
  • Розетка подключения вилки питания должна находиться в доступном месте, чтобы в случае неисправности телевизора (гудение, запах гари, дым) его можно было быстро отключить от сети.
  • Ремонт должен производиться только квалифицированным специалистом.

Ситуация 3 (слайд 9)

Кощей Бессмертный хвастает, что он сам сделал электрический чайник.

К.Б. – Телевизор!!! А у меня вот какая штуковина- диковина!  Это чудо-самовар, щас сготовит нам отвар!
Б.Я. – Где ты это взял?
К.Б. – Сам смастерил, электрический!

Восхищаются самоделкой, ставят на салфетку, включают в розетку, радуются, что устроят чаепитие.

Появляются спасатели (слайд 10)

  • Бытовые электронагревательные приборы необходимо устанавливать на негорючее основание (подставку) достаточной толщины. Ею может быть мраморная плита, плита из цемента, кирпичи и т.п., которые ни в коем случае не следует укрывать пленкой, клеенкой, бумагой, а также горючими облагораживающими покрытиями.
  • Опытным приёмом было установлено, что через 3 часа после начала испытаний под облицовочной плиткой, использованной в качестве подставки под электрочайник, температура достигла 500 0С.
  • Правила пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых приборов запрещают применять самодельные и неисправные электронагревательные приборы, нестандартные предохранители и другие средства защиты от перегрузки и короткого замыкания.

Ситуация 4 (слайд 11)

Стук в дверь, появляется Змей Горыныч с сигаретой.

З.Г. Что, не ждали?
Б.Я. – А что это ты делаешь?
Л. Круто!!!

Все радуются приходу, З.Г. щелчком отбрасывает сигарету, садится рядом.

Появляются спасатели (слайд 12)

  • На небрежности при курении следует остановиться особо!
  • Нередко можно наблюдать, как отдельные люди бросают спички и окурки куда попало, курят в запрещенных местах.
  • Опыты, проведенные на пожарно- технической станции, показали:
  •  Горящая сигарета в начальный момент горения имеет температуру 310-3200 С, которая потом снижается до 240-2600 С, время тления 30 минут!
  • Тлеющий окурок способен вызвать воспламенение бумаги!
  • Окурок, брошенный на опилки, вызывает их тление.
  • Через 180 минут происходит воспламенение.

Ситуация 5 (слайд 13)

Б.Я. – Какая у нас компания собралась! Романтика!
Л. – А может ужин при свечах устроим?
З.Г. – Да сколько угодно! Зажигайте!!!

Достает свечи, сказочные герои расставляют их на столах и на полу.

Появляются спасатели (слайд 14)

  • В последнее время для декоративного освещения широко используют свечи, забывая при этом простые меры предосторожности.
  • Поэтому следует помнить, что нельзя укреплять свечи расплавленным стеарином на столе, доске, на папиросных и спичечных коробках, на подоконнике  или стуле, так как свеча может опрокинуться и при догорании послужить причиной пожара.
  • При пользовании свечами нужно иметь невысокие устойчивые металлические подсвечники, либо ставить свечи в тарелку.
  • Нельзя ходить с горящей свечой на чердаки, в сараи, кладовые. Лучше всего для этого пользоваться электрическими фонарями.

Ситуация 6 (слайд 15)

Баба Яга – Да! Не очень-то  романтично получается!
Леший – Вот и повеселились!
К.Б. – Я придумал! Сейчас веселиться будем!
Все – КАК?
К.Б. – Пару раз на петардах подорвёмся,  пожар устроим-  в огонь прыгнем, раза три пальцы в розетку сунем, ! Весело будет!
З.Г. – Вы что его слушаете? Ведь он бессмертный!,
Все А мы?
З.Г.– Я лучше Правила пожарной безопасности учить  и выполнять буду!
Все – И мы с тобой.
Спасатели – Граждане обязаны знать и соблюдать правила пожарной безопасности! Запомнить твердо надо нам – пожар не возникает сам! (слайд 16)

V. Слово учителя

Сегодня вы благодаря нашим гостям убедились в том, как важно предвидеть опасность в типичной обстановке. Наличие вокруг нас потенциальных опасностей не означает, что несчастье непременно произойдет. Этому предшествуют определенные условия, причины, источники. Причиной несчастных, а порой и трагичных,  случаев с огнем обычно служит наша беспечность или неосторожность окружающих. Попробуйте для себя наметить ряд вопросов, решение которых способствуют повышению степени пожарной безопасности дома, в школе, в лесу и т.д.

Например: в многоэтажных жилых домах при проектировании предусмотрены эвакуационные выходы-люки на балконах выше пятого этажа и лестницы к ним. Вопрос: есть ли в моем доме такие выходы, в каком состоянии находятся запасные выходы, есть ли подход к пожарным кранам и т.п.

VI. Самостоятельная работа учащихся, запись в памятки (слайды 17-21)

Рекомендации:

  • Во время действия учащиеся поднимают руки, если заметили нарушение, в конце действия комментируют.
  • Так как театрализованный урок очень трудно просчитать поминутно, то самостоятельная работа может быть заданием на дом

Наша жизнь далека от сказок и чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и своевременно устранять причины пожаров. (слайды 22, 23)




Следующий: