Театрализованный урок по физике в 10-м классе по теме: Законы Ньютона. Обобщающий урок

Цели:

  1. В интересной форме познакомить учащихся с
    биографией Исаака Ньютона.
  2. Повторить основные законы движения,
    сформулированные Ньютоном.
  3. Проверить качество изученных законов при
    составлении задач.
  4. Воспитывать у учащихся потребности в
    саморазвитии, самосовершенствовании.
  5. Развивать у учащихся интерес к предмету (физике)
    на примере биографических данных видных ученых. (Приложение 1).

Учащиеся должны знать основные законы
динамики.

Учащиеся должны уметь применять знание законов
динамики при решении задач.

Предварительная подготовка

За две-три недели перед театрализованным
уроком группе учащихся (пять-шесть человек, по
желанию) предлагается подробно ознакомиться с
биографией Ньютона и приготовить небольшие
сценки, отражающие открытие основных законов
динамики; придумать реквизит и костюмы для
спектакля. Учитель помогает и корректирует
текстовое изложение материала.

План урока

  1. Мини-спектакль (10-15 мин.)
  2. Выполнение творческого задания (25-30 мин.)
  3. Подведение итогов (2-3 мин)
  4. Домашнее задание (1-2 мин)

Ход урока

1. Выходит ведущий.

Ведущий:

- Он родился вьюжной зимой 1643 года, после
Рождества, когда метель особенно тоскливо выла в
высоких каминных трубах Вулсторна.

Сценка 1. /Кэтрин — служанка//Джейн — служанка
Ньютонов/

Кэтрин: Хэлло, Джейн! В такую погоду даже
хорошие слуги плохих господ сидят дома.

Джейн: О, Кэтрин, как я с тобой согласна. В
такую метель я бы тоже с удовольствием посидела
на кухне, но моя хозяйка Анна Ньютон…

Кэтрин: Да, да! Я хорошо знаю твою хозяйку и
поэтому хочу тебя спросить… Она скоро должна
родить?

Джейн: Господи да ведь ты ничегошеньки не
знаешь. Сегодня, в обед, у нее начались схватки, а
четверть часа назад она родила сына.

Кэтрин:

Так почему ты на улице? Куда ты
направляешься?

Джейн:

Меня послали сбегать в соседнюю
деревню..,

Кэтрин:

Что-то с матерью?

Джейн:

Нет! С ее новорожденным сыном…

Кэтрин:

Что такое?

Джейн:

Понимаешь, он родился преждевременно и
очень слабый. Когда я побежала, он едва дышал, и
головка его безжизненно свисала на жаркую
цыплячью грудку — тоненькая шейка не выдерживает
тяжести…

Кэтрин:

Господи! У этого Ньютона потомство
такое слабое!

Джейн:

Но это еще не все. Он родился такой
маленький, что его можно искупать в пивной
кружке…

Кэтрин:

Бедная Анна! Ну, беги.

Джейн:

Да, по-моему, можно не торопиться…. Я
уверена, что его душа вознеслась на небеса

/Расходятся в разные стороны/.

Ведущий:

Но он как-то выжил и странно, за всю свою долгую
жизнь почти никогда не болел, к 84 годам потерял
лишь один зуб.

Он не знал своего отца, который умер до его
рождения. Когда ему было 3 года, отчим с матерью
уехали, а мальчик остался с бабушкой. Так они и
жили — в мальком сельском домике из серого камня,
окруженном редким плетнем.

Он окончил сельскую школу и мог
удовлетвориться этим, но, к счастью, родные
послали его в Королевскую школу в Грзнтзм -
маленький городок в десяти милях от родной
деревушки. Поселился Исаак у дальнего
родственника — аптекаря Кларка.

Сценка 2.

/В доме аптекаря Кларка/

/Аптекарь Кларк/ /Жена аптекаря Луиза/

Кларк: Луиза! Вчера мой племянник Исаак опять
обыграл меня в
шашки…

Луиза:

Не только тебя, но и наших сыновей, и
меня, и всех в школе: и
учеников и учителей!

Кларк:

И никому не проиграл?

Луиза:

Никому…

Кларк:

Странно… Никогда не думал, что из него
выйдет толк. Ты вспомни.Ведь в начале он был в
школе на предпоследнем месте по успеваемости,

Луиза:

Зато спокойный, не как наши шалопаи: на
улице не бегал, не дрался, по крышам не лазил, не
хулиганил. Сидит, мастерит всякие
игрушки-безделушки.

Кларк:

Вот за это наши сыновья его и
невзлюбили. А когда он перед
школой спрятал их бутерброды, даже поколотили.

Луиза:

Но и он не сдался; назло им стал лучшим
учеником в классе. Видн,
Богом заложено…

Кларк:

Что заложено, сомневаться не
приходится. Ты помнишь его
коляску?

Луиза:

Конечно. У нее было 4 колеса, и он, сидя в
ней, ездил вокруг дома, нажимая на рычаги. Я чуть
не умерла со страху, когда увидела первый раз.

Кларк:

Надо посоветовать Анне, чтобы отдала
его учиться дальше.
Может, из него выйдет какой-нибудь механик…

Луиза:

Уж аптекаря из него точно не
получится…

Кларк:

Я его к аптеке и на милю не подпущу…

Луиза:

Недавно я с Анной говорила об этом…
Что с ним делать, она не
знает… Понимаешь, дела в имении его не
интересуют, домой его не тянет.
Единственное, чем он любит заниматься — это
читать, читать, читать…

Кларк:

Скорей бы он уехал от нас, а то одних
свечей сжигает на 2 фунта в
неделю…

Ведущий:

В Тринпи — колледже, в Кембридже, он живет как-то
незаметно, сторонится веселых студенческих
компаний, избегает вечеринок. Из-за отсутствия
денег на учебу становится сайзером (сайзеры -
бедные студенты, обучаемые бесплатно,
прислуживающие мастеру колледжа или старшим
членам учебного совета).

Учился он как-то тоже незаметно, средне, и
невозможно проследить, как буквально за
несколько лет происходит это сказочное
превращение вчерашнего провинциального
школьника в самостоятельного и оригинального
исследователя.

Потом, спасаясь от ужасов чумы (в одном только
Лондоне сожгли 31 тысячу трудов), он уезжает на два
года в родную деревушку.

Сценка 3. /Большая чума/

/Кэтрин/ /Джейн//Сэм — слуга/

Кэтрин: Хэлло! Джейн! Хэлло, Сэм! Давненько Вас
не видела. Что новенького у Вас в имении?



Сэм:

Кэтрин. Я тебя полгода не видел!…

Джейн:

Новостей хоть отбавляй! Но главная та,
что наш молодой хозяин вернулся и живет сейчас
дома.

Сэм:

Сто лет бы его не видеть.

Кэтрин:

В чем дело? Он что зануда или любит
поучитъ вас розгами?

Джейн:

Да ты что… Он никого пальцем не тронул,
но из него такой же хозяин, как из меня царица
Эфиопии.

Сэм:

Мать поручила ему управлять делами в
имении, ведь он старший в семье.

Джейн:

Но только с его управлением мы скоро
начнем с голода пухнуть.

Кэтрин:

Как так? Ваше поместье дает хороший
доход…

Сэм:

Да ты погоди… Вместо того, чтобы
заниматься хозяйством, он переложил все на слуг.
Все свободное время он мастерит какие-то игрушки,
читает и разговаривает сам с собой.

Джейн:

Посланный смотреть за овцами — читал.
Пришлось ему заплатить штраф — 4 пенса — за то, что
овцы зашли в чужой ячмень…

Сэм:

6 пенсов — за сваленный свиньями забор.

Джейн:

А вчера дал конюху Теду 10 пенсов за то,
чтобы он вместо него сходил на базар продать
товар…

Сэм:

В прошлый базарный день пришел с
уздечкой в руке, вместо купленной лошади….

/Вбегает Тед/

Тед: Боже мой, боже мой! Джейн! Сэм! Надо срочно
бежать за доктором,
пока не случилось чего-нибудь ужасного!

Сэм:

Что случилось?

Джейн: Кто умирает?

Кэтрин:

С кем беда?

Тед:

Наш хозяин… Он… сошел с ума.

Кэтрин:

Да говори ты толком, что случилось?

Тед:

Он сидел под яблоней И вдруг ему на
голову падает яблоко. Другой бы его просто съел…
А он!

Сэм, Кэтрин, Джейн:

Что он?

Тед:

Он стал его гладить и разговаривать с
ним. Сейчас он ходит с яблоком и что-то бормочет.

Кэтрин:

Вот он…

/Входит Ньютон/

Ньютон: Почему ты, милое яблочко, упало именно
в тот момент, когда моя голова оказалась под
тобой? Разве моя голова притянула тебя, как
магнит притягивает гвоздь. А может это не только
моя голова притянула тебя, а что-нибудь еще,
например, наша Земля? Или все тела окружающие нас,
притягиваются друг к другу? Хорошая идея…. Надо
подумать о взаимном притяжении всех тел в
природе…. Только бы никто не помешал….

/Уходит./

Сэм: Тед!

Тед:

/Вздрагивает/. Ты меня напугал, ведь я
думал, что это хозяин меня зовет.

Кэтрин:

А ты что, боишься хозяина?

Тед:

Не то чтобы боюсь, но на глаза ему
попадаться нет охоты.,..

Джейн:

Почему?

Тед:

Уж больно нелепые вопросы он задает, а уж
если он начинает мне
что-нибудь объяснять, то мне кажется, что я стою
одной ногой в сумасшедшем доме…

Сэм, Кэтрин, Джейн:

….?

Тед: В

чера днем он пришел ко мне в конюшню,
посмотрел, как я запрягаю лошадь, походил,
подумал и спрашивает: “Будет ли двигаться
телега, если в нее запрячь двух лошадей, и если
эти лошади будут тянуть в разные стороны?”
Господи!.. Это каждый мальчишка знает…, что нет!

И вот, после этого, он мне 3 часа объяснял, что
если на тело не действуют никакие силы или
действие сил компенсируется, то тело находится в
покое или движется равномерно и прямолинейно.

Сэм: Бедняга Тед!

Кэтрин:

Это еще что! Недавно ваш хозяин с моим
хозяином, сэром Патриком, начал играть в гольф. Но
вместо того, чтобы стараться загнать шар в лунку
он, стоя на одном месте, колотил клюшкой по шарам,
то сильно, то слабо, он ни разу не стукнул в
сторону лунки. Сэр Патрик обиделся и ушел, а сэр
Исаак Ньютон ходил по полю до вечера и сочинял
закон: “Сила, действующая на тело равна
произведению массы тела на ускорение, вызванное
этой силой”. Смехота!…

Джейн:

Значит, и вы тоже….

Сэм, Кэтрин, Тед:

Что тоже?

Джейн:

Замечали за ним странности….

Сэм, Кэтрин:

А ты что заметила?

Джейн:

На той неделе я стирала белье на берегу
реки и два часа наблюдала, как наш хозяин прыгал
из лодки на берег. Он старался прыгнуть так, чтобы
лодка стояла на воде на одном месте после его
прыжка. Ну и злился же он. Потом со злости пнул
лодку, и она отплыла от берега. Другой схватился
бы за ушибленную ногу, а этот умник за перо и
бумагу. А с каким самодовольным видом он
произнес: “Тела действуют друг на друга с силами,
равными по величине, но противоположными по
направлению”.

Кэтрин:

Хорошо, что я у вас не живу! Пойду к
себе.

Тед: Ну, я побежал на конюшню,

Джейн: Я на кухню

Сэм:

А я в поле,..

Ведущий:

В апреле 1695 года, когда Ньютон был смотрителем
лондонского монетного двора, необыкновенный
гость из Росси трижды приезжал туда, чтобы
познакомиться с техникой чеканки монет (пресс
для чеканки монет был изготовлен Ньютоном).
Окружающие называли его “десятником”, но
относились с большим уважением. И, наверное, они
встретились там, в деревне Тауэре — царь Петр и
Исаак Ньютон,

Ньютон умер 31 марта 1727 года в Кенсингтоне, под
Лондоном. Каменная болезнь почек жестоко мучила
его, но здесь как будто утихла, он смеялся,
беседовал с врачом, читал газеты. А ночью тихо
умер. Угас.

2. Учащимся предлагается составить и записать
условие задачи
на один из законов Ньютона с
последующим ее решением. Сдать работы.
Оценивается правильность решения, уровень
сложности, а также оригинальность текста задачи.
(Приложение 2.)

3. Подведение итогов урока. Учащиеся
называют законы Ньютона, поясняют, в каких
ситуациях они проявляются.

4. Домашнее задание: записи в тетради.

Литература:

  1. Я. Голованов. Этюды об ученых. 2-е изд., доп. — М.,
    Мол. гвардия, 1976
  2. С.В.Громов, Н.А.Родина. Физика. 7, 8, 9 класс. — М.,
    Просвещение, 2001
  3. В.А.Касьянов. Физика 10,11 класс. — М., Дрофа, 2001



Следующий: