Театрализованный урок Что изучает физика


Задачи:

в нетрадиционной, занимательной форме познакомить учащихся с
новым предметом; развить познавательную активность и творчество учащихся,
наблюдательность и чувство юмора, расширить технический кругозор; заинтересовать
ребят в изучении нового предмета

Оборудование:

шарик, покрытый сажей; сосуд с водой; гальванометр; гвоздь;
медный провод; яблоко; железный чайник; алюминиевый сосуд от калориметра;
молочная бутылка; вареное яйцо; осколок зеркала; модель метательной машины;
ванна Архимеда; игрушка-лягушка; желоб; штатив лабораторный; спирт;
электрофорная машина; шарик на шелковой нити; магнит; спички; плоский
конденсатор.

Ход урока

Учитель.

Сегодня мы с вами начинаем изучение основ очень интересной и
полезной науки – физики. На сегодняшнем уроке вы узнаете, что изучает физика,
как она возникла, какое большое значение она имеет для понимания явлений природы
и трудовой деятельности человека.

Трудно было человеку
Миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса!
Он всего, всего боялся
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье,
Трудно было ему жить,
И решил он, что ж бояться,
Лучше просто всё узнать
Самому во всё вмешаться,
Людям правду рассказать.
Создал он Земли науку,
Кратко «физикой» назвал
Под названьем тем коротким
Он природу распознал!

Действующие лица:

ученик; Маг-волшебник, хранитель физических
явлений с древних времён и до наших дней.

Ученик сидит за партой. Открывает глаза от учебника, зевает, потягивается
и, глядя поверх класса, растягивая слова, произносит: «Правило левой руки,
правило правой руки, правило буравчика. Тоска зелёная эта физика!»

Снова смотрит в учебник, зевает, клюёт носом. Опускает голову на руки и
засыпает. Голос: «И снится ему сон»

В классе появляется, медленно приближаясь из темноты, Маг-волшебник с
длинной седой бородой, в чалме и восточном халате, в тёмных очках. Взмахивает
волшебной палочкой. Ученик поднимает голову, медленно поворачивается, в
изумлении встаёт и отходит назад.

Маг.

Ты отрок, назвал тоской зеленной древнейшую и прекраснейшую науку
физику. Ту самую физику, которая дала людям электрический свет и радио, телефон
и телеграф, привела в движение станки заводов и машины, подняла в воздух
самолёты и ракеты. Да знаешь ли ты, что такое физика?! Я, Маг-волшебник,
хранитель физических знаний, уже более двух тысяч лет собираю и храню мудрость
этой науки. Пойдём же со мной, я покажу тебе лишь крошечный уголок чудесного
мира физики. Но полагаю, и этого будет достаточно. Чтобы ты понял, как
заблуждаешься.

Берёт ученика за руку и ведёт за собой. Ученик осматривает с удивлением столы
и полки с приборами, стены, увешанные портретами великих физиков, таблицами,
диаграммами и схемами.

Маг.

Обрати свой взор сюда, отрок, на этот маленький шар в воде. Не
скажешь ли ты мне, в какой цвет окрашен этот шар?

Ученик

. Разве ты не видишь сам, что он имеет белую блестящую поверхность?
Это обыкновенный никелированный шарик, опущенный в воду!

Маг

. С сомнением качает головой. А не поспешен ли твой вывод,
отрок?

Ученик

. Смеется. Ну что же, давай посмотрим.

Старик извлекает за цепочку из воды шар Гравезанда. Вырывается возглас
удивления у ученика. Шар покрыт густым матово-черным слоем сажи. Старик
погружает шарик в стакан, и он опять становится блестящим.

Ученик.

Занятый фокус! Надо показать его в школе ребятам.
Задумывается.
Вот только как его объяснить? Непонятно, почему шар меняет
свой цвет.

Маг.

Нет, шарик свой цвет не меняет, а физика давно уже объяснила
явление, так сильно поразившее тебя. И ты бы в школе мог, наверное, его понять,
когда бы наукой ни пренебрегал. Все очень просто: вода не смачивает сажу и от
тончайшей воздушной пленки, облегающей шар, полностью отражается все световые
лучи, падающие на него. Поэтому он и кажется нам блестящим и светлым.

Ученик.

Так просто? Вот здорово! Надо обязательно показать в школе.

Маг



. Идём же дальше неразумное дитя. Подводит к столу, где стоит
гальванометр, от которого идут провода: к концу одного из них прикреплён гвоздь,
к другому – медный провод. Провода отходят к чёрному ящику – концы воткнуты в
картофелину или яблоко.

Ученик

. Да это же гальванометр. Мы совсем недавно изучили. Он фиксирует
наличие тока в цепи. Что же является источником? Обращается к волшебнику и
пытается заглянуть под ящик.

Маг.

Как ты думаешь, отрок, что находится под этим ящиком.

Ученик.

Ну-ну, что-оо, может батарейка. Маг, молча, поднимает чёрный
ящик.

Ученик.

Раскрыв широко глаза, по слогам произносит. Яб-ло-ко!
Отскочив от стола.
Ты, наверное, смеёшься, старик, надо мной. Что за шутки
могут быть в твоём возрасте?

Маг

. Несчастный отрок! Как можно в ваши дни не знать таких простых вещей.
Маг объясняет. Раствор минеральных солей, содержащихся в яблоке и
разнородные проволоки образуют гальванический элемент.

Маг

. Подводит ученика к другому столу, на котором собрана цепь – железный
чайник, алюминиевый сосуд от калориметра и гальванометр, соединенные
проводниками в последовательную цепь. В чайник налит чай, в котором растворено
немного поваренной соли.

Ученик

. Ты, в самом деле, кажется, волшебник.

Маг

. Улыбаясь. Но это – же не я, а физика – волшебница тебя так
поразила. А всё потому, что слишком мало ты с ней знаком. Здесь получился
гальванический элемент. Изменение силы тока объясняется изменением сопротивления
элемента, которое зависит от расстояния между электродами, «опущенными» в
раствор электролита и площади их поперечного сечения. Эта площадь в опыте
определяется толщиной струи.

Ученик

. Вот бы нашим ребятам всё показать. Ахнули бы!

Маг.

Хорошие ученики всё это знают.

Ученик

. Ну да, откуда же они могут всё это знать?

Маг

. Да из учебника, из книг, которые советовал вам прочитать учитель.
Прочел ли ты хоть одну из них?

Ученик.

Я… хотел одну прочитать, да времени как-то не хватило. Кроме
того, я не знал, что это так интересно.

Маг.

Так-так. Смотрит задумчиво вверх. А вот не скажешь ли мне,
отрок, какой ты наибольший груз поднять способен?

Ученик

. Да я килограммов восемьдесят удержу.

Маг

. Мне кажется, что больше. Ведь и сейчас ты держишь на себе не меньше
тридцати пудов.

Ученик.

Смотрит вверх, потом на старика, пожимает плечами. Ничего
я сейчас не держу. Что это ты, старик, говоришь? А-а это, наверно, у тебя от
старости.

Маг.

А воздух разве на тебя не давит? Ведь сотни километров его над
головой у каждого из нас.

Ученик.

Смеётся. Что ты, разве может он давить с такой силой? Он
же совсем ничего не весит!

Маг

. И снова заблуждаешься ты, отрок. Опять подводит физика тебя.

Берет свернутый гармошкой лист бумаги, поджигает его и опускает в молочную
бутылку. Через 1–2 с горлышка закрывает яйцом. Горение бумаги прекращается, и
яйцо начинает втягиваться в графин

Ты говоришь, что воздух ничего не весит. Показывая на бутылку. Берет
за руку ученика и ведет к столу, на котором лежат экспонаты.

Маг.

Наши экспонаты тесно связаны с именами замечательных ученых физиков.

Вот осколок зеркала Архимеда (показывает), с помощью
которого великий ученый сжег вражеский флот на подступах к Сиракузам. Вторым
экспонатом является метательная машина, которую горожане Сиракуз
также использовали для отражения атак противника. Демонстрирует самодельную
модель.

Ученик.

Она до сих пор в действии? Удивляется.

Маг.

А это знаменитая ванна Архимеда, в которой он открыл
свой замечательный закон.

Ученик.

Удивляется. Она прекрасно сохранилась, несмотря на свою
многовековую историю.

МАГ.

Снимая несколько стеклянных сосудов с экспоната, берет в руки и
показывает ученику.
Это – то самое яблоко, которое упало Ньютону на голову и
послужило толчком для открытия закона всемирного тяготения.

Ученик.

Я знаю, так хранится международный образец килограмма во Франции,
в городе Севре. С этого эталона изготовлены копии для других стран.

Маг.

Оказывается, ты знаешь кое-что, но все – же слишком мало.

Ученик.

Хватая со стола. А чем знаменита эта лягушка?

Маг.



Итальянский ученый Гальвани, готовя заболевшей жене, бульон из лапок
лягушек, открыл «живое электричество». И эта одна из «знаменитых» лягушек –
перед вами.

Ученик.

Как все это удивительно! Да, ты прав, старик, я очень ошибался.
Действительно, физика – интереснейшая наука!

Маг.

Показывает опыт. Желоб закреплен в лапке штатива с наклоном.
У нижнего конца желоба установлена горящая свеча. Кусок ваты, смоченный
эфиром, положен на верхний конец желоба. Пламя моментально распространяется по
желобу и доходит до смоченной ватки.

Ученик.

Это, наверное, волшебный фокус.

Маг.

Ты снова заблуждаешься. Не фокус это и не чудо. Дает объяснение
этому опыту.

Эфир начинает испаряться, и так как его пары тяжелее воздуха, то они стекают
по желобу вниз, доходят до пламени спиртовки и воспламеняется. Этот опыт
доказывает опасность распространения паров легковоспламеняющихся горючих
веществ, вблизи места их распространения.

Маг.

Ведёт ученика дальше и говорит. Человек всегда задумывался
над вопросом статического электричества. Посмотри, что будет происходить, если я
начну вращать диски машины…

Показывает опыт



: между пластинками раздвижного плоского конденсатора,
присоединенного к электрофорной машине, подвешен на шелковой нити маленький
шарик из станиолевой бумаги. При вращении дисков машины, шарик колеблется.

Ученик.

Занятный опыт. Как все это удивительно?

Маг.

Берет обыкновенную спичку и подносит к магниту: никаких действий
не наблюдается, говорит
: «Но посмотри что произойдет, если я зажгу спичку и
дам ей обуглиться. Показывает, спичка начинает притягиваться к магниту.

Ученик.

Кричит с восторгом. Здорово! Ребята не поверят!

Маг.

Я мог бы показать тебе еще немало чудесных явлений физики, но мне
пора. Уж новые открытия и в разных уголках Земли зовут меня, и в летопись свою я
должен их вписать.

Ученик за столом в прежней позе. Медленно поднимает голову, открывает глаза,
удивленно смотрит перед собой, потом на учебник. Тихо говорит: «Какой странный
сон приснился». Помолчав немного, громко произносит: «А только сон ли? Пожалуй,
нет, не сон. Теперь я вспоминаю, что все это когда-то по физике мы это
проходили. Но я не замечал, как это интересно, но и столько пропустил мимо ушей.
Придется заново садиться за учебник». Обхватывает голову руками и углубляется в
чтение.

Учитель.

Физика является интересной и, одновременно с этим, достаточно
сложной наукой. Только постоянные усилия в изучении этой науки позволяет вам
глубоко понимать содержание и смысл законов, по которым развивается наш мир.
Изучение физики – это, в общем, бесконечный процесс, который можно сравнивать с
движением по лестнице всегда вверх.

Вопрос «почему?» – главный вопрос в физике. Задавайте его почаще себе,
учителям, товарищам. Именно те, кого вопрос «почему» мучает всю жизнь, и
становятся физиками.

Итак, приглашаю Вас, дорогие ребята, в захватывающий путь по исследованию
простых явлений окружающего мира методами физической науки. Желаю успеха в
постижении тайн мироздания, в раскрытии смысла понятий и законов физики!

Домашнее задание.

§ 1-3

Физика. 7кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин. – М.:
Дрофа, 2010.

Рефлексия.

  1. Что нового, интересного вы узнали на первом уроке?
  2. Что понравилось на уроке? Почему?
  3. Что не понравилось?

Литература:

  1. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М.: Просвещение, 1985.
  2. Ланина И.Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. – М.:
    Просвещение, 1991.
  3. Ланина И.Я. 100 игр по физике: Кн. для учителя, – М.:
    Просвещение, 1995.
  4. Тульчинский М.Е. Занимательные задачи – парадоксы и софизмы по
    физике. М.: Просвещение, 1981.
  5. Уроки физики в современной школе: Творч. поиск учителей: Кн. для учителя
    / Сост. Э.М. Браверман; Под ред. В.Г. Разумовского.– М.: Просвещение, 1993.



Следующий: