Театрализованное представление с показом опытов по химии с целью повышения интереса к предмету


Цели и задачи:

  • Образовательные: дать сведения о строении кислорода, его физических и химических свойствах, возможных способах получения, реакциях горения. Рассмотреть роль кислорода в природе, применение кислорода. Проверить и обобщить знания учащихся по биологии, химии, экологии, показать связь этих наук, выявить общий кругозор учащихся.
  • Развивающие: способствовать развитию интереса к данным предметам.
  • Воспитательные: способствовать эстетическому воспитанию детей, прививать любовь к предмету, любовь к природе.

Методы и методические приемы:

  • постановка учебного спектакля;
  • демонстрация опыта;
  • работа у доски (заранее заготовленные записи);
  • конспектирование материала учениками.

Оформление урока (оборудование и реактивы): штатив, спиртовка, пробирки, спички, перманганат калия, ложка для сжигания веществ, сера.

Подготовка к уроку

В представлении участвуют учащиеся 8-х классов. Число участников-10 человек. Остальные учащиеся выступают в роли зрителей. В начале представления.

Мероприятие проводится по принципу театрального представления «Кислород и его друзья» и включает вопросы по предметам: биология, химия, экология.

  1. На дверь кабинета повесить театральную вывеску «Кислород и его друзья»
  2. Каждому участнику спектакля оформить табличку , характеризующий его элемент, с указанием химического знака элемента, порядкового номера, атомной массы и.т.д.
  3. Представление должно проходить на фоне периодической системы Д.И. Менделеева.
  4. Сделать записи на доске:
    А) реакции с участием кислорода,
    Б) реакции получения кислорода (зашторить их к началу урока).
    В) таблица сравнения аллотропной модификации кислорода

Демонстрационные опыты:

  1. Лабораторный способ получения, собирание кислорода.
  2. Горение лучинки в кислороде.
  3. Горение серы в кислороде.

Участники спектакля:

  1. Кислород (учащийся)
  2. Углерод (учащийся)
  3. Водород (учащийся)
  4. Фтор (учащийся)
  5. Воздух (учащийся)
  6. Вода (учащийся)
  7. Натрий (учащийся)
  8. Азот (учащийся)
  9. Ведущий (учитель)

Ход урока

Ведущий:

После школы, в кабинете,
на химическом совете
элементы совещались,
с кислородом разбирались.

Кислород: (показывает на место расположения кислорода в периодической системе Д.И.Менделеева).

Зовут меня ребята Кислород,
Меня боится даже Углерод.
Живу в квартире №8,
Восемь электронов и протонов восемь.
Шестая группа, главная подгруппа,
Второй период, степень окисления минус два,
Оксиды смело образую я.
Нахожусь друзья везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук,
Нет меня — огонь потух.
Скажу ребята без прикрас,
Я — самый нужный в мире газ.
Я бесцветен и бес вкус
И в окислении пригожусь.

Углерод:

Говорят, что у тебя,
существует аллотропия?
Зачем от нас его скрывал,
И брата нам не показал?

Учитель: Ребята, о каком веществе говорит Углерод?

(Учащиеся дают ответ.)



Кислород:

Скромен брат и не стабилен,
По окислению он силен.
Озонатор нужен нам,
Тогда покажется он вам.

Учитель обращает внимание на таблицу аллотропной модификации кислорода.

Кислород:

Получить меня не сложно,
Разложить марганцовку можно,
А также перекись, нитрат,
А если хочешь и хлорат.
Держи правильно пробирку,
Разожги во мне лучинку.

Учитель демонстрирует опыт получения кислорода разложением перманганата калия.

Уравнение реакций получения кислорода написаны на доске.

Кислород:

Я со всеми окислитель,
Значит, ваш я повелитель.
Я отрицательный герой,
И ты учти характер мой.

Учитель демонстрирует опыт горения серы.

Фтор:

Ты давай не зазнавайся
И со мною окисляйся.
Электроотрицательность сильней моя
OF2 и все дела.

Воздух:

Прошу его не обижать,
Прошу его я обожать.
В состав мой входит кислород
Так подтверди же, Водород.

Учитель обращает внимание учащихся на доску, на которой записан состав воздуха.

Водород:

C кислородом мы на раз
Сотворим «гремучий газ».
А еще продукт труда — это нужная вода.

Вода:

Хоть составчик мой и сложный,
Без меня жить невозможно.
Я — отличный растворитель,
Жажды лучший утолитель.
А разрушите так сразу,
Два получите вы газа.

Учитель показывает, как хранится натрий.

Натрий:

Я его боюсь, боюсь,
В керосине утоплюсь.

Азот:

Не хочу я окисляться,
И не буду поддаваться.
Ты попробуй, разорви,
У меня — то связи три.

Кислород:

Вы друзья не обижайтесь
И со мною окисляйтесь.
Вместе образуем вещество,
Оксидом называется оно.

На доске написана классификация оксидов (с примерами).



Учитель: Ребята, скажите, важен ли кислород для жизни на Земле? Какое место в химии занимает элемент кислород?

Учащиеся отвечают на заданные вопросы.

Заключительный этап урока:

Подведение итогов работы по данному уроку, домашнее задание.



Список литературы:

  1. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия. Учебник для 8 класса.
  2. Л.Г. Волынова. Химия. Предметная неделя в школе. Издательство «Учитель» 2005 г.
  3. Н.Н.Старухина. (Учитель химии МОУ СОШ№69). Стихи на тему химических элементов.



Следующий: