Театрализованное представление с показом опытов по химии с целью повышения интереса к предмету из опыта работы

В настоящее время перед преподавателями химии
стоит проблема, как повысить интерес школьников
к предмету. Причин потери интереса много, одна из
них, на мой взгляд, сокращение уроков и вместе с
тем увеличение наукообразности программ:
наполнение уроков большим количеством новых,
необычных терминов и понятий. Традиционно
применяемые приемы обучения для нынешнего
контингента учащихся не всегда пригодны. Ведь у
нашей молодежи сегодня сильно развито чувство
самосознания и собственного достоинства. Она о
многом имеет представление. Поэтому занятия,
базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе,
безапелляционных указаниях и бездоказательных
утверждениях, вызывают лишь раздражение и скуку.
Это побуждает преподавателей искать новые
методы и средства обучения, способствующие
развитию интереса к предмету, опирающиеся на
возросшую самостоятельность учащихся.
Одновременно расширяется и обогащается
методический арсенал учителя.

Решению этих задач способствуют занимательные
формы проведения внеклассных занятий. Они,
являясь неотъемлемой частью всей организации
учебного процесса, содействуют более успешному
усвоению химии. Внеклассная работа по химии
имеет большое образовательное и воспитательное
значение. Она углубляет и расширяет полученные
на уроке знания, приучает к самостоятельной
творческой работе, вносит в нее
исследовательские элементы. При умелой
постановке и надлежащей организации эта работа
может стать важным средством формирования у
школьников интереса к изучению предмета на
уроках.

Хочу поделиться своим опытом в этом
направлении. Как показала практика, особенно
эффективно сказывается на результатах
совместная с участниками работа над сценариями
театрализованных представлений с показом
опытов. Учащиеся под руководством учителя пишут
сценарий, подбирают опыты в соответствии с
возможностями кабинета химии и наличием
реактивов. Эта работа требует от учащихся знания
номенклатуры веществ и умения составлять их
формулы, а также навыков обращения с химическим
оборудованием. В процессе подготовки опытов
приходится перечитывать учебник, повторяя
пройденное, а нередко читать дополнительную
литературу, чтобы понять, что происходит с
реагентами и какие продукты в результате
образуются. Кроме этого, работа над сценарием
заставляет учащихся обращаться к литературе по
истории развития химии. В театрализованной части
можно использовать песни на химические темы,
сочиненные учащимися, и танцы. В представления
органично вписываются викторины, к составлению
вопросов для которых привлекаются учащиеся всех
классов. При этом устраивается соревнование по
количеству и качеству вопросов.

Предлагаю вашему вниманию самое короткое
представление, созданное моими учениками и
поставленное в химическом кабинете нашей школы.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ОПЫТЫ, ВИКТОРИНА

В кабинете 3 ученика, они в белых халатах,
возятся с химическим оборудованием.

1-й ученик: Я недавно прочел книгу о
том, что раньше жили люди, которые пытались
некоторые тяжелые металлы превратить в золото.

2-й ученик: Да, я тоже читал, их называли
алхимиками. Они ставили интересные опыты и, хотя
ничего кроме фосфора не открыли, изобрели много
химической посуды и оборудования, которыми
химики пользуются до сих пор.

3-й ученик: Вот было бы интересно
посмотреть опыты , которые ставили алхимики с
целью получения философского камня.

1-й ученик: Я не алхимик, но кое-что
интересное показать могу. Жарко здесь. Может быть
хотите пить?

2-й ученик: С удовольствием –
минеральной водички или сока какого-нибудь.

3-й ученик: Я бы выпил холодного молока.

1-й ученик: Пожалуйста (разливает из
одной колбы в три стакана)
. Вот молоко, вот сок,
вот газированная вода.

2-й и 3-й ученики разглядывают содержимое
стаканов и делают вид, что хотят выпить. (Опыт
«Разные напитки из одной колбы»
)

1-й ученик: Стоп, ребята, погодите,
чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте тут ни
сока, ни воды. В этом строгом кабинете есть
серьезные запреты. Все запомните, друзья: здесь
ни пить, ни есть нельзя.

2-й ученик: А я могу такой опыт
показать! (к зрителям) Улыбнитесь поскорее,
улыбнитесь веселее. Мы сегодня открываем наше
фотоателье. Я могу моментально получить ваше
фото, без фотоаппарата (приглашает зрителя).

Вот на этот чистый лист посмотри внимательно
Веселее улыбнись – это обязательно.
Этот снимок проявить мы сумеем запросто:
Листик сбрызнем чуть-чуть из пульверизатора.

(Опыт «Образ нерукотворный»)

3-й ученик: Ну а я зажгу вулкан. Покажу
вам, как сумею, гибель города Помпеи.

(Опыт «Вулкан»)

1-й ученик: Вот еще одно развлеченье:
кто даст руку на отсеченье? Жалко руку на
отсеченье, тогда нужен больной для леченья (приглашается
зритель)
. Обращается ко 2-му ученику: ты
будешь ассистентом.

2-й ученик: оперируем без боли, правда,
будет много крови.

1-й ученик: При каждой операции нужна
стерилизация. Помогите ассистент, дайте йод.
Йодом смочим мы обильно, чтобы было все
стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте,
ассистент. Посмотрите, прямо струйкой кровь
течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку – от
разреза ни следа. (Опыт «Много крови без
ран»
)

3-й ученик: Вот это да! Вот это здорово!
Может как-то наградить страдальца (к пациенту)
Мороженое хочешь?

2-й ученик: Что нужно для приготовления
мороженого? (Опыт «Шоколадное мороженое»)
Верно – сахар. Вот из сахара и
концентрированной серной кислоты я приготовлю
“мороженое”. Ну, кто желает попробовать?

Зритель выходит на сцену: Никто не
хочет. Конечно, смотреть интересно. Но пробовать
не хочется. То же мне мороженое из серной
кислоты.Вот вы здесь говорили, что алхимики
пытались золото получить, но не удачно. А я еще
только в 10 классе учусь, но могу уже получить
серебро (Опыт – серебряное зеркало).

1-й ученик: Я еще не то умею
(поджигает заранее приготовленную смесь)
. Из
огня полезут змеи (Опыт «Египетские змеи»)

Учитель: Все очень хорошо, ребята, вы
молодцы, но мне кажется, что надо дать
возможность зрителям показать свои знания по
химии.

Зритель, который показывал опыт
“серебряное зеркало”:

Пусть зимний день с метелями не навевает грусть

Таблицу Менделеева я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил? Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие любимейших поэм.
Без многословья книжного в ней смысла торжество.
И элемента лишнего в ней нет ни одного.

– Я не зря прочел эти стихи, мы проведем
викторину, посвященную периодической системе
Д.И.Менделеева.

1. Какой газ утверждает – что он не он? (Неон)

2. Какой неметалл является лесом? (Бор)

3. Какой химический элемент состоит из двух
животных? (Мышьяк)

4. В состав названия какого металла входит
название дерева? (Никель)

5. Я металл, меня ты знаешь.
Мощь громадная во мне.
Если Б ко мне добавишь,
Небо скрою я во мгле. (Уран)

6. Я газ – легчайший и бесцветный,
Не ядовитый и безвредный,
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду. (Водород)

7. Из меня состоит все живое,
Я графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас. (Углерод)

8. Название какого металла несет в себе
волшебника? (Магний)

9. Самый активный галоген? (Фтор)

10. Элемент VI группы, известный людям с древних
времен? (Сера)

11. Химический элемент названный в честь одного
из древнегреческих героев? (Титан)

12. Радиоактивный элемент названный в честь
планеты? (Уран)

13. Элемент II группы, открытый Пьером и Марией
Кюри? (Радий)

14. Наиболее распространенный в воздухе
благородный газ? (Гелий)

15. Элемент VI группы, названный в честь страны? (Полоний)

Учитель: Очень хорошо, вы ответили на
все вопросы викторины. И, в заключение, я покажу
вам опыт с очень интересным металлом. Может быть,
вы его узнаете?
Этот металл горит ослепительным пламенем. Он
широко используется в военной технике – для
изготовления осветительных и сигнальных ракет,
трассирующих пуль и снарядов, зажигательных
бомб. Сплавы этого металла используются для
строительства ракет, ядерных реакторов. Верно –
магний. Он входит в состав хлорофилла,
используется в медицине для повышения
кровеносного давления. А биологи Франции
установили, что содержание магния в крови коровы
влияет на пол потомства. (Опыт – горение магния в
воздухе и в воде )

Вопрос: почему в воде происходит
вспышка?

ОПИСАНИЕ ОПЫТОВ, ПОКАЗАННЫХ В
ПРЕДСТАВЛЕНИИ

1. Разные напитки из одной колбы

В колбе раствор серной кислоты. Стаканы
оформлены цветной фольгой таким образом, что бы
не было видно дна. В одном стакане на дне
концентрированный раствор хлорида бария, во
втором – питьевая сода (порошок), в третьем –
раствор фуксина или лакмуса.

2. Образ нерукотворный

На плотном листе бумаги заранее рисуют
кисточкой контуры фигуры человека следующими
растворами: лицо и руки – роданита аммония NH4CNS;
одежду – танина; волосы – желтой кровяной соли.
После того как лист высохнет, обрызгивают его из
пульверизатора раствором хлорида железа (III). На
бумаге появляется изображение человека в черной
одежде с красным лицом и руками, с синими
волосами.
Хлорид железа (III) с роданитом аммония образует
комплексную соль красного цвета (руки и лицо); с
желтой кровяной солью – комплексную соль синего
цвета (волосы); с танином – комплексную соль
черного цвета (одежда).

3. Много крови без ран

Желающему из зала протирают руку ваткой,
смоченной раствором FeCL3 (можно сказать, что
это иод), затем берут тупой нож, опускают, будто бы
для дезинфекции, в раствор роданита калия KCNS или
аммония NH3CNS и проводят по руке, обработанной
хлоридом железа(III). В месте соприкосновения ножа
с кожей мгновенно появляется “кровяная” полоса
(образуется родановое железо). Создается
впечатление, что руку порезали и появилась кровь.
Затем, тампоном ваты, смоченном в растворе
фтористого натрия NaF, проводят по “порезу”.
“Рана” мгновенно исчезает. Фтористый натрий
обесцвечивает родановое железо.

4. Египетские змеи

На тарелке смешайте песок (промытый и
прокаленный речной песок) со спиртом, формуя их
конической мензуркой. В центре конуса сделайте
углубление, в котором поместите смесь из 10 г
гидрокарбоната натрия и 65 г Сахарой пудры.
Подожгите спирт. Из сахарной массы, которая
превращается сначала в карамель, “выползает”
черная извивающаяся змея. Размеры змеи зависят
от длительности горения спирта.

5. “Шоколадное мороженое”

10 г высыпают на дно узкого, высокого
химического стакана и ставят его кусок асбеста.
Затем вливают в стакан 8 мл концентрированной
серной кислоты и быстро перемешивают стеклянной
палочкой. Масса в стакане начинает темнеть,
вспучивается, поднимается все выше и выше,
выползает за пределы стакана и застывает в виде
пористой почти четной массы (на мороженое не
похоже, но образование массы очень эффектно).

Следующий: