Татьяна и Онегин в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин


Цели:

1. Развить речь учащихся.

2. Раскрыть образы Татьяны и Онегина, показать,
что Татьяна – “милый идеал Пушкина”, Онегин –
“лишний человек, современник Пушкина и
декабристов.

3. Совершенствовать навыки работы с текстом.

4. Воспитывать чувство верности, преданности.

Оборудование

: портрет Пушкина, иллюстрации,
тесты, пластинка.

Эпиграф

Татьяна – существо исключительное,
Натура глубокая, любящая, страстная… В.Г.Белинский

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Сообщение темы и
цели урока.

- Ребята, сегодня мы продолжим работу по роману
“Евгений Онегин”. Наша задача – раскрыть образ
Онегина и Татьяны, доказать, что Татьяна-милый
идеал Пушкина, а Онегин – герои своего времени,
Татьяна – идеал русской души, Онегин – “лишний
человек”; продолжим работать с текстом, обратим
внимание на письма героев, продолжим работу по
лексике.

2. Работа по теме

.

1. Разминка.

Урок начнем с разминки. Перед вами тесты,
прочитайте вопросы и ответьте на них.

Слабые ученики — 2. 6, сильные ученики –
остальные

- Пока слабые ищут правильный ответ. Сильные
отвечают.

2. Лексическая работа.

Боливар – шляпа

Ричардсон Самюэл – английский писатель

Брегет – часы

Певец гяура и Жуана – Байрон

Гиббон Эдуард – анг. историк

Мандзони – итальянский писатель

Шалфор – французский врач

Гиссо – швейцарский врач

Бель – французский философ

3. Слово учителя.

- Ребята, когда мы говорили о сюжете
произведения, мы его разделили на две части.
Какие?

Сюжет



Онегин – Татьяна (служит для развития
основного конфликта)

Ленский – Ольга (не развивается, помогает
Татьяне понять Онегина)

Вопрос. Кто же является главным героем?
(Онегин, именем которого назван роман. Но он,
словно магнит, притягивает других героев. Все эти
судьбы и характеры создали образ русского
общества 1-й четверти XIX века)

4. Слово учителя

. Давайте обратим внимание на
имена героев. (Инд. дом. задание, рассказывают
учащиеся, дополняет учитель)

Татьяна – др. греческое, “учредительница”. С
детства отличается эмоциональностью,
хранительница домашнего очага, спокойная. С
возрастом появляется больше терпимости.

Евгений Онегин – греческое “благородный”. В
имени героя содержится указание на
принадлежность Онегина к дворянскому сословию. В
XVIII веке значило благородный, утративший
душевное благородство. В XIX веке как монашеское
имя. (“Татьяна долго в келье модной” “Жизнь
Онегина святая”)

Евгений – благой, рождающий
благо (любовь зарождается в душе Татьяны).

Татьяна благодарит за благой дар. “Я
благодарна всей душой”.



Онегин –нега –нежность пробуждает в
душе Татьяны.

Евгений – гений, для Татьяны –“злой
гений”, (искуситель роковой).

5. Слово учителя. Перед вами иллюстрации.
“Три рисунка Пушкина”, “Онегин и Татьяна”. Кто
изображен на первой иллюстрации?

(Татьяна

К плечу головушкой склонилась
Сорочка легкая спустилась
С ее прелестного плеча.

Онегин – внутренняя сосредоточенность

Ленский – чувствительность. мягкость)

6. Когда вы прочитали роман, каким вам
предстал Онегин в начале романа?

Белинский писал: “Онегин – добрый малый, но при
этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не
лезет в великие люди, но бездеятельность душит
его. В душе его тлилась искра надежды –
воскреснуть и освежиться в тиши уединения, на
лоне природы.

7. Знакомство с Татьяной.

- Дает ли Пушкин внешний портрет Татьяны?

- Почему главнее внутренний мир человека?

- Зачитайте те слова, при помощи которых мы
узнаем Татьяну.

8. Встреча Татьяны и Онегина.

- Где произошла встреча героев?

- В каком году были именины Татьяны?

(Месяцеслов генварь суббота 12, Мученицы
Татьяны. Многие называют именины Татьяны
роковыми. Эту дату приближают к 1825 г. — восстание
на сенатской площади,1824 г. – тяжелый год
императора: летом умерла дочь, заболела жена.
В феврале 1824 г. у императора пошла гангрена ноги
после травму в 1823 г.)

Лексика

9. Воспитание. Как жили Ларины? Онегин?
(На чисто бытовом уровне Онегин и Татьяна живут в
кругу абсолютно различных яств, вкусов, привычек.
Онегин употребляет английские слова, Ларины
привыкли к русскому “жаргону”. Онегин уважает
французские трюфли – у Лариных приняты соленые
грибы (“Солила на зиму грибы”).

Воспитание Онегина лишено национальных основ.
Онегин жил в Петербурге, городе моды, власти, а не
народа. Беда Онегина в том, что он человек
“света”, вина “света” в том, что он даже из
лучших людей делает Онегиных. Ведь и
преступление Онегина – бессмысленное убийство
– объяснено как поступок “подчиненный законам
“света”.

Татьяна – помещичья дочка, представляет
патриархальное дворянство, тип культуры ближе к
народу.

Мать Татьяны до замужества обожала Ричардсона.
Половленная за Ларина, вздыхала о другом. Но
уважала мужа.

10. Итак, встреча произошла. Мы узнаем о
том, что Татьяна влюбилась. Кому она говорит о
своей любви? (Няне)

Глава III, XVII–XVIII (пересказ слабых учеников)

В разговоре изображена русская барышня в
разгаре томящей ее страсти. Сестра не поняла бы
ее. Няня тоже не поймет, потому то она и открывает
ей свою тайну.

В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.

11. Да, любовь – прекрасное чувство. Говоря
о ней, я не могу не вспомнить слова выдающегося
академика Лихачева (тем более вчера мы говорили о
его 100-летии).

Самое воспитательное свойство человека –
любовь.

Д.С.Лихачев.

Рисунок “Скамья Онегина”. Татьяна решается
написать письмо Онегину.

(Прослушивание пластинки. Д/з девочкам -
наизусть. Письмо отзывается какой-то детскостью,
чем-то романтическим.)

Что самое удивительное в нем? Каковы слова
Татьяны? (Татьяна решается писать письмо. Это
порыв наивный и благородный. Все в письме
истинно. Поэт старается оправдать Татьяну за ее
решимость написать и послать письмо. Письмо
Татьяны – это поступок бесстрашия и отчаяния
любви, это воплощение “идеальности” героини)

12. Как же отнесся Онегин к письму? Как
проявил Онегин себя во взаимоотношениях с
Татьяной?

(Сердцу не прикажешь, нельзя упрекать героя в
том, что он не ответил на любовь Татьяны. Он
слушается не голоса своего сердца, а голоса
рассудка, не верит в любовь, не способен пока
любить.)

“Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель”
Почему “мило поступил”?

“Милый поступок” в том, что он, в отличие от
ричардсоновского Ловласа не захотел соблазнять
влюбленной в него юной девушки, а предпочел
просто той девушке нравоучительную проповедь.
Поведав Татьяне о невеселом будущем из
совместной жизни и любви он завершает
рассуждения утомительными советами “старшего
товарища”.

Онегин не понял любви Татьяны, не “доверился”
ее искренности.

13. Почему не поняли друг друга герои?

Давайте вспомним, что читала Татьяна, а что
Онегин? (Онегин, разлюбивший чтение, оказывается
в кругу модных новинок (7 гл). Татьяна в кабинете
знакомится с этими новинками (стр. 315).

Здесь бурные романтические страсти, роковая
любовь.

Татьяна воспитывалась на книгах XVIII начала XIX
столетия. “Ей рано нравились романы”.

Вывод.

Посещение дома Онегина и чтение его
книг приготовили Татьяну “перерождению из
деревенской девочки в светскую даму, которое так
удивило и поразило Онегина.

14. Почему автор все время размышляет о
любви “дружбе, проводит Онегина через горнила
обоих чувств” (Именно любовью и дружбой
испытывается человек, именно они раскрывают
богатство души или ее опустошенность)

15. Как сложилась жизнь Татьяны?

16. Каково значение встречи Онегина и
Татьяны в Петербурге? (Это новый этап в духовном
развитии героя: он преобразился, впервые испытав
настоящее чувство, но оно обернулось для него
любовной драмой: теперь уже Татьяна не может
ответить на его запоздалую любовь)

Зачитать, как изменилась Татьяна.

17. Что вы можете сказать о письме
Онегина? Какие его строки потрясли вас особенно?

(Письмо Онегина горит страстью, в нем нет
иронии. Внутренне Татьяна осталась самой собой и
свет научил ее только искусству владеть собою. Но
эта пламенная страсть не произвела на Татьяну
огромного впечатления. После неаск5ольких
посланий, встретившись с нею, Онегин увидел в ней
гнев. Татьяна не поняла Онегина и не поверила
искренности его письма к ней. И прервав возможные
отношения, избавила и себя, и героя от множества
хлопот, неприятностей, которыми могла бы
обернуться вдруг вспыхнувшая “запретная
любовь…”)

18. Изменилась ли Татьяна? (Cтр. 337
хрестоматии)

19. Чем заканчивается роман?

(Отповедью Татьяны. Татьяна не любит света и за
счастье почла бы навсегда оставить его для
деревни. Татьяна ответила ему таким же
непониманием, восприняв его письмо и признание в
охватившей его мучительной любви только как
“прихотливого повесы, жаждущего развлечься
светской интрижкой с замужней женщиной”. Она не
поверила его искренности этим избавила себя и
его от множества хлопот)

20. Татьяна — милый идеал возникает в
последней строфе “Я другому отдана”. В этих
словах истинная гордость. Отдана, но не отдалась.
Верность. Верность таким отношениям, которые
составляют особые чувства и чистоты
женственности.

Идеал предполагает иную множественность,
повторимость поступка. Верны были женщины
декабристов. Они следовали за своими мужьями.
Ведь идеал предполагает установку на
повторимость поступка. Татьяна готова к подвигу.

21. Доклады “Татьяна – “милый”
идеал”., “Онегин – современник Пушкина и
декабристов”.

III. Подведение цели урока. Оценки и их анализ.

IV. Д/ з.

Письмо – наизусть.

V. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, какой вы сделаете вывод?

- Что вы полезного взяли с урока?

- Что вам понравилось?



- Можно ли сказать, что Татьяна “милый идеал”.




Следующий: