Талант человечности. Урок самостоятельного чтения по повести А. Алексина Безумная Евдокия

Цели урока:

  • Знакомство с повестью ныне незаслуженно
    забытого писателя А.Алексина.
  • Развитие исследовательских навыков работы с
    текстом, навыков анализа текста, устного
    монологического высказывания, письменного
    отзыва на прочитанное произведение.
  • Воспитание таких важных нравственных качеств
    личности, как ответственность за своих близких,
    умение сопереживать, не быть равнодушным.

Методы обучения

: исследовательский,
эвристический, творческого чтения.

Оборудование:

  • Текст повести “Безумная Евдокия”.
  • Карты-схемы урока.


Ход урока

Слово учителя:

Сегодня на уроке самостоятельного чтения мы
обращаемся с вами к повести А.Алексина “Безумная
Евдокия”. Мы попытаемся с вами понять, что хотел
сказать писатель этим произведением, о чем дал
возможность нам задуматься.

Когда я училась в школе, одной из моих любимых
книг была вот эта – А. Алексин “Повести”. Ваши
родители тоже читали и хорошо знали повести
этого автора. А вот многие из вас, когда я
предложила прочитать повесть “Безумная
Евдокия”, впервые услышали имя этого автора и
даже удивились тому, что он “известный”. Поэтому
давайте сначала узнаем немного о самом писателе,
назовём некоторые его произведения. Может быть,
вы прочитаете их позже.


Сообщение ученика

Биографическая справка “Жизнь и творчество
А.Алексина”.

Учитель

: Итак, обратимся к повести “Безумная
Евдокия”.

Давайте начнем с вашего непосредственного
восприятия, с ваших впечатлений, с чтения
отзывов, которые вы подготовили дома.


Чтение отзывов, обмен впечатлениями. Беседа с
классом на основе домашнего задания.

Учитель:

К данному уроку мы попытались с вами
организовать семейное чтение. Повесть прочитали
и ваши родители. Каковы их впечатления?

Дети читают отзывы, написанные родителями
(Отзывы детей и родителей представлены в
приложениях).

Учитель

: Ваши отзывы и размышления ваших
родителей очень интересны. Видно, что повесть
заинтересовала вас, затронула.

Учитель

: Вам выданы карты-схемы урока,
напоминаю, что вы можете вперед просмотреть все
задания и вопросы, выбрать задание, которое вам
интересно было бы выполнить. (Карта – схема
урока представлена в Приложении. Учащиеся
заполняют ее в процессе работы на уроке).

1 вопрос

. От чьего лица идет повествование?
Важно ли это?

Ответы детей:

От лица отца Оленьки. Это очень
важно: каждое слово глубоко прочувствовано, он
пытается разобраться в том, что произошло в их
семье, откуда пришло горе, где был “тот роковой
поворот”. Он пытается понять себя, свою дочь,
учительницу.

2 вопрос

. Что мы знаем об Олиных родителях?
(фронтальная работа)

Они работали в конструкторском бюро, Надя пела,
он писал фантастические рассказы. Они полюбили
друг друга, поженились, очень сильно ждали
появления на свет дочки.

Учитель:

Прочитайте предложенную вам цитату
из повести:

“В семье, состоящей из трех человек, всегда
кто-нибудь оказывается в меньшинстве: либо
мужчина, либо женщина. У нас в меньшинстве были мы
с Надей: центром семьи и её лицом стала дочь. Она
заслужила это право, и мы были счастливы”.

Подчеркните слова, которые кажутся вам здесь
очень важными. Какой вывод мы можем сделать?
(учащиеся работают с картой-схемой, подчеркивают
необходимое и делают выводы)

Ответы детей

: Оля-центр семьи. Всю свою жизнь
родители посвятили только ей.

Учитель:

А чем, по мнению отца, “она заслужила
это право”?

Ответы детей:

А) Тем, что родилась на свет. Это отец позже
поймет: “ Спасибо ей!”– сказали мы, когда
родилась Оля. Хотя жизнью рисковала Надюша”.
Б) Она была художницей, хорошо училась, поэтому
все было для неё.

Учитель:

Говорит ли при этом отец о ее
человеческих качествах?

Ответы детей:

Нет, он даже ничего не замечал,
он и на все вокруг смотрел ее глазами.

Учитель:

Всегда ли с Олей во всем соглашалась
мама? Какие очень важные слова она говорила?

Ответы детей:

Нет, она просто не хотела
конфликтов, а может быть, надеялась, что Оля все
когда-нибудь поймет.

Учитель:

Прочитаем и прокомментируем цитаты
из текста.

Дети находят в тексте и комментируют следующие
цитаты: “Когда слишком уж бурно ликуешь, не
мешало бы вовремя спохватиться и подумать о том,
что кому-то сейчас впору заплакать. А упиваясь
собственным горем, не мешает подумать, что у
кого-то в душе праздник, который, может быть, не
повторится. Надо считаться с людьми!”

“Друзей труднее найти, чем потерять!”
“Людей надо щадить”

Ответы детей

: Мама, чувствовала Олино
равнодушие. Мама пыталась мудрыми, добрыми
словами помочь дочери понять очень важные
вещи. Жаль, что этих слов не услышала, а может
быть, и не могла услышать Оленька.

Учитель:

“Ей некогда было вникнуть. Недосуг”
Чьи это слова?

Ответы детей:

Это говорит Евдокия Савельевна.

Учитель:

А во что еще было недосуг вникнуть
Оленьке?

Ответы детей:

А) В чувства Бориса Антохина.

То, что он преследовал ее, родители объясняли
только тем, что он хочет привлечь ее к жизни
класса.

Учитель:

Прочитаем и прокомментируем цитаты
из текста:

“Мы с Надюшей были очень довольны, что Оля еще
ни в кого пока не влюблялась. И объясняли это ее
нравственной цельностью. А может, ее любви
хватало лишь на себя?”

“Нет, не верно! Она всегда любила Надюшу….,
искусство…Она хотела, чтоб мы ею гордились. Это
ведь тоже забота!”

Вас ничего не настораживает в этом раздумье?

Ответы детей:

Многоточия! Отец будто
сомневается в чувствах дочери, он словно
пытается ее оправдать.

Б) В дружбу с Люсей ей тоже было некогда вникать.

Она просто забыла о Люсе, которая стояла на
крыльце художественной школы и держала папку с
ее русунками. Она просто рассказала всем о
семейной драме Люси.

Она никогда не думала о других!

Учитель:

Повесть называется “Безумная
Евдокия”. Почему?

Ответы детей:

Так с Олиных слов звали
учительницу у них в семье.

Что вложила Оля (а за ней и ее отец) в это
прозвище?

  • Внешний вид учительницы.
  • Поведение.
  • Отношение к работе.
  • Отношение к талантам и посредственностям.
  • Восхищение теми, кто работает в ЖЭКе, кто ровно
    чертит линии.

Учитель:

Какова же на самом деле “безумная”
Евдокия? В каких эпизодах раскрывается ее образ
не таким, каким его представляла Оля?
(индивидуальное задание, самостоятельно
выбранное одним из учеников по карте-схеме урока)

Ответ ученика:

Характер Евдокии Савельевны
достаточно полно раскрывается в таких эпизодах:

– эпизод, связанный с Люсей (она сделала ее
старостой класса, чтобы дать ей почувствовать,
что она не хуже других). Как возмущена была этим
Оля!
– факт о том, что в годы войны она прятала в своем
доме раненых солдат (это, кстати, оценила и Оля.
Она ценит только героев).
– эпизод в доме Оленьки. Как она себя ведет?
Методично, спокойно звонит по составленному ей
же самой списку телефонов. Но на самом деле она
волнуется. “Пальцы, когда она крутила диск, не
вполне были ей послушны. Она не туда попадала,
извинялась и вновь набирала номер” Она
повторяла: “Конечно, ничего страшного не
призошло” Кого она хотела уверить в этом?
Поддержать? (родителей, детей)

Она все берет в свои руки.

Отцу Оли на какое-то время кажется, что все, в
том числе и Евдокия Савельевна, пытаются
загладить свою вину. Разве так?

Нет, все пытаются помочь.

Учитель

: Как изменилось мнение отца Оли о
Евдокии Савельевне?

Прочитайте необходимые цитаты из текста.

Ответы детей:

“Мы с Надюшей боролись против
“безумной Евдокии” за право строить …или, как
говорится, формировать Олин характер, –
размышлял я. – Мы победили. И эта победа стоила
Наденьке жизни. Или здоровья. “Безумная
Евдокия”…Она приглашала на те знаменитые
встречи не только героев, а и диспетчеров с
поварами. Зачем? Наверно, хотела объяснить нашей
дочери и её одноклассникам, что, если они будут
честными и порядочными людьми, просто честными и
порядочными, они тоже будут иметь право на
внимание к себе. И на память”.

Учитель:

А что еще необходимо добавить,
характеризуя название повести? ( Найдите это в
диалоге отца и учительницы)

Ответы детей:

Чтение и комментирование
диалога:

– И выходит, что “безумной Евдокией” Оля
прозвала меня не зря.

– Судьба отомстила нам за это глупое прозвище,
– возразил я.– Безумие пришло в наш дом. Что
может быть страшнее? Помните Пушкина?

Не дай мне бог сойти с ума!
Нет, легче посох и сума”.

Учитель:

Да, судьба будто бы отомстила.
Хотелось бы еще раз обратить внимание на
некоторые моменты.

Как, по-вашему, можно оценить поступок Оли?
Хотела ли она кого-то напугать? Кому-то отомстить?

Ответы детей:

Скорее, она просто хотела быть
первой и ни о ком и ни о чем не думала.

Учитель:

Посмотрите, вот она просто влетает в
дом, несет только радость:

– А где мамуля? Я привезла ей цветы!
Представляешь, они все еще движутся к этому дяде!
Во главе с “безумной Евдокией” Приз мне
достался!

Она бросается к мамочке. Ее голос звонок и
весел. Цветы…

А помнила ли она о маме? Кто больше заботился
сейчас о ней?

Ответы детей:

Отец Оли, Митя Калягин, Евдокия
Савельевна, Люся (“А что, там большой лес? –
спросила Надюша, – Да что Вы?! – воскликнула
Люся), Человек на другом конце телефонного
провода.

Учитель:

Какие очень важные слова скажет Оле
отец?

Ответы детей

(по тексту):

“Он прошел этот путь, чтобы спасти людей. А ты,
чтобы погубить самого близкого тебе человека”.

Учитель:

Как вы думаете, зачем Евдокия
Савельевна расскажет отцу Оли о том, как она
всегда вела себя по отношению к окружающим? Ведь
ему сейчас и так тяжело.

Дети:

Она многое поняла в Оле. Она не случайно
скажет ее отцу: “Если вы примете сегодняшнюю
историю за случайность, она повторится!”

Учитель:

Но только ли осуждает она Олю? Так ли
безнадежна Оля для нее? (вопрос по карте-схеме)

Дети:

Нет, Евдокия Савельевна очень
переживает.

“Оля может принять всю вину на себя. Эта ноша
окажется для нее непосильной!”

“Евдокия Савельевна громоздко заторопилась,
покинула меня, догнала ребят. Я понял, что она
решила разделить тяжесть ноши с моей дочерью”.

Учитель:

И подводя итоги сказанному сегодня,
обратим внимание на следующее:

“Повесть вышла в 1976 году, сразу появилось
большое количество откликов. Прочитайте
название статей и отзывов. О чем они говорят? На
что обращают внимание авторы? (задание по
карте-схеме урока)

Дети дают письменные комментарии данных
названий (по выбору). Часть ответов можно
зачитать на уроке, с остальными учитель
знакомится при проверке заполненных карт-схем
урока

Учитель:

Мы назвали наш урок “Талант
человечности” Почему?

Ответы детей.

Заключительное слово учителя:

Людей талантливых много. Но именно этого
таланта часто не хватает людям. Евдокия
Савельевна пыталась воспитывать в своих
учениках именно этот талант. “К человечности
талант художника может и не применяться, но к
дарованию художника человечность…..”

Наверное, это самый главный талант.


Домашнее задание:

(Задание прописано на карте-схеме урока)

По выбору:

  1. “Евдокия Савельевна остановилась. И другие
    остановились. Возле дома, где нам с Олей
    предстояло остаться вдвоем”. Перечитайте
    последние строки повести. Попробуйте
    предположить, что будет дальше. Написать
    сочинение-миниатюру.
  2. “Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречен
    на одиночество”. Как вы понимаете эти слова?
    (сочинение-миниатюра).
  3. Попробуйте сопоставить стихотворение
    Н.Заболоцкого “О красоте человеческих лиц” и
    повесть “Безумная Евдокия”. Какие вы видите
    общие мотивы и образы? (Текст стихотворения
    представлен в карте-схеме урока).


Приложения:

Примеры отзывов учащихся о повести А.Алексина
“Безумная Евдокия”.

“Это произведение произвело на меня сильное
впечатление. Мне стало очень жаль Надежду
Григорьевну, ведь она очень хорошая. Всю свою
жизнь она посвятила дочке. Автор от имени своего
героя называет ее ласково Надюшей, и она
заслуживает такого отношения к себе.

Я считаю, что во всем случившемся виновата
только Оля и ни в коем случае не Евдокия
Савельевна. У Олиной мамы было слабое здоровье,
но она совсем не придавала этому значения, не
проявляла никакого внимания.

Родная, любимая дочь погубила маму из-за своей
эгоистичности, себялюбия, высокомерия.

Но я думаю, что Оля все-таки поймет свои ошибки и
будет пытаться их исправить”.

“Эта повесть о семье, где единственная дочь
являлась центром, лицом семьи. Она была окружена
теплом и любовью. Но умела ли она ценить
отношение родителей к ней? Задумывалась ли она
когда-нибудь о чувствах других людей?

Я думаю, что она просто не догадывалась о том,
что ее исчезновение примут так близко к сердцу.
Ведь сама она никогда близко к сердцу ничего не
принимала!

Произведение мне очень понравилось, оно
заставило меня задуматься о том, как легко можно
лишиться самого близкого человека и ,может
быть,уже не вернуть его никогда…”

Примеры отзывов родителей:

“В своем эгоизме, в нежелании понять,да что там
,вообще замечать других людей, ни Оля, ни слепо
любящие ее родители совершенно далеки от
истинного смысла происходящего. Как часто это
происходит с нами.

Оля прошла мимо всего в своей жизни-мимо дружбы,
любви. Не заметила, как погубила своих родителей.
И совершенно искренн недоумевает, что же она
сделала. Ведь только одного от нее ждали: быть
первой! И вот она первая! Чего же от нее хотят?

Но главная героиня здесь не она, а “безумная
Евдокия”. Воплотив в этом образе нравственный
максимализм, характерный для советского
менталитета, Алексин неосознанно воплотил и
общечеловеческие, даже христианские, ценности.
Человек не может быть один. “Возлюби ближнего,
как самого себя”. Причем любого ближнего, ведь
любой человек, даже кажущийся самым никчемным,
даже самый неказистый и невезучий с виду, все
равно сохраняет свет в своей душе и необходим
другим людям. Все равно это образ Божий, и в этом
достоин любви. Евдокия подает в этом пример. Даже
в конце, осознавая Олину вину, она переживает за
девочку и готова разделить эту вину с ней.

Родители пожертвовали собой ради девочки и
погубили ее и себя, потому что культивировали ее
уникальность, “сотворили себе кумир”. Евдокия
жертвует по-другому. Ее принцип как раз “возлюби
ближнего своего”. Она умеет любить глубоко,
растворяется в судьбах учеников, но эта любовь
созидательная.

“Тот, кто хочет любой ценой быть первым,
обречен на одиночество” – ключевые слова
повести. Одиночество здесь равнозначно гибели
человеческой души. Об этом Алексин говорит
жестко. Хотя у повести открытый финал. Ее героям
предстоит начать все заново. И в этом тоже
достоинство повести”.

“Сорок лет назад я безоговорочно осуждала
родителей Оли, которые воспитали свою дочь
жестокой индивидуалисткой, и саму Олю, которая в
своем стремлении к победе забыла о близких, о
больном сердце матери.

А сейчас я думаю вот о чем: как жить Оле дальше с
чувством вины? Как ей учиться в классе, где все
осуждают ее за этот проступок, все уверены в этой
ее вине? И запоздалое признание вины за все, что
произошло, самой Едокией Савельевной, вряд ли
поможет девочк


Карта-схема урока.

Вопросы и задания.

  • От чьего лица идет повествование в
    произведении? Важно ли это?
  • Что мы знаем об Олиных родителях?
    “В семье, состоящей из трех человек, всегда
    кто-нибудь оказывается в меньшинстве: либо
    мужчина, либо женщина. У нас в меньшинстве были мы
    с Надей: центром семьи и ее лицом стала дочь. Она
    заслужила это право. И мы были счастливы”.
    А чем, по мнению отца, она заслужила это право?

  • “Ей некогда было вникнуть. Недосуг”. Кто так
    отозвался об Оле? Прокомментируйте эту цитату из
    текста.
  • Повесть А. Алексина называется “Безумная
    Евдокия”. Попробуйте объяснить смысл названия.
  • Как вы думаете, почему Евдокия Савельевна
    рассказывает отцу Оли о том, как она всегда вела
    себя по отношению к людям, которые ее окружали?
    Только ли осуждает она Олю? Прокомментируйте
    слова “безумной Евдокии”: “Оля может принять
    всю вину на себя. Эта ноша окажется для нее
    непосильной”.
  • Прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого “О
    красоте человеческих лиц”.
  • Есть лица, подобные пышным порталам,
    Где всюду великое чудится в малом.
    Есть лица – подобия жалких лачуг,
    Где варится печень и мокнет сычуг.
    Иные холодные, мертвые лица
    Закрыты решетками, словно темница.
    Другие – как башни, в которых давно
    Никто не живет и не смотрит в окно.
    Но малую хижинку знал я когда-то,
    Была неказиста она, небогата,
    Зато из окошка ее на меня
    Струилось дыханье весеннего дня.
    Поистине мир и велик и чудесен!
    Есть лица – подобья ликующих песен.
    Из этих, как солнце, сияющих нот
    Составлена песня небесных высот.

    Попробуйте найти общие мотивы, образы в
    стихотворении и в повести А.Алексина.

  • Повесть А. Алексина вышла в печать в 1976 году,
    тогда же появилось большое количество статей,
    отзывов, посвященных этой повести. Обратите
    внимание на названия некоторых из них:
  • “Цена прозрения”, “Достоинства, превращенные
    в недостатки”, “Трудно быть “безумной”,
    “Читать – не перечитать”, “Мудрая “Безумная
    Евдокия”, Трудная наука”, “Маленькая повесть с
    большим содержанием”, “Так кто же безумен?”,
    “Побольше бы таких …”, “Время творить себя”,
    “Растить талант человечности”, “Безумная
    Евдокия”?
    Попробуйте прокомментировать данные названия.


    Домашнее задание (по выбору)

  • “Евдокия Савельевна остановилась. И другие
    остановились. Возле дома, где нам с Олей
    предстояло остаться вдвоем”. Попробуйте
    предположить, что будет дальше? Напишите
    сочинение-миниатюру.
  • “ Тот, кто любой ценой хочет быть первым,
    обречен на одиночество”. Как вы понимаете эти
    слова? Напишите сочинение-миниатюру.
  • Материалы к уроку.

    1. Отрывки из отзывов на повесть “Безумная
      Евдокия” (сочинения школьников, критические
      статьи из “Учительской газеты”, “Литературной
      газеты”).
      “После прочтения повести понимаешь, что Евдокия
      Савельевна была права, она боролась за Олин
      характер, хотела сделать ее добрей”.
      “Эгоизм постепенно превращается в жестокость по
      отношению к близким. Так произошло с Олей, и я
      считаю, что одной из причин была слепая любовь ее
      родителей”.
      “Низкий поклон писателю от старых учителей за
      созданный им образ Евдокии Савельевны. Ибо
      значительные и прекрасные дела делают на земле
      “безумные” и “чудаки” в понимании мещан, пусть
      даже и “исключительных”. Добавлю от себя: таких,
      допустим, как Оля”.
      “Анатолий Алексин отстаивает право человека на
      свой собственный мир, в котором главное –
      чувство ответственности за все, что было, что
      есть и что будет… Писатель отрицает право одного
      духовно подавлять другого; право даже
      талантливого, одаренного на безнравственность и
      вседозволенность”.
    2. Цитаты из текста повести.

    Следующий: