Таксономия педагогических целей при изучении темы «Вода. Растворы» 8-й класс

Вопросы выявления, измерения и оценки уровня
сформированности у учащихся знаний, умений,
навыков в настоящее время являются одними из
центральных в практике обучения. Если цель
обучения определяет, что должен знать, уметь
обучаемый, то задачи обучения отвечают на вопрос,
как двигаться к цели.

Таксономия

(от греч. taxis – расположение,
строй, порядок и nomos – закон) – теория
классификации и систематизации сложно
организованных областей действительности,
обычно имеющих иерархическое строение
(органический мир, объекты географии, геологии,
языкознания, этнографии и т.д.).

Понятие “таксономия” было предложено
швейцарским ботаником О.Декандолем,
разрабатывавшим классификацию растений.

В рамках образовательной технологии Б.Блумом в
1956 г. была создана первая таксономия
педагогических целей. При этом Б.Блум и
Д.Кратволь разделили цели образования на три
области: когнитивную (требования к освоению
содержания предмета), психомоторную (развитие
двигательной, нервно-мышечной деятельности) и
аффективную (эмоционально-ценностная область,
отношение к изучаемому).

Первая таксономия

, охватывающая когнитивную
область, включает в себя шесть категорий целей с
внутренним более дробным делением их:

- знание (конкретного материала, терминологии,
фактов, определений, критериев и т.д.);

- понимание (объяснение, интерпретация,
экстраполяция);

- применение;

- анализ (взаимосвязей, принципов построения);

- синтез (разработка плана и возможной системы
действий, получение системы абстрактных
отношений);

- оценка (суждение на основе имеющихся данных,
суждение на основе внешних критериев).

Цель Содержание Задания
Знание Знать определение понятий:
раствор, насыщенный и ненасыщенный раствор,
массовая доля растворённого вещества, анализ,
синтез, растворимость.

Знать физические и
химические свойства воды, способы её очистки и
применение.

1) Раствор — это …система,
состоящая из молекул … и частиц … вещества,
между которыми происходят … и … взаимодействия.

2)
Массовая доля растворённого вещества — это
отношение массы … к массе … . Напишите формулу
для нахождения массовой доли растворённого
вещества.

3) С какими из перечисленных веществ
взаимодействует Н2О: Na, Au, CaO, H2, O2,
SO3. Напишите уравнения осуществимых
реакций.

4) Приведите примеры различных способов очистки
воды от примесей.

Понимание Понимать, что такое раствор,
растворитель, растворённое вещество.

Объяснять
чем «насыщенный» раствор отличается от
«концентрированного».



Объяснять как при помощи анализа и синтеза
можно доказать качественный и количественный
состав воды.

1) Чем раствор отличается от
суспензии и эмульсии?

2) При открывании бутылки с
кока-колой наблюдается бурное выделение газа.

Чем это можно объяснить?

3) В чём заключается очистка питьевой воды?

4) Полезно ли пить дистиллированную воду?

Применение Уметь приготовить раствор с
определённой массовой долей растворённого
вещества.

Уметь наблюдать и описывать
физические и химические свойства воды.

Исследовать свойства воды и делать выводы из
результатов проведённых химических
экспериментов.

Экономное и бережное отношение к использованию
пресной воды в быту.

1) Приготовьте 200 г 5%-го раствора
поваренной соли.

2) Какие примеси можно отделить
от воды с помощью:

а) фильтровальной бумаги;

б) делительной воронки;

в) дистиллятора.

3) Приведите примеры реакций разложения,
соединения и замещения с участием воды.

4) Как узнать, не пробуя на вкус, какой раствор
сахара более сладкий:

а) приготовленный из 250 г воды и 50 г сахара; или

б) приготовленный из 50 г воды и 10 г сахара.

Анализ Уметь сравнивать состав
основных и кислотных оксидов, выявлять общие и
существенные признаки сходства и различия,
классифицировать объекты на основании
существенных признаков.
При взаимодействии воды с
оксидами могут образовываться:

а) кислоты;

б) щёлочи.

Приведите примеры уравнений химических
реакций на каждый случай.

Какие оксиды участвуют в данных реакциях?

Синтез Уметь предлагать эксперимент,
позволяющий доказать качественный и
количественный состав воды и на основании
полученных данных вывести её химическую формулу.
Рассчитайте, в каких массовых
отношениях реагируют водород с кислородом при
получении 180 мл воды.
Оценка Понимать значение воды для жизни
на Земле, её использование в быту, в
промышленности, в сельском хозяйстве и т.д.

Понимание
необходимости сохранения чистой воды, охраны её
и рационального использования.

Население Земли составляет 7 млр.
человек. Рассчитайте сколько пресной воды люди
выпивают за год, если в сутки человек выпивает 1,5
л воды.



Следующий: