Такими были наши дали…

Тип урока:

творческая мастерская.

Цели урока:

  • Знать содержание повести Б.Васильева “Завтра
    была война”, проблемы, поставленные автором в
    произведении, знать историческую эпоху,
    изображенную на страницах повести.
  • Уметь самостоятельно ставить цели, задачи на
    различных этапах работы, обобщать, анализировать
    литературный текст, давать характеристику
    героям, их поступкам, уметь раскрыть истоки их
    мужества, героизма.
  • Развитие ассоциативного мышления, творческого
    воображения, чувства музыки, цветового
    восприятия. Приобщение к радости творчества,
    законам открытия нового, к самостоятельной
    творческой деятельности.
  • Воспитывать личность духовно-нравственную,
    социально-значимую.

Оформление:

доска задрапирована в красный
и темно-синий цвета, на доске белыми буквами
написана тема, эпиграф, на столе карточки с
заданиями для групп, тексты произведения, бумага,
цветные карандаши.

Эпиграф:

Мне стал понятен смысл
отцовских вех.
Отцы мои! Я следовал за вами,
С раскрытым сердцем, с лучшими словами….
Николай Майоров

Ход урока

1. Индуктор. Начало, мотивирующее творческую
деятельность.

Инсценировка песни Б.Окуджавы “До свидания,
мальчики!”

Прощальные слова Его и Ее перед расставанием.

Он:


Я ухожу, чтоб возвратиться…
Смотри, уже пылает небо.
Я ухожу, чтоб возвратиться,
Над нашим счастьем поднят меч.

Она

:

Я верю, встреча повторится.
С тобою буду, где б ты не был…
Я верю, встреча повторится,
Как тысячи счастливых встреч!

Учитель

: Это будет завтра. А сегодня… (Звучат
наизусть стихи Н.Отрады, отрывок из поэмы
А.Твардовского “По праву памяти”).

***

А школьный мир! Когда и что могло бы
Соединить пространные пути,
Где даже мир – не мир, а просто глобус,
Его рукой нельзя не обхватить.
Он яблоком созревшим на оконце
Казался мне на выпуклых боках –
Где Родина – там красный цвет от солнца,
А остальное – зелено пока.

***

Ты помнишь, ночью предосенней, –
Тому уже десятки лет, –
Курили мы с тобой на сене,
Презрев опасливый запрет.

И глаз до света не сомкнули,
Хоть запах сена был не тот,
Что в ночи душные июля
Заснуть подолгу не дает…

То вслух читая чьи – то строки,
То вдруг теряя связь речей,
Мы собирались в путь далекий
Из первой юности своей.

Мы не испытывали грусти,
Друзья – мыслитель и поэт,
Кидая наше захолустье
В обмен на целый белый свет.

Мы жили замыслом заветным,
Дорваться вдруг до всех наук –
Со всем запасом их несметным –
И уж не выпустить из рук.

Готовы были мы к походу.
Что проще может быть:
Не лгать.
Не трусить,
Верным быть народу.
Любить родную землю – мать,
Чтоб за нее в огонь и в воду.
А если –
То жизнь отдать.
Такими были наши дали…

Учитель:

Такими были дали предвоенных подростков. В этом
мы убедились, прочитав повесть Б.Васильева
“Завтра была война”. Мы продолжим разговор об
этом произведении и на сегодняшнем уроке,
попытаемся понять, откуда взялись эти мальчишки
и девчонки, изображенные на страницах повести?
Откуда они, эти максималисты, ушедшие на фронт со
школьной скамьи? Как выросли они такими? Что
помогло им вынести войну на своих плечах, стать
Героями Советского Союза, как Георгий Ландыс,
Жорка, Владимир Храмов, Вовик, самый тихий в
школе, но сложивший голову на Кубани, Артем
Шеффер, взорвавший себя, когда не было иного
выхода, Искра Полякова, Искорка, которую
гестаповцы повесили вместе с мамой как
подпольщицу?



В чем истоки их мужества, героизма?

- Истоки мужества. Как вы понимаете это
выражение?

(Мужество – храбрость, присутствие духа в
опасности. Источник – начало, первоисточник.)

- Обратимся к словарю (прочитать). Подберите
однокоренные слова, слова, близкие по значению,
ассоциативные слова.

Наша задача сегодня – поговорить об
эпохе, изображенной в произведении, нарисовать
портрет времени, обратить внимание на то, какие
испытания выпали на долю мальчишек и девчонок
перед войной, показать, какие характеры
формировались в то время, что влияло на
становление личности, т.е. выявить истоки
мужества.)

3. Работа в творческих группах.

Историки.

В ассоциативных словах передайте атмосферу
времени, изображенного на страницах повести.
Какие нравственные и психологические испытания
перенесли ребята накануне войны? Какие
противоречия времени изображены в повести?

Художники.

Нарисуйте портрет довоенного времени, образ
Родины в восприятии подростка той поры, ее
символы.

Нарисуйте общую мечту 9 “Б” класса, надежды,
устремления, мечты отдельных героев повести.

Психологи.

Опираясь на текст повести, расскажите о роли
семейного и школьного воспитания в формировании
личности подростков предвоенного времени.

Нарисуйте собирательный образ ровесника той
поры.

Музыканты.

Передайте в музыке атмосферу предвоенного
времени, а также характеры главных героев
произведения Искры, Артема, Вики.

Литераторы.

Расскажите о литературных увлечениях,
пристрастиях учащихся 9 “Б” класса. Какую
влияние оказывала литература на формирование
нравственного облика подростков.

Как изменились судьбы, взгляды ребят в военное
время? Напишите прощальное письмо с фронта от
имени одного их героев повести.

С какими самыми заветными словами обратились
бы ваши ровесники к вам, потомкам. Составьте
завет учащихся 9 “Б” класса своим потомкам.

Обсуждение творческих заданий групп.

5. Итоги, выводы.

Повесть – доказательство общности, духовного
родства бойцов революции, гражданской войны, т.е.
отцов, и будущих солдат великой Отечественной.

Если отец Зины Коваленко вышел из гражданской
весь в шрамах, то мать Искры без них, но со шрамами
на душе. Послевоенное существование таких
пламенных революционеров – это горькая
разочарованность от крушения идеалов, за которые
было пролито столько крови. Но для Искры она была
идеалом.

Да, у них, у отцов, учились подростки любви к
родине, патриотизму. Об этом свидетельствует
эпиграф:

Мне стал понятен смысл отцовских вех.
Отцы мои, я следовал за вами,
С раскрытым сердцем, с лучшими словами,
Глаза мои не обожгло слезами,
Глаза мои обращены на всех.




Следующий: