Такие разные эпохи. К литературным произведениям через художественные образы

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16,05 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: создать у школьников представление о
направлениях в литературе (и искусстве в целом).

Чтобы ребята наглядно представили, что такое
литературное направление, мы знакомим их с
произведениями живописи, скульптуры,
архитектуры, которые воплощают в себе черты того
или иного направления в искусстве. И только потом
ведем разговор о литературных произведениях.
Дело в том, что зрительные образы воспринимаются
легче, чем словесные, поэтому считаем
целесообразным идти к литературным
произведениям через художественные образы.

В презентации, прилагаемой к данному уроку,
есть “скрытые слайды”, которые содержат ответы
на вопросы, обсуждаемые в классе, поэтому данную
презентацию могут использовать дети, которые по
каким-то причинам не присутствовали на уроке, а
также она может применяться как учебное пособие
для дистанционного обучения (для
детей-инвалидов, например).

Литературные направления подробно изучаются в
9 классе. Данные материалы можно использовать
частично в 8 классе и на уроках повторения в 10
классе (в начале года).

Ход урока

Объявляем цель урока:

Мы должны выяснить, что такое литературное
направление, и познакомиться с основными
литературными направлениями.

Античность (слайды 2, 3).

Рассматриваем произведения античного
искусства и говорим о том, как изображались Боги
в античном искусстве. Почему они изображались
обнаженными или одетыми в легкие хитоны? Как
воспринимались Боги и люди в эллинскую эпоху?

Ответы учеников или комментарий учителя.

Боги в эпоху античности изображались в виде
обнаженных людей. Красота человеческого тела
воспевалась в скульптуре. Нагота не считалась
стыдной. Вспомните, в чем ходили древние греки и
римляне. Человек в эту эпоху находился в центре
мира, боги лишь отражали жизнь людей. Например, в
“Иллиаде” Гомера боги поругались между собой по
поводу того, кто победит в Троянской войне. В
“Прометее прикованном” Эсхила Зевс вообще не
появляется на сцене. Но нам ясно, что он труслив,
боится свержения с престола.

В античную эпоху существовал культ человека.


Боги изображались как люди, поэтому в античной
литературе (культуре) авторы произведений
проявляли интерес к личности во всех ее
проявлениях (внешность, мировоззрение, характер,
духовные качества). Однако древнегреческий театр
был условным, герои носили маски, некоторые
персонажи, особо значимые, вставали на ходули,
герои должны были иметь одну черту характера.
Однако у Эсхила мы можем наблюдать уже героев,
которые не соответствуют этим правилам,
например, Гефест сочувствует Прометею, но боится
Зевса, поэтому приковывает титана к скале.

Средневековье (слайды 5, 7, 8, 10).

В эпоху Средневековья мировоззрение людей
коренным образом меняется. Рассматривая иконы,
выясняем, что меняется в изображении людей.

Ответы учеников (или комментарии учителя).

Икона – это символическое изображение
человека. Фигуры плоские, художники не
заботились о похожести изображений на реальных
людей. Глаза несоразмерно большие, голова у
младенца несоразмерно маленькая. Огромную роль в
иконе играет цвет. Встречаются изображения трех
цветов. Если лицо богоматери написано песочными
красками, то, значит, художник хотел подчеркнуть
ее “земное” происхождение, если преобладает
голубой цвет – то божественную природу,
“небесную” сущность, а если зеленый – то автор
говорит о “дающей жизнь”. Сюжеты икон связаны со
священным писанием.

Рассматривая архитектурные памятники (костел
Святой Анны, внутреннее убранство католического
и православного храмов), выясняем, как меняется
отношение к человеку и Богу в эпоху
Средневековья.

Ответы учеников (или комментарии учителя).

В эпоху средневековья человек, входя в храм или
стоя возле него, интуитивно направлял взгляд
вверх. Таким образом, архитекторы заставляли
людей “оторваться” от земного и обратиться к
небесному. Именно поэтому храмы “стремятся
ввысь”. Архитекторы эпохи Средневековья
обязательно украшали “шпили”. Когда был создан
первый храм, сами строители ужаснулись “пикам”,
которые буквально “пронзали” небо. Чтобы
“сгладить” это впечатление, стали украшать
шпили готических соборов.

Мы можем сделать вывод, что в эпоху
Средневековья человека воспринимали как
“песчинку”, которая ничего не может и ничего не
значит в мировом процессе, всем правит Бог.

Культ бога – вот основа мировоззрения
средневекового человека.

Земная жизнь человека – это временное, самое
трудное испытание, после которого душа обретает
жизнь вечную, к которой и надо стремиться.
Духовная жизнь человека, а не плотская – вот что
будет интересовать средневекового писателя.

В эпоху Средневековья развивалась житийная
литература, так как именно в житиях святых
изображали идеальную жизнь людей. Известны также
воинские повести. Одна из них – “Слово о полку
Игореве”. “Житие Александра Невского” содержит
элементы воинской повести. В эпоху Средневековья
изображали только выдающуюся личность, духовная
сущность которой близка к Божественной. Обычный
же человек – грешник по натуре и должен быть
наказан. “Хождение богородицы по мукам” — яркий
тому пример.

Русское “Хождение…” по сюжету сближается с
“Адом” из “Божественной комедии” Данте
Алигьери. Однако Данте – последний поэт
Средневековья и первый поэт эпохи Возрождения.
Изображая грешников, Данте жалеет их, видит в них
прежде всего слабых людей, подверженных
страстям.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) (слайды 12,13,15).

Рассматривая картину Рафаэля “Сикстинская
мадонна”, сопоставляя ее с античной скульптурой
и иконой, выясняем, что возрождалось в эту эпоху.
Почему именно эта эпоха называется возрождением?

Ответы учеников (или комментарий учителя).

На картинах характерное для эпохи Возрождения
изображение людей и богов. Венера (греческая
Афродита) – прекрасная женщина, соблюдены
пропорции, переданы эмоции. Значит, вновь
воспевается красота человеческого тела, как и в
эпоху античности.

Христос, имея над головой нимб, изображен в виде
земного человека и находится в толпе, среди
разъяренных людей. Чувства толпы переданы ярко,
это не символические образы, это живые люди.
Художников интересует ЧЕЛОВЕК, его внутренний
мир, его страсти. Даже Мадонна у Рафаэля — просто
женщина, несущая свое дитя миру.

В эту эпоху возрождаются идеалы античности,
опять человек в центре внимания автора
произведения.

Пьесы У. Шекспира отражают в полной мере идеалы
эпохи Возрождения.

У. Шекспир большое внимание уделял изображению
внутреннего мира героев, Гамлет, например,
сомневался, мстить или не мстить дяде, размышлял,
что это изменит, думал, а вдруг не он убил отца…
Это “рефлексирующий герой”, именно такого
человека, размышляющего о смысле поступков и не
торопящегося действовать, мы сейчас назовем
Гамлетом. В трагедии “Ромео и Джульетта”
драматург показал огромную силу чувств героев.
Они не способны были здраво мыслить, к чему
призывал их брат Лоренцо. Это состояние, а также
стечение обстоятельств и вражда семейств
Монтекки и Капулетти приводят героев к гибели.
Людей, испытывающих сильную страсть, которая не
может контролироваться рассудком, мы сейчас
называем Ромео и Джульеттой.



Классицизм (слайды 17, 19, 21, 22,23).

Объясняем, что слово “классика” переводится
как “образец”. Рассматривая произведения
искусства, выясняем, что являлось образцом для их
авторов. Просим найти отличия в произведениях
Античности, Возрождения, Классицизма. Это
сделать сложно.

Ответы учеников или комментарий учителя.

По данным изображениям, действительно, сложно
отличить, к какому направлению принадлежит
творчество каждого автора. Классицизм сложился
как направление в Европе в 17 веке, в России – во
второй четверти 18 века. Произведения классицизма
должны отражать жизнь в идеальных образах,
тяготеющих ко всеобщей “норме”, образцу (люди
изображались не такими, какие они есть, а такими,
какими они должны быть).
Отсюда культ
античности. Произведения классической древности
были приняты за образцы совершенного,
гармоничного искусства.

Как же отличить произведения эпохи
классицизма? Если изображено действие, сделать
это будет трудно. Обратимся к другим
произведениям.

Рассмотрим парадные портреты. Ребята уже без
труда определят, что это произведения
Классицизма. Такое изображение Флоры – парадный
портрет. Богиня изображена в торжественной позе.
Причем она явно позирует художнику, обратим
внимание, как она “картинно” держит головку
цветка правой рукой, около ног богини — корзина
цветов, зачем-то собранных, а не растущих вокруг
нее. Перед нами не естественная жизнь, а момент
избранный, торжественный.

Рассматривая интерьер, костюм, архитектурные
произведения, гравюру, приходим к выводу, что
искусство Классицизма подчиняется определенным
“нормам”. Образы выглядят несколько
“искусственно”, нежизненно.

Обращаясь к литературным произведениям, мы
находим те же черты.

Эпоха классицизма – эпоха культа разума.

Чтобы воспитать человека разумным, авторы и
создавали художественные произведения. Они
заботились о том, чтобы произведения были
понятны каждому, именно поэтому в
произведении должна быть одна сюжетная линия,
герой должен обладать одной чертой характера
(“чистые характеры”, отсюда “говорящие”
фамилии), а “комедия” не должна “смешиваться” с
“трагедией” (“чистые жанры”).

В драматургии устанавливается правило “трех
единств”
: единство времени (одни сутки),
единство места (один дом или одна комната),
единство действия (одна сюжетная линия), что
также делает произведение понятным и
приближенным к реальной ситуации.

В эпоху классицизма развиваются жанры
комедии
(автор высмеивает какой-нибудь
недостаток человека), трагедии (автор
восхищается каким-то качеством человека,
показывает человека идеального). Также популярны
были жанры оды и басни.

Романтизм (слайды 25, 26).

Рассматривая картину Делакруа “свобода на
баррикадах Парижа”, приходим к мысли, что здесь
художник изобразил полную свободу от “норм
цивилизации”, художник изобразил романтический
порыв против социальных устоев, значит,
романтизм родился как отрицание общественных
устоев, а также как отрицание “правил”
построения литературного произведения. Однако
лучше сказать, что романтики предложили свои
художественные средства для изображения
окружающего мира и внутреннего мира человека.

Выясняем, как романтик относится к
действительности, вспоминая изученные ранее
литературные произведения. Романтик всегда не
доволен действительностью, поэтому он либо
борется с ней (как изображено на картине), либо
“бежит” от нее. Герои, вступающие в схватку с
миром (судьбой), обладают необыкновенными
чертами характера. Поэтому “формула
романтизма” – исключительный герой в
исключительных обстоятельствах.

Поскольку романтика действительность не
удовлетворяет, автора произведения интересует,
прежде всего, внутренний мир героя, его душа.
Соответственно в литературе развиваются
преимущественно лирические и лиро-эпические
жанры, а также жанр исторического романа.

Реализм (слайды 28, 29, 31, 32).

Рассматриваем изображение Богоматери М.В.
Нестерова и сопоставляем его с иконой и картиной
Рафаэля. Просим учеников найти разницу в
изображении героини. Выясняем, почему
произведение М.В. Нестерова нельзя отнести ни к
эпохе Средневековья, ни к эпохе Возрождения.

Ответы учеников или комментарий учителя.

Произведение М.В. Нестерова нельзя считать
иконой, так как художник создал портрет “живой”
женщины. Обратите внимание на тревожный взгляд
матери, чего нет и не может быть в иконописном
образе. Пропорции человеческого тела выдержаны
художником, а Иисус изображен явно не младенцем.

Картина М.В. Нестерова также отличается и от
произведения Рафаэля, где явно подчеркивается
связь с эпохой античности. Воспевается красота
человеческого тела, мы восхищаемся не только
лицом, но и фигурой мадонны. Рафаэль показал
мадонну, сходящую с небес, в окружении ангелов и в
обществе святого Сикста.

У М.В. Нестерова связь с античными традициями не
просматривается. Художник изобразил не
богоматерь
, а просто женщину.

Реализм предполагает изображение
действительности такой, какая она есть.

Далее просим учеников доказать, что картина В.
Сурикова – реалистическое произведение. Ребята
хорошо справляются с этим заданием.

О Реализме в литературе также говорить
нетрудно, так как ребята уже имеют достаточный
опыт чтения (“Капитанская дочка”, “Ревизор”,
если это 9 класс). Выясняем отношение реалиста к
действительности.

Ответы учеников или комментарий учителя.

Реалист, в отличие от романтика, не отвергает
действительность, он понимает, что от нее
“убежать нельзя”, поэтому предметом
изображения автора становится жизнь такая, какая
она есть. Его интересует социальная жизнь
человека и его духовный мир.

“Формула реализма” — типический герой в
типических обстоятельствах
. Перед нами
“живой” человек, вобравший черты многих людей
(“тип”).

Подробно воспроизвести жизнь человека, а
иногда и целого семейства (даже нескольких
поколений) можно только в романе (романе-эпопее),
поэтому этот жанр будет главенствующим в эпоху
реализма.

Подводим итоги.

Мы говорили с вами о том, как в разные эпохи
авторы художественных произведений
воспринимали действительность, что изображали в
своих произведениях, с какой точки зрения
оценивали человека и его роль в мире, то есть мы
говорили об их творческом методе.

Творческий метод – это основные
художественные принципы оценки, отбора и
воспроизведения действительности в
произведении.

Поскольку творческий метод существовал на
протяжении длительного времени, испытывая
известные видоизменения, внутри художественной
системы появлялись литературные направления
– конкретно-исторические проявления
творческого метода.

То, что выделено шрифтом, ученики
записывают в тетради и на следующий урок готовят
рассказ о литературных направлениях с
привлечением дополнительной литературы.




Следующий: