Тайны трав и цветов

Цель урока:

Получение учащимися
представления о лекарственных растениях, о
способах их применения в повседневной жизни для
сохранения и коррекции индивидуального
здоровья.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с некоторыми
    лекарственными растениями, способами
    использования их лечебных свойств в целях
    укрепления здоровья.
  • Развивать познавательные способности учащихся
    через использование PC.
  • Пробудить уважение и воспитывать бережное
    отношение к “зеленой аптеке”.

Оборудование:

Комнатные лекарственные
растения, PC: компьютерная презентация “Аптека на
подоконнике”, кроссворд, выполненный в
программе EXCEL.

План урока

Вступительное слово учителя о “зеленой
фабрике” природы, составление “Букета
здоровья”.

Путешествие с помощью использования техники
пальминга в лес.

Встреча со старушкой-знахаркой.

Индивидуальные сообщения учащихся о комнатных
лекарственных растениях, лечебные свойства
которых малоизвестны (перед выступлениями
предлагается угадать названия растений,
расшифровав ребус, по окончании выступлений
учащиеся раздают памятки о применении комнатных
растений, выполненные в WORD):

  • лимон — слайды 2,3
  • фикус — слайды 4,5
  • герань — слайды 6,7
  • традесканция — слайды 8,9
  • сансевиерия (тещин язык) — слайды 10,11

Разгадывание учащимися кроссворда на PC,
результатом выполнения данной задачи будет
слово, означающее науку о сохранении здоровья
(валеология).

Заключительное слово учителя (Приложение
3 слайд 12).

Мультимедийные материалы:

Компьютерная презентация по теме “Аптека на
подоконнике”, Компьютерный кроссворд
“Лекарственные растения”.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя о
“зеленой фабрике” природы

Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья!
Улыбнитесь, настройтесь на мажорный лад,
взгляните друг другу в глаза и пожелайте здравия!

Тема нашего урока “Тайны трав и цветов”.
Сегодня мы поговорим о тайнах природы, которые
помогают сохранять и укреплять здоровье.
Эпиграфом к уроку выбраны слова Роберта
Рождественского:

В степях родных, лесах,
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать.
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Ребята, а давайте подумаем и определим цель
нашего урока (дети высказывают свои
предположения). Молодцы! Обобщив ваши
предложения можно сделать вывод, что целью урока
является знакомство с тайнами использования
природных богатств для определения путей
сохранения здоровья.

Миром растений правит мудрая царица Флора.
Растения, дав ей клятву, верно служить людям, не
разу не нарушали ее. Поэтому и мы должны чутко
относиться к нежным и беззащитным созданиям.
Давайте поработаем парами. Перед вами лежит
цветок (шаблон вырезанный из картона), на нем
напишите самое главное, на ваш взгляд, правило
сбора лекарственных растений. (После выполнения
задания все цветочки-памятки с озвучиванием
написанного собираются на доске, образуя “Букет
здоровья”). Молодцы, посмотрите какой красивый
“Букет здоровья” нам удалось собрать, при этом
повторив правила сбора лекарственных растений,
которые, несомненно позволяют бережнее
относиться к природе.

2. Путешествие с помощью использования
техники пальминга в лес

Учитель:

Продолжим путешествие. А отправимся
мы в лес. Травы и деревья смогут рассказать нам
немало об обычаях тех, кто жил с природой одной
жизнью и умел брать от нее силу и здоровье.
Почувствовать красоту леса нам поможет пальминг.
Разогрейте ладони рук, потрите их друг о друга, до
тех пор, пока не почувствуете тепло. Техника
пальминга проста: закрытые глаза прикрываем
ладонями рук следующим образом. Сложите ладони
рук в форме чашечек и положите одну ладонь руки
на другую крест–на–крест таким образом, чтобы
основания мизинцев обеих рук лежали одно под
другим. Держа руки в таком положении, поднимите
их и мягко опустите вниз по лицу на переносицу.
Точка пересечения оснований мизинцев при этом
должна лечь на то место на переносице, которое
обычно занимает дужка очков. Чтобы избежать
малейшего давления на глазные яблоки, нижняя
часть ладоней должна лежать на скуле, а
перекрещенные пальцы на лбу, так, чтобы
препятствовать попаданию света в глаза.
Отсутствие света, покой и тепло рук успокаивают и
освежают глаза. Глаза закрыли, убедившись, что
свет не попадает под ладони. Начинаем наше
путешествие (звучит релаксационная музыка и
звуки природы), представьте, что:

“Вы находитесь на берегу реки в лесу. Журчит
вода, поют птицы, шумит листва деревьев. Вы
спокойны и смотрите в голубое небо. Там плывут
облака. Над вами качаются верхушки деревьев. Вы
слушаете успокаивающий шум леса. Видите перед
собой прекрасную зелень, кругом шумят вековые
деревья. Взметнулись к солнцу вверх цветы и
травы. Прислушайтесь, слышите шаги? Это с
корзинкой идет, бредет по лесу
старушка-знахарка”.



Откройте глаза (дети видят перед собой женщину
одетую в русский сарафан с корзиной в руке).

3. Встреча со старушкой-знахаркой

Знахарка:


Здравствуйте!
Здоровья вам, народ честной, да силы!
А я вот по лесу дремучему ходила,
А я вот по лугу зеленому бродила…
Присяду на стульчик отдохну!

Учитель:

Здравствуй! А что это, бабуля, у тебя
в корзине?

Знахарка:

У бабушки Алены корзина полна
пахучею травою! Чтоб снадобья сготовить от
болезней и от хворей.

Учитель:

Ой, бабушка, какие же это травы?

Знахарка:

Какие травы – сами угадайте, чай
каждый день их топчете и мнете! Да только знаете
ли вы ребятки, какой недуг лечить какой травою?
Хочу проверить, уж не обессудьте! Про всякую
травку есть своя загадка. Хотите, отгадать? Тогда
слушайте.

Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем полезны для еды. (шиповник)

Каждый лист мой
Любит тропки
У обочины дорог
Но однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (подорожник)

Растет она вокруг
И враг она и друг,
Как копья, волоски
Покрыты все листки.
Обломишь волосок —
Прольется едкий сок
На кожу — и смотри:
Уже и волдыри!
Но если дружишь с ней —
И кожа здоровей,
И волосы густы,
Красивы и чисты.
В ней витаминов клад,
Весной ее едят. (крапива)

Большая, сильная, могучая трава,
“Медведь-травой” она порой зовется,
Еще порой зовется “ишимбарой” —
Все потому, что прогоняет бесов.
Растет на пустырях, в местах забытых.
И корни, говорят, вкусней моркови,
У той травы съедобны даже листья,
Но лишь весной…
И боль в суставах лечат,
От ста болезней тело исцеляют. (лопух)

Знахарка:

Ой, какие же вы, ребята, молодцы!
Пуста моя корзинка, все травы вы смогли отгадать!
Ну что ж я оставлю их вам, а сама пойду в лес и
наберу себе еще, ведь я то лучше знаю, где они
растут.

Учитель:

Спасибо бабушка Алена! Твоя травка
непременно сможет помочь ребятам сохранить и
укрепить здоровье. До свидания, будем тебя ждать,
приходи к нам еще.

4. Индивидуальные сообщения учащихся о
комнатных лекарственных растениях

Учитель: Известно ли вам, ребята, что самые
обычные комнатные растения, украшающие ваши
подоконники, кроме красоты и уюта могут подарить
еще и здоровье? Комнатные растения могут стать
“скорой помощью”, когда под рукой нет лекарств,
или средством, дополняющим основное лечение.

Сегодня мы с вами лишь приоткроем дверь в
удивительный мир лекарей от природы.

Давайте вспомним все вместе, к помощи каких
комнатных растений вы иногда прибегаете? (ответы
участников урока)

А теперь предлагаю вам познакомиться еще с
несколькими комнатными растениями, лечебные
свойства которых знают не все (Приложение
3 слайд 1). Начнем наш рассказ с растения,
название которого зашифровано в первом ребусе (Приложение 3 слайд 2). Найдите у себя на
парте данный ребус, и попробуйте его
расшифровать, кто первым справится с заданием,
объяснит способ разгадки всему классу. Молодцы!
Внимание, посмотрите внимательно на те растения,
которые сегодня пришли к нам в гости и найдите
данное растение среди них. С лечебными
свойствами данного растения нас познакомит одна
из учащихся вашего класса, которая выполнила
творческое домашнее задание по данной теме
(аналогично проходит знакомство с фикусом,
традесканцией, лимоном, геранью, сансевиерией).

Я думаю, что вы, прослушав выступления ребят,
узнали что-то новое для себя. А для того, чтобы
ваши знания не забылись, вам предлагаются
памятки с описанием лекарственных свойств
данных растений (Приложение 1).

5. Разгадывание учащимися кроссворда
на PC

Учитель: В конце нашего урока предлагаю вам
разгадать кроссворд (Приложение 2), каждое слово
которого зашифровано в ребусах, правильно
заполнив прочитаете ключевое слово нашего урока.

6. Заключительное слово учителя

Молодцы! Ключевым словом является слово — валеология,
ведь это слово означает науку о сохранении
здоровья! Народная мудрость гласит (Приложение
3, слайд 12): “Здоровый нищий, богаче больного
короля”.
Я хотела бы, чтобы свое здоровье вы,
ребята, берегли смолоду, смогли воспользоваться
услышанными на нашем уроке рецептами
оздоровления, поделиться своими знаниями с
родными и знакомыми.

Литература

  1. Довженко В.П., Довженко А.В. Мир целебных
    растений. — Мн.: Беларусь, 2000
  2. Приложение к газете “Власть труда”, “Регион”
    от 30 апреля, 7 мая, 25 июня 2004г., 2 февраля 2006г.
  3. Самоучитель: Как улучшить свое зрение /Авт. —
    сост. А.Е. Польской. — Мн.: Современный литератор,
    2002.
  4. Филлипова И.А. Комнатные растения — лекари от
    природы, — СПб.: ИД “ВЕСЬ”, 2001.



Следующий: