Тайны созданных созданий определение признаков символизма на примере анализа стихотворений В. Я. Брюсова

Цели урока:

  • познакомить
    учащихся с основными признаками символизма на примере анализа
    стихотворений В. Я. Брюсова; познать тайны созданных созданий; заложить
    основу для дальнейшего знакомства с персоналиями, индивидуальными
    поэтическими стилями символистов;
  • развивать навыки анализа
    поэтического произведения, умение находить средства художественной
    выразительности, определять их роль в стихотворениях.

Формы: эвристическая беседа с элементами лекции, анализ поэтических произведений В. Я. Брюсова.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Вступительное слово учителя

Наш урок мне хочется начать со следующих строк:

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине…
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.

Кто
мог написать эти строки? «Безумец, место которому только в
психиатрической больнице», — это было мнение многих современников
автора этих строк. А написал это стихотворение Валерий Яковлевич Брюсов
– один из самых ярких представителей Серебряного века.

Думаю, вы
согласитесь, в стихотворении все необычно, не укладывается в привычные
рамки. «Фиолетовые руки», которые «чертят звуки», «месяц
обнаженный», «звуки ластятся»… Бред, абсурд!!!

Или что?

Но, взглянув на картины Марка Шагала (Приложение, слайд № 2), кубические лица Пикассо (Приложение, слайд № 3), или неопределенные фигуры Врубеля (Приложение,
слайд № 4), — увидим, что само искусство было таким – абсурдным,
бредовым, но не лишенным смысла. Это эпоха рубежа веков требовала новых
форм в искусстве. И в литературе В. Я. Брюсов находит свой путь –
СИМВОЛИЗМ.

Кто же такой Валерий Брюсов? (Приложение,
слайд № 5), Первый русский символист, личность просто уникальная. «Мне
не хватит десятков жизней, чтобы выразить все, что в душе моей», -
писал поэт. Человек энциклопедически образованный, умевший с трех лет
читать, в 11 лет, обладая редкой памятью, мог почти дословно
пересказать не только любимые произведения Эдгара По, Жюля Верна, но
философские размышления Дарвина, Лапласа, Канта. С 1921 года — он
во главе по его инициативе созданного Высшего
литературно-художественного института, где преподает историю греческой,
римской, русской литературы, грамматику индоевропейских языков и …
историю математики. Масштабы его интеллектуальной деятельности
исполинские. Жажда творчества неутомима.

В 1894-1895
гг. Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты», в
которые включает собственные переводы французских символистов, свои
стихи и стихи начинающих поэтов. Именно с этого времени он заявил о
себе не только как о поэте – символисте, но и как об
организаторе-пропагандисте этого движения.

Итак, цель нашего
урока – анализируя поэтические произведения В. Я. Брюсова,
определить основные черты такого литературного метода как символизм.

III. Анализ признаков символизма

1) Обратимся вновь к ранее прочитанному стихотворению (название стихотворения учащимся не объявляется)

Задание: напишите комментарий к данному произведению, постарайтесь понять, что пытается донести до читателя автор.

Стихотворение
возмутило читателей того времени кажущейся бессмысленностью. Философ и
поэт Вл. Соловьев написал пародию, где высмеивал «двойную луну».
Публиковались толковые комментарии к этому стихотворению: «Тени
домашних пальм-латаний (заготовки для лаптей) отражается в блестящих,
как эмаль, кафелях печи, за большим фонарем напротив окна, напоминающим
лазоревую луну, видно небо, где восходит уже настоящий месяц».

Все,
казалось бы, понятно, но поэт дает особое название стихотворению –
«Творчество». Значит, автор показал процесс творчества, раскрыл тайну
«созданных созданий».

Задание: выпишите слова, словосочетания, обозначающие путь создания творения.

«Несозданные создания»
«Колыхаются во сне»
«Чертят во сне»
«Звонко-звучно»
«Вырастают словно блестки»
«Звуки ластятся»
«Звуки реют»
«Созданные создания»

Задание: напишите вновь небольшой комментарий с учетом проведенного совместно с учителем анализа.

(Примерный
комментарий: «В полутемной комнате все преображается в ожидании
вдохновения. Творцу-поэту за обычным окружающим миром видится иной,
слышится звучание будущих стихов, смутно наплывают образы, делая мир
странным, совсем не похожим на привычный»).

«Создания
искусства, — писал Брюсов, — это приотворенные двери в Вечность». Мы
подошли к одному из основных признаков символизма – двоемирие. Мир -
реальный, земной, и мир — инобытия, высший, совершенный.
Поэтическое творение – это едва уловимое, навеянное иным, другим миром
поэту.

2) Определив идейный замысел стихотворения, обратимся
изобразительно-выразительным средствам, с помощью которых автор создает
художественные образы.

(Примерный анализ: несозданных созданий – оксюморон;

колыхается во сне, с лаской ластятся, звуки реют – олицетворение;

словно лопасти латаний – сравнение; фиолетовые руки, месяц обнаженный, прозрачные киоски, трепещет тень латаний – метафора;

в звонко-звучной тишине, лазоревой луне – эпитет).

Поэт-теург
сквозь мозаику символов: ярких метафор, необычных сравнений, эпитетов,
оксюморонов — проводит нас в мир ирреальный, в мир вечный, совершенный.
В поэзии символисты укореняли не всем доступный, достаточно элитарный,
по выражению Иннокентия Анненского, «беглый язык намеков и недосказов».
В поэзии символистов появляются целые гнезда слов-символов,
слов-сигналов, которым придается особый мистический смысл.

Второй признак: Необычное содержание облекается в необычную форму.

3) Вопрос: Понятен ли был смысл стихотворения в начале урока? Что позволило нам пронять глубину содержания стихотворения? (анализ с разных сторон)

Третий признак: Расчет на элитарного (подготовленного) читателя.

4) Но не только необычное настроение, необычные символистические формы привлекали внимание Брюсова к символизму.

Задание: Определите основную мысль стихотворения «Юному поэту», проанализировав «заветы» автора:

«Не живи настоящим, только грядущее – область поэта»;
«Никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно»;
«Поклоняйся искусству».

Первый завет подтверждает мысль о двоемирии.

Второй
показывает следование традициям поэзии 19 века: определение особой роли
личности поэта, ее яркости, первостепенности. «В поэзии, в искусстве на
первом месте сама личность художника, всякое общение с душою художника
есть наслаждение», — напишет В. Я. Брюсов.

И третий показывает,
что у символистов была велика вера в искусство, в его верховную роль,
преображающее земное бытие. Они ставили искусство выше жизни. И именно
Брюсову принадлежат слова: «Искусство, может быть, величайшая сила,
которой владеет человечество».

IV. Вывод. Подводя итог, признаки символизма можно оформить следующей логической схеме

(Приложение, слайд № 6):

V. Итоги урока.

Д/з:
сравнить стихотворения В. Брюсова «Кинжал» (1903 г.) и К.
Бальмонта «Фантазия» (1894 г.), определить особенности поэтического
мастерства поэта.

Следующий: