Тайны поэтической звукописи. 8-й класс


Цели урока:

обучающая цель:

ученик должен научиться
видеть смыслоразличительную функцию звука как
один из художественных приёмов в поэтическом
тексте;

развивающая цель:

  • развивать умение анализировать поэтический
    текст;
  • сравнивать тексты и делать выводы о
    смыслоразличительной функции звука в
    поэтических текстах разных авторов; работать над
    развитием речи учащихся;

воспитательная цель:

  • осознание определённой сферы своих интересов и
    возможностей;
  • владение умениями совместной деятельности;
  • восприятие художественного текста как
    произведения искусства.

Единица содержания: понятие о звуке как
смыслоразличительной единице языка и как одном
из художественных приёмов в создании
поэтического текста

Тип урока: урок комплексного применения
знаний.

Этапы урока: подготовительный, применение
знаний, итог на рефлексивной основе.

1. Оргмомент

Приветствие.

Начнём урок литературы. Для меня урок
литературы – это… А впрочем, гораздо интереснее
узнать, что такое урок литературы для вас.

Закончите предложение:

Для меня урок литературы –
это______________________________________


2. Подготовительный

Литература – это всегда творчество, встреча с
прекрасным, с произведениями искусства, которые
создаются по определённым законам. Сегодня
откроем одну из тайн создания поэтического
текста.

Послушайте стихотворение средневекового
поэта.



О возлюбленной моей
День и ночь мечтаю,-
Всем красавицам её
Я предпочитаю.
Лишь о ней одной пишу,
Лишь о ней читаю.

Никогда рассудок мой
С ней не расстаётся;
Окрылённый ею дух
К небесам взовьется.

1. О какой возлюбленной пишет безымянный поэт
в своём стихотворении?




Филологией моя
Милая зовётся.

Я взираю на неё
Восхищённым взором.
Грамматическим мы с ней
Заняты разбором.
И меж нами никогда
Места нет раздорам.

Смог я мудрости веков
С нею причаститься.
Дорога мне у неё каждая вещица:
Суффикс, префикс ли, падеж,
Флексия, частица.

Молвит юноша: “Люблю!” -
Полон умиленья.
А для нас “любить” глагол
Первого спряженья.
Ну, а эти “Я” и “ТЫ” -
Два местоименья.

Можно песни сочинять
О Прекрасной Даме,
Можно прозой говорить
Или же стихами,
И при этом надо быть
В дружбе с падежами!

2. Что такое филология? (Совокупность
наук, изучающих культуру народа, выраженную в
языке и литературном творчестве)

3. Какие возможности для себя находит в
филологии поэт?

Тема урока.

  1. О тайнах поэтической звукописи.
  2. Поговорим о звуках.

А О Ы У И А

Красный

Чёрный

Синий

Жёлтый

Зелёный

Белый

4. В какие из цветов окрашен каждый звук?

5. Каким звуком и цветом вы воспринимаете
меня?


2. Основной этап

Впервые о взаимосвязи смыслового единства
речевого звука и цвета написал французский поэт
Артур Рембо. Вот его стихотворение.
Приготовьтесь прочитать вслух.

“А” черный, белый “Е”, “И” красный, “У”
зеленый,
“О” голубой — цвета причудливой загадки:
“А” — черный полог мух, которым в полдень сладки

Миазмы трупные и воздух воспаленный.

Заливы млечной мглы, “Е” — белые палатки,
Льды, белые цари, сад, небом окропленный;
“И” — пламень пурпура, вкус яростно соленый —
Вкус крови на губах, как после жаркой схватки.

“У” — трепетная гладь, божественное море,
Покой бескрайних нив, покой в усталом взоре
Алхимика, чей лоб морщины бороздят;

“О” — резкий горний горн, сигнал миров
нетленных,
Молчанье ангелов, безмолвие вселенных:
“О” — лучезарнейшей Омеги вечный взгляд!

6. Какова поэтическая концепция Рембо?

7. Почему ваше представление не совпало с
мнением Рембо?



8. О чём свидетельствуют разные
ассоциации между звуком и цветом?

  • связь “звук-цвет” — сугубо индивидуальный
    феномен;
  • звук-гармония стиха, передаёт душевные
    потрясения.

Звуко-цветовую связь использовали русские
поэты серебряного века. Так поэт Андрей Кручёных
писал: “Прекрасен цветок лилия! Но слово,
затрёпаное тысячами поэтов, ужасает. Я исправлю
эту ошибку, я напишу__________________

9. Что написал А.Кручёных?

И первоначальная красота восстановилась!

Перед вами стихотворение Велимира
Хлебникова, поэта серебряного века. Человека
творческого и талантливого, самобытного и
неповторимого. А как же иначе, если литература –
это способ самовыражения.

Велимир Хлебников — стихи


Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй — пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.


Работа в группах

Группа 1.

- Прочитайте стихотворение выразительно.
(Попробуйте почитать все!)

- Озаглавьте стихотворение. (Объясните смысл
названия)

- Видите ли связь со стихотворением Рембо?

- Докажите, что у Хлебникова звуки несут в себе
цветовой смысл.

- Нарисуйте то, о чём идёт речь в стихотворении.
Используйте цвета, объясните выбор цветовой
гаммы.

- Согласитесь ли вы с мнением поэта Валерия
Брюсова, что стихи Хлебникова “бессмысленное
сочетание звуков”?

Группа 2.

- Прочитайте стихотворение выразительно.
(Попробуйте почитать все!)

- Озаглавьте стихотворение. (Объясните смысл
названия)

- Видите ли связь со стихотворением Рембо?

- Какова роль согласных в стихотворении?

- Нарисуйте то, о чём идёт речь в стихотворении.
Используйте цвета, объясните выбор цветовой
гаммы.

- Обоснуйте выбор названия, что изобразили,
объясните выбор цветовой гаммы.

- Согласны ли вы с мнением поэта Дмитрия
Кедрина, что Хлебников видел звуки окрашенными?

Стихотворение В. Хлебникова “Лицо” (1911) или
“Бобэоби” (‹1908—1909›(?)) своим появлением
засвидетельствовало существенный разрыв в
русской поэтической традиции. Ведущий арбитр и
активный участник литературного процесса этого
времени В. Я. Брюсов оценил это как
“бессмысленные сочетания звуков”, что
подтвердило трудность интерпретации этого
стихотворения и продолжения «диалога
текстов» в возникшей ситуации 2.

Однако при первом же взгляде на это
стихотворение можно узнать «лицо»: “губы”,
“взоры”, “брови”, “облик” — почти
стандартные, «общие места» представления
«лица». Особенностью этих «черт лица»
является здесь прежде всего то, что все они имеют
один и тот же предикат — все они “пелись”.
Обращает на себя внимание форма залога этого
глагола: это может быть активно-возвратное
действие («губы» как субъект «пели
себе») и пассивное («губы» как объект
«пелись = воспевались кем-то» —
неопределенно-личным субъектом). Стоит отметить,
что эта ситуация — быть субъектом или объектом —
для «лица» здесь в целом остается
амбивалентной, переходя из ситуации
«или-или» в ситуацию «и-и».

Картина Малевича.

10. Как вы думаете, как назвал свой приём
Хлебников? (Звукопись)

11. Аллитерация – повтор согласных.
(Ассонанс – повтор гласных)


3. Итоги урока. Рефлексия

13. Сегодня я понял _________________

Презентация




Следующий: