Тайна поэтического творчества А. С. Пушкина. Урок литературы в 9-м классе

Цели урока:

– показать сложность художественного мира
поэта;
– развивать навыки анализа поэтического
произведения;
– развивать эстетический вкус.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

Поэт и его призвание – сокровенная тема
пушкинского творчества, поскольку для Пушкина не
было ничего выше Поэзии, Художества, разве что
Любовь. Поэзия А.С. Пушкина, личность и судьба его
– прояснение тайны поэтического гения.
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь.
Гармония, красота – «мера всех вещей»,
единственное, что может спасти человечество и
человека. Но как рождается «союз волшебных
звуков, чувств и дум», да и сам Поэт.
О рождении поэта, о великом его предназначении,
тайнах творчества русский гений говорил в своих
стихотворениях. Обратимся к одному из них.

Стихотворение «Поэт» («Пока не требует
поэта»)

II. Чтение и обсуждение стихотворений

– Как построил поэт строки? Почему?
– Как скажется различие 2-х частей, их контраст
при чтении?
– Сравним лексику каждой части. Лексика 1-й части
обыденная («суетный свет», «погружен»), в то время
как 2-й – торжественная, мифологическая
(«божественный глагол»).
– А каковы образы 2-й части? («Божественный
глагол», «чуткий слух», «душа поэта»,
«пробудившийся орел» – возвышенные,
поэтические.)

– Что соединяет части? (Союз НО – любимый
пушкинский союз. Вспомним строки: «Но человека
человек послал к анчару властным взглядом»; «Но
грустно думать, что напрасно была нам молодость
дана»)

– Какова роль союза но? (Он не только
противопоставляет части, соединяет воедино
контрастные ипостаси духовного бытия поэта:
обыденного и « божественного», с ним меняется
Поэт).

– Как меняется герой? (Готов принести
«священную жертву»)
.
– Какую тайну поэтического творчества
приоткрыли эти строки? (Творчество –
«священная жертва»).

– Как заканчивается стихотворение и о чем это
может говорить? (Отточие. Стихотворение
кажется незавершенным.)

– Итак, сделаем вывод, в чем же тайна
поэтического творчества? (Истинный поэт не
может не творить, «лишь божественный глагол до
слуха чуткого коснётся», Поэт приносит
«священную жертву» на алтарь поэзии.)

(Запись в тетради: творчество – «священная
жертва»)
– Какова эта жертва? А. С. Пушкин не мог не сказать
об этом. Обратимся к стихотворению «Пророк».
Чтение стихотворения учителем.
– Какое стихотворение драматичнее? Почему?

III. Слово учителя

– Стихотворение было написано в пору духовного
кризиса, вызванного известием о казни
декабристов, о трагической участи друзей. В этом
стихотворении Пушкин наиболее полно выразил
свои взгляды на обязанности поэта, назначение
поэзии.
– Что Пушкин положил в основу своего
стихотворения? (В основе стихотворения
библейская история из «Книги пророка Исайи»).

– Учитель зачитывает фрагмент.
– Как происходит преображение Исайи в пророка?
– Другой библейский пророк – Моисей. Чтение
отрывка из Библии « Наречение Моисея пророком»
– Как Моисей становится пророком? (Словом Бога)
– Какой образ особенно запоминается? (Образ
пылающего, но не сгорающего тернового куста)

– Что происходит в пушкинском пророке? Одинаков
ли процесс становления? Как движутся картины? В
чем тайна художественной силы этого
стихотворения? Попробуем разобраться. Зачитаем
1-4 строки стихотворения и подумаем, что означают
слова «духовная жажда»? (Метафоричное
выражение, означающее поиск истины, но эти слова
могут употребляться и прямом значении – пустыня
есть пустыня, влачиться – тащиться.)

– Что же происходит? (Две сферы поэтических
представлений – общая и частная – накладываются
друг на друга, и создаётся поэтический образ с
прямым и переносным значением).

– Какой образ также двойственен? (Перепутье –
выбор пути и перекрёсток дороги)

– Когда появляется Серафим? Как происходит
преображение?
– Удивительно, Пушкин вместо привычного образа
орёл употребляет слово орлица, почему? (Испуганные
глаза – внешний, зрительный образ. Это глаза
полные страха от внезапно совершившегося
изменения, и орёл – символ бесстрашия, гордости,
силы, был бы здесь сниженным образом.)

– Что даёт преображение герою? (Дар видеть,
слышать, он становится мудрым)

– Но этого мало. Нужно что-то ещё. И тогда он
превращает мудреца в пророка. Приобретение этого
дара наиболее мучительно, появляется тема
страдания. Зачитаем строки.
– Прикосновения Серафима ужесточаются по
принципу градации: 1 – лёгкое, 2 – ощутимое, 3 –
мучительное. Это апогей мучений пророка.
– На каких образах раскрывается тема страдания? («кровавая
десница», «замёрзшие уста», «трепетное сердце»,
«вырвал грешный мой язык»…)

– Результат преображения? («… как труп в
пустыне я лежал»).

– Кто может воскресить пророка? Понаблюдаем, до
этого момента Пушкин ни разу не произносит слово
« пророк», повествование идет от лица героя,
который не знает, каким будет итог преображения.
Это слово произносит Бог. Теперь тот, кто принёс
жертву, совершил свой мученический путь, стал
мудрым, всевидящим, всеслышащим, достоин
называться пророком, нести людям волю Божества.
Герой встаёт обновлённым, приобретает 3 дар – «
глаголом жечь сердца людей». Теперь он
провозвестник высших истин и справедливости. В
этом назначение поэта. Значит, «духовная жажда»
– необходимое условие поэтического творчества
(запишем в тетрадь).
– О чём конкретно говорит пророк? (Мы так и не
узнаем, стихотворение обрывается , в этом
смелость и оригинальность авторского замысла.
Стихотворение о пророке обрывается в тот момент,
когда герой его становится пророком. Но главное
поэт сказал. Истинное творчество – дар, порой
мучительный, обладающий этим даром не может не
творить, потому что выполняет волю Бога.

IV. Домашнее задание

Сочинение-размышление (небольшое по объёму) «В
чём тайна поэтического творчества». Дети могут
использовать в работе не только материал урока,
но и личный опыт, другие источники.

Следующий: