Таганрог — город А. П. Чехова

Цель урока: познакомить с жизнью и
деятельностью А.П.Чехова в Таганроге;
воспитывать любовь к писателю-земляку, чувство
национальной гордости.

Оборудование урока: компьютер, экран,
портрет А.П.Чехова, презентация.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

На осенних каникулах некоторые ребята из
нашего класса были на экскурсии в городе
Таганроге – родине А.П.Чехова. Сегодня мы
познакомимся с жизнью и деятельностью великого
писателя в этом городе, а помогут нам в этом
ребята, побывавшие на его родине. Они будут
нашими экскурсоводами.

Презентация. Слайд 1.
Современный вид города Таганрога.

II. Лекция-рассказ

Задание: составить план лекции.

Экскурсовод 1: На каникулах нам выпала
удивительная возможность побывать на родине
великого русского писателя А.П.Чехова, в городе
Таганроге. Здесь есть свой комплекс музеев, в
состав которого входят Дом и Лавка Чеховых,
которые мы посетили.

Презентация. Слайд 2.
Родители А.П.Чехова.

Презентация. Слайд 3.
Мемориальный музей «Домик Чехова».

Именно в этом доме 17(29) января 1860 года у Павла
Егоровича и Евгении Яковлевны Чеховых родился
сын Антон. Дом небольшой, всего 35 квадратных
метров, но, несмотря на это, в нём имелось четыре
комнаты.

Презентация. Слайд 4.
Гостиная.

Первая комната – гостиная. Это самая большая
комната в доме, площадь её – 9,5 квадратных метров.
Обстановка воссоздаёт быт небогатой купеческой
семьи конца 50-х – начала 60-х годов XIX века. Комната
служила Чеховым одновременно гостиной, столовой
и рабочим кабинетом отца. По утрам здесь
молились, в дни религиозных праздников проводили
домашние богослужения. За столом семья
собиралась во время завтраков, обедов и ужинов.
Здесь же принимали гостей. На столе – посуда,
принадлежавшая Чеховым. Кружка и графин в горке
– личные вещи Антона Павловича. Всё в этом доме
строго и чинно. По вечерам глава семьи Павел
Егорович Чехов собирал в этой комнате своих
домочадцев и прочитывал главу из книги Житий
святых «Четьи Минеи». На стене висят старинные
часы, которые до сих пор отсчитывают время.

Презентация. Слайд 5.
Спальня родителей А.П.Чехова.

Экскурсовод 2: Следующая, самая
маленькая по площади комната, спальня родителей.
Здесь появился на свет будущий великий писатель.
Обстановка небогатая: кровать, комод и печь.
Раньше здесь же была и люлька маленького Антоши,
поскольку это было самое тёплое место в доме. На
стенах висят фотографии родителей, крёстного
отца и Успенского собора, в котором через 10 дней
после рождения крестили Антона Павловича. На
комоде под стеклом лежит письмо деда Егора
Михайловича с поздравлениями родителей по
случаю рождения их третьего сына Антона, а над
комодом висит картина «Кающаяся Мария
Магдалина». На ней изображена святая, которая
особо почиталась Павлом Егоровичем.

Презентация. Слайд 6.
Детская.

Дальше мы попадаем в скромную, уютную детскую. К
моменту рождения Антона в ней подрастали два
старших брата – Александр и Николай. Мальчики
спали на одной кровати. Рядом с кроватью
находится круглый стол, на котором стоит
подсвечник с резервуаром для воды. Также в
комнате находится сундук – непременный предмет
в обиходе всех семей того времени. На стене висит
лубочная литография с изображением
бомбардировки Таганрога англо-французской
эскадрой. В эту комнату к детям приходила их няня
Агафья Александровна Кумская. Именно по
воспоминаниям о ней А.П.Чехов напишет рассказ
«Счастье».

Презентация. Слайд 7.
Кухня.

Вот мы в последней комнате. Это кухня. Здесь
много времени проводила Евгения Яковлевна
Чехова, молодая, но уже опытная хозяйка. В кухне
сохранились полурусская полуукраинская печь,
служащая для обогрева и приготовления пищи, и
глинобитный пол. На полках среди русской
деревянной посуды находилась латунная и медная
посуда восточного происхождения. На полочке для
полотенца лежит деревянная резная формочка для
приготовления сырной или творожной пасхи –
личная вещь матери писателя.

Учитель: Этот дом не видел Чехова ни
писателем, ни учеником гимназии, зато он видел
его первые шаги, слышал его первые слова и
детский заразительный смех.
Путешествие по Таганрогу продолжается.

Презентация. Слайд 8.
Музей «Лавка Чеховых». Вид снаружи.

Экскурсовод 1: В этом доме А.П.Чехов со
своей семьёй прожил пять лет. Это двухэтажное
здание, на первом этаже которого и располагалась
сама лавка, то есть небольшой магазинчик. В нём
продавалось всё: от превосходных французских
духов до сахара и муки. Отец Чехова был очень
занят, поэтому Антону приходилось заменять его в
лавке. Можно сказать, что всё своё свободное
время Чехов проводил в лавке. Иногда ему даже
приходилось делать уроки за прилавком. Это
сказалось на его учёбе: он дважды оставался на
второй год.

Презентация. Слайды 9,
10. В лавке.

Учитель: Многие свои сатирические
рассказы Чехов не просто придумывал, он брал их
из своей жизни. События, которые происходили в
лавке, он описал в рассказах «Ванька», «Спать
хочется», в повести «Три года».



Экскурсовод 1: Также на первом этаже
располагалась столовая. Здесь отец Чехова любил
собираться со своими друзьями и петь церковные
песни. Очень часто к этому делу он привлекал
сыновей.

Экскурсовод 2: На втором этаже – жилые
комнаты Чеховых. Их шесть, расположенных по
кругу.

Презентация. Слайд 11.

Самая первая и самая большая комната – это
гостиная. Антон очень часто любил ходить в театр,
поэтому в этой комнате он часто разыгрывал для
гостей различные представления.

Презентация. Слайд 12.

Следующая комната – это спальня родителей. Она
была обставлена скромно, без всяких излишеств.
Здесь же находится швейная машинка. Кстати
сказать, Антон Павлович овладел и мастерством
шить.

Презентация. Слайд 13.

Далее следовала детская. В ней возле окна
располагался стол, за которым Антон и его братья
учили уроки. Игрушек у детей было немного, ими они
играли в свободное время. Следующая комната была
выделена для тёти Антона, которая некоторое
время жила с ними. А за ней сразу следовала кухня.
Она была небольшой, там находилась разнообразная
посуда и русских, и иностранных производителей. И
завершала этот круг комнат прихожая, в которой
гости могли оставить свою одежду.
Семья Чехова была верующей, поэтому практически
в каждой комнате имелись иконы. Вот так скромно,
но со вкусом был обставлен дом Чеховых.

Презентация. Слайды 14,
15, 16. Гимназия, в которой учился А.П.Чехов. Зал,
класс.

Учитель: К сожалению, литературный
музей Чехова на реставрации, нам его не удалось
увидеть, но мне хотелось бы сказать несколько
слов о гимназии, в которой учился Антон Павлович.
Посетители этого музея могут познакомиться не
только с залами литературной экспозиции, но и
посидеть за партой в гимназическом классе,
заглянуть в окошко карцера для провинившихся,
представить себя сдающим экзамены в огромном
актовом зале. После окончания гимназии А.П.Чехов
уехал в Москву. Его таганрогская биография была
закончена, но не прервалась связь с родным
городом. Пять раз Антон Павлович посещал
Таганрог: будучи студентом, начинающим писателем
и уже известным литератором и драматургом,
переведённым на многие языки. Писатель
участвовал в комплектовании городской
библиотеки: до последних дней своих посылал в
Таганрог сотни томов книг русских и зарубежных
авторов, завещал городу свою личную библиотеку.
Также Антон Павлович был инициатором создания
городского исторического музея.

Экскурсовод 1: В завершение экскурсии
мы посетили Набережную, где увидели памятник
Петру I.

Презентация. Слайд 17.
Памятник Петру I.

Учитель: Таганрожцы решили установить
памятник основателю города к 200-летию города.
Чехов внёс пожертвования на памятник и привлёк к
сбору средств многих горожан. Кроме того,
писатель взял на себя переговоры со скульптором
М.М.Антокольским, жившим в Париже. Благодаря
хлопотам А.П.Чехова, памятник Петру I был открыт в
1903 году на Петровской улице. В 1958 году памятник
Петру I был установлен на обрыве против гавани,
именно там, где его хотел видеть А.П.Чехов.

Экскурсовод 1: Общая высота памятника
составляет 5 метров. Сама фигура Петра I – три
метра. С набережной открывается превосходный вид
на Таганрогский залив.
Презентация. Слайд 18.
Солнечные часы.

На спуске мы увидели солнечные часы,
привезённые из самой Италии. Но определить по ним
время нам не удалось, потому что было пасмурно.

Презентация. Слайды 19,
20. Каменная лестница. Современный вид.

К берегу таганрогского залива ведёт знаменитая
«потёмкинская лестница», которая насчитывает 189
ступеней. В центре набережной располагается
памятник, возведённый в честь 300-летия
г.Таганрога. Он представляет собой три
соединённые высокие колонны, на которых стоит
фигура Ангела. Он как бы встречает всех
мореходов. Здесь же и памятник А.С.Пушкину. В
начале XIX века он проездом посетил эти места. А
позже родились знаменитые строки «У
лукоморья…». Набережная очень красивая, тут
множество великолепных цветов и различных
растений, высаженных самыми разнообразными
фигурами. Здесь, к нашему сожалению, и окончилась
наша экскурсия.

Учитель: На этом мы завершим нашу
прогулку по чеховским улочкам Таганрога.
Конечно, мы побывали не везде и заглянули только
в наиболее известные уголки, но всё это интересно
и запоминается навсегда.

III. Закрепление материала

– Когда и где родился А.П.Чехов?
– Как звали родителей А.П.Чехова?
– Как называлась книга Жития святых, главы из
которой любил читать детям отец Чехова?
– Кто заменял Павла Егоровича в лавке?
– Почему Антон Павлович дважды оставался на
второй год в гимназии?
– Какие произведения были написаны под влиянием
того, что происходило в лавке?
– Кто был инициатором городского исторического
музея в Таганроге?
– Как имя А.П.Чехова связано с памятником Петру I?

IV. Итог урока

– Что нового вы узнали на уроке?

V. Домашнее задание: написать
сочинение-миниатюру «Таганрог – город А.П.Чехова
в моём представлении».




Следующий: