Сюжетно-ролевой урок в младших классах для профилактики осанки и плоскостопия

“Физические упражнения должны прочно
войти в повседневный быт каждого,
кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,
полноценную и радостную жизнь”.
Гиппократ

Слова Гиппократа должны стать девизом работы
каждого учителя физической культуры.

Термин здоровьесберегающие образовательные
технологии рассматриваю, как качественную
характеристику любой образовательной
технологии, ее «сертификат безопасности для
здоровья», и как совокупность тех принципов,
приемов, методов педагогической работы, которые,
дополняя традиционные технологии обучения и
воспитания, наделяют их признаком
здоровьесбережения.

В гимназии разработан план мероприятий по
применению здоровьесберегающих технологий, в
ходе реализации которого проведены: семинар
«Здоровье сберегающие технологии и их место в
образовательном процессе», анкетирование
учащихся, оценки гигиенических условий в школе,
контроль работы по пропаганде здорового образа
жизни и состояния физкультурно-оздоровительной
работы в гимназии.

В современном образовательном учреждении
учебный процесс не лишен напряжения. Он требует
сосредоточения памяти, дисциплины, внимания.
Человек устает.

Сберечь здоровье детей — вот важная задача. Грош
цена обучению, если при этом ребенок теряет
здоровье. Можно конечно сократить курс точных
наук, но не факт, что уменьшение нагрузки
приведет к тому, что здоровье детей в школе
станет больше.

Сейчас стали забывать самые элементарные вещи:
как правильно сидеть, смотреть, расслабляться и
т.д.

Что касается предмета физической культуры, то
здесь очень специфические аспекты проведения
уроков. Учитель, сознавая свою ответственность, в
меру своих сил делает все, чтобы дети не несли
урон своему здоровью. Задача учителя — это
привитие интереса к физической культуре, ее роли
в процессе формирования и становления личности,
ее значения для повышения работоспособности и
улучшения качества жизни.

Моя работа как педагога по физическому
воспитанию школьников требует особого мышления,
особых профессиональных понятий. Приоритетным
направлением считаю включенность ученика в свое
физическое совершенствование.

1. Обучение движениям.

Задача — обучить всех учеников физическим
упражнениям.

2. Совершенствование движений.

Задача — добиться наиболее эффективного,
результативного выполнения физических
упражнений в соответствии с индивидуальными
особенностями (подтягивая отстающие стороны
подготовленности и т.п.).

3. Игра учеников вместе с учителем.

Задача — ввести учеников в реальность игры, в
действия без внешнего руководства, только по
правилам самой игры; а по отношению учителя к
самому себе — не руководить учениками, быть с ними
на равных в момент игры.

4. Сотрудничество учителя и учеников в
постановке целей каждого ученика.

Задача — помочь ученику в постановке
индивидуальных целей на занятиях физическими
упражнениями.

Физическая культура предоставляет
неограниченные возможности для эстетического
воспитания личности. Она воспитывает умение
воспринимать и понимать прекрасное в движениях
человеческого тела, в совершенстве его линий и
форм, развитии физических, нравственных, волевых
и психических качеств.

Особое значение приобретает формирование
психофизической устойчивости к различным
условиям внешней среды: способность проявлять
устойчивость внимания, восприятия, памяти, их
сосредоточение и переключение в условиях
умственного утомления, стресса; использование
физической культуры для оптимизации
работоспособности, повышение эффективности
учебного труда школьников и в дальнейшем их
профессионального труда.

Составной частью процесса физического и
духовного развития является самовоспитание –
творческая активная деятельность личности,
имеющая целью совершенствование физических,
интеллектуальных и духовных качеств, борьбу
против собственных отрицательных сторон
характера и других недостатков.

В основе самовоспитания лежит внутренняя
потребность в самосовершенствовании, в развитии
физических способностей, укреплении здоровья,
закаливании, совершенствовании форм тела, в
различных проявлениях социальной активности.

При подготовке уроков, проведении спортивных
секций для себя ставлю задачу — формирование
здорового образа жизни и привитие интереса к
физической культуре. Мои учащиеся посещают
спортивные секции с большим желанием, активно
участвуют и побеждают в спортивных
соревнованиях, посещают массово секцию
художественной гимнастики.


Сюжетно-ролевой урок в младших классах
для

профилактики осанки и плоскостопия

В 21-ом веке проходят радикальные перемены в
жизни нашего общества, которые влекут за собой
большие изменения в мировоззрении и идеологии, в
культуре и образовании. Новое мышление выдвигает
на первый план общечеловеческие ценности.

В деятельности учителя я вижу три направления:

1. Оздоровление

2. Обучение

3. Воспитание, развитие.

Воспитательными задачами считаю воспитание
нравственных качеств: сопереживание,
взаимопонимание, соучастие, сдержанности, умение
побеждать и проигрывать. Формирование чувства
красоты и эстетического вкуса.

Ведущий педагогической идеей в работе с
младшими школьниками определимо формирование
первоначальных убеждений, основанных на
общечеловеческих ценностях и на необходимости
занятий физическими упражнениями; создание
ситуации успеха в учебной деятельности по
предмету физическая культура. Главенствующий
образовательной технологией выбираю технологию
обучения в игре. Игра — естественный спутник
жизни ребенка, и поэтому отвечает закону природы.
Результат игры — радость и эмоциональный подъем.
Положительная эмоция творчества — важнейшие
факторы оздоровления.

Следует особо учитывать
анатоло-физиологические и психологические
особенности детей этого возраста. Детский
организм подвержен различным влияниям
окружающей среды, а также быстрой утомленности.
Внимание детей в этом возрасте недостаточно
устойчиво. Ребенок часто отвлекается на то, что в
данный момент ему кажется более интересным. Воля
развита слабо, поэтому игры следует использовать
с небольшим количеством правил. Так как мышление
в этом возрасте является образным и предметным,
сюжетные игры как нельзя лучше способствует
развитию творческого воображения детей и
воспитанию личностных качеств. Сюжетно-ролевые
игры, ценны в педагогическом отношении,
поскольку они оказывают большое влияние на
развитие мышления, формирование характера,
развитие воли, нравственных качеств, физически
укрепляют ребенка, создают духовный настрой на
позитивную учебную деятельность.



Во 2-ом классе проводится игра “Железная
дорога”. В игре дети изображают разных зверей, в
зависимости от роли ученики выполняют
определенные движения.

Тема:

Развитие физических качеств с
элементами оздоровительной направленности.

Цель:

использование средств физической
культуры в организации здорового образа жизни.

Задачи:


1.

Развивать внимание и ловкость.

2. Воспитывать активность,
самостоятельность, уверенность в своих силах и
способностях.

3. Совершенствовать навыки выполнения
упражнений с гимнастическими палками.

4. Развивать двигательные качества, улучшая
деятельность опорно-двигательного аппарата.

5. Освоение и использование в практической
деятельности уроков физической культуры с
элементами коррегирующей гимнастики.

Место: спортивный зал.

Оборудование и инвентарь: гимнастические
скамейки, гимнастические палки, гимнастические
стенки, коврик, мешочки с песком, кубики.

Приложение (основные части урока)

Вывод:

Дети, проявляя в сюжетно-ролевых играх
ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость,
развиваются физически. При этом переживают
позитивные эмоции: радость, наслаждение и
соответственно оздоравливаются.

Сюжетно-ролевые игры играют большую роль в
воспитании младших школьников, в формировании
личностных качеств.


Приложение

Социологические исследования утверждают, что
двигательная активность младших школьников на 50%
меньше, чем дошкольников, а у старшеклассников
она составляет 25% от времени бодрствования. Два
школьных урока физической культуры, конечно, не
могут компенсировать дефицит движения детей. В
результате у них снижается жизненный тонус,
быстрее наступает утомление, что в свою очередь
ведет к малоподвижности. Поэтому сегодня учитель
вынужден ориентировать школьников и на
физическое, и на духовное самосовершенствование,
помогать формированию потребностей в
самостоятельных занятиях физическими
упражнениями, учить использовать их во время
досуга для восстановления активности. Опыт
многолетних наблюдений доказывает, что
систематические занятия оздоровительными
физическими упражнениями активно влияют на
морфологическое формирование, физическое
развитие и функциональное совершенствование
детского организма. Подобрав соответствующие
упражнения, можно исправить дефекты осанки -
частой причины серьезных функциональных
нарушений. Физические упражнения благотворно
влияют и на развитие дыхательного аппарата.
Повышается жизненная емкость легких,
максимальная легочная вентиляция. Благодаря
систематическим занятиям физическими
упражнениями сердце ребенка увеличивается в
объем, повышается тонус, что способствует
развитию выносливости. Упражнения
оздоровительной гимнастики мы проводим в
подготовительный части, они занимают 20% от
времени урока. Они подобраны так, что их могут
выполнять самостоятельно дети различной
физической подготовленности.

Упражнения для развития мышц шеи и верхней
части спины.

  1. И.п. — ноги на ширине ступни, руки сомкнуты за
    головой. Наклонить голову вперед, вернуться в
    исходное положение, преодолевая сопротивление.
    Делать в течение 6 сек.
  2. Стоя прямо, не напрягаясь, отпустить подбородок
    на грудь. Поворачивать голову влево-вправо,
    наклонять вперед до касания подбородком груди и
    назад — до касания затылком спины. Делать
    медленно, 20 раз в каждую сторону. Упражнение
    снимает напряжение мышц шеи, способствует
    растягиванию шейных позвонков.

Упражнения для развития гибкости и “усиления”
позвоночника.

  • Стоя ноги на ширине плеч, руки внизу
    расслаблены. Поворачиваться всем телом в одну и в
    другую сторону, стараясь заглянуть через плечо
    как можно дальше, руки при этом “болтаются”
    вслед за туловищем совершенно свободно.
    Повторить 10 раз.
  • Стоя прямо, ноги вместе, прямые руки вверху.
    Наклониться вперед, пытаясь коснуться пальцев
    ног, ноги не сгибать. Выпрямляясь, прогнуться
    назад как можно дальше. Вернуться в исходное
    положение. Повторить 10 раз.
  • Стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки в стороны.
    Поворачивать туловище влево и вправо как можно
    дальше. Повторить в каждую сторону до 30 раз.
  • Упражнения для развития выносливости и
    “усиления” нижней части позвоночника.

  • Лежа на спине, руки в стороны, ноги прямые.
    Приподнять немного ноги и держать их в таком
    положении 40 сек.
  • Лежа на правом боку, ноги прямые, руки свободно.
    Поднять левую ногу в сторону, опустить, согнуть
    левую ногу, попытаться коснуться подбородком
    колена. Повторить по 10 раз на правом и левом боку.
  • Упражнения для формирования правильной осанки,
    регулирования дыхания и профилактики
    заболеваний.

  • Стоя у стены, касаться ее затылком, лопатками,
    плечами, ягодицами и пятками. Выполнять наклоны,
    приседания, поднимания ног, махи. После проверять
    осанку у стены.
  • Ходьба с предметами на голове.
  • Занятия завершаются дыхательными
    упражнениями.




    Следующий: