Сюжетно-ролевая игра на уроках спортивной гимнастики в младших и средних классах

Для достижения определенной цели и задачи на уроке физической культуры (ФК) я
решил воспользоваться способностью детей, которая развита намного сильнее, чем
все другие качества, – это воображение, мечта и фантазия.

Все дети любят пофантазировать, создавая в своем воображаемом мире воздушные
замки, подражая и ставя себя на место своих любимых героев книг или киногероев.

Дети могут фантазировать до бесконечности, и ребенку нужно только дать
возможность для фантазии, ниточку для воображения. И начнет тянуть он этот
сюжет, разворачивать так, что в конце у него в руках вместо ниточки окажется
канат, и не воспользоваться этими способностями учеников для учителя было бы
ошибкой. Вот эту способность детей я и решил использовать для достижения
образовательных, воспитательных и оздоровительных задач на уроках ФК.

Для более эффективного достижения результатов на уроке, наибольшего охвата
учебной программы, повторения и совершенствования пройденного материала я
воспользовался игровым и соревновательным методами, в особенности
сюжетно-ролевой основой. А круговая форма проведения урока или урок по станциям
с использованием карточной системы проведения занятия дает возможность вовлечь в
работу класс с большим количеством детей и увеличить моторную плотность урока.
Используя учебные карточки, учащиеся самостоятельно планируют, контролируют и
оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определяют
наиболее эффективный способ достижения результата. В эту систему проведения
урока можно привлечь и детей с ослабленным здоровьем, входящих в специальную
медицинскую группу (СМГ), создав из них отдельную команду или распределив по 2–3
ученика в основную группу занимающихся, предложив специальное задание,
написанное на карточке, или рассказать, а затем показать. Это дает возможность
использовать их как помощников учителя, что помогает контролировать весь класс.

Воспитание в школе является одним из важнейших направлений в системе
образования. Начиная в семье, этот процесс не может быть ограничен школьным
воспитанием. Вместе с тем именно на школу и на другие вспомогательные учебные
учреждения возложена роль формирования личности. Физическое воспитание способно
своими средствами решать общие задачи воспитания, оно нацелено на всестороннее и
гармоничное развитие личности в единстве его духовных и физических сил.
Воспитание дружбы, коллективизма, взаимовыручки, взаимопомощи, дисциплины и
многих других качеств ярко выражено на уроках ФК. А туризм является одним из тех
видов спорта, где выявляются самые лучшие качества человека. И исходя из этого я
решил использовать некоторые направления туризма на уроке гимнастики, в
особенности технику преодоления препятствий в горах, реках, завалах, где
взаимовыручка, взаимопомощь, страховка играют большую роль, и без чего туризм не
был бы туризмом.

Соединив:

  1. фантазию учителя и воображение учеников,
  2. круговую форму проведения урока,
  3. такой вид спорта как туризм,

получился урок, который нравится детям, а это самое главное в работе учителя:
увлечь, заинтересовать и дать как можно больше знаний, здоровья ученикам.

Далее постараюсь описать как можно построить современный урок,
соответствующий требованиям Федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС).

Структура урока выделяет три функционально связанные части – это
вводно-подготовительная, основная и заключительная. Поэтому урок начинаем с
вводно-подготовительной части, которая обеспечивает предпосылки для более
продуктивной деятельности учащихся в основной части. Занятие начинаем с
построения, рапорта сообщения задач урока и приветствия, также можно повторить и
строевые приемы на месте. После этого общее разогревание. Это беговые
упражнения, но с умеренной нагрузкой и с восстановлением дыхания. Затем
перестраиваем класс в колонну по 3 или 4, в зависимости от количества
занимающихся в классе, и дежурный по классу проводит разминку. В основном на
уроках спортивной гимнастики используем комплексную зарядку.

Таким образом, мы подвели класс для выполнения основной части урока.

Основная часть урока предназначена для углубленного решения образовательных,
воспитательных и оздоровительных задач, предусмотренных учебной программой и
планом урока.

После разминки учитель произносить фразу, которую дети никак не ожидали
услышать:

– Ребята, сегодня на уроке идем с вами в поход!
После этих слов у детей в глазах появляется интерес, внимание, удивление и
ожидание. После следующих слов они успокаиваются, но внимание уже не теряют, и
появляется заинтересованность.

– В поход по стране спортивной гимнастики.
Посмотрите на шведскую стенку – это не стенка, это гора, на которую нужно
взобраться, а затем спуститься. А посмотрите на скамейку, разве это скамейка? –
это поваленное дерево, по которому нужно пройти над пропастью так, чтобы не
упасть. Пробираясь сквозь ветки, вам придется через них перешагивать,
перепрыгивать, проходить в приседе или ползти, не поцарапав себя, а канат – это
дерево, на которое надо взобраться и осмотреться, найти правильное направление
или найти место для отдыха, которыми будут являться вольные упражнения на матах.
Маты – это вам лагерь, где вы готовитесь к походу, и от того, как вы
подготовитесь к нему, так вы его и пройдете, все будет зависеть от вас и вашей
команды, от ваших совместных действий в походе.

Ваша задача пройти этот поход, совершив как можно меньше ошибок в технике
преодоления препятствий, в выполнении правильной страховки и помощи друг другу.
Если вы не будете помогать друг другу, то слабые будут отставать от сильных, а,
отстав от всех, они могут заблудиться, и вам придется возвращаться и искать их,
а неправильно выполненная техника преодоления препятствий приведет к тому, что
вы будете медленно передвигаться, с трудом преодолевая эти препятствия, и в
итоге потеряете больше времени и силу. Если ваш друг упал в пропасть, сорвался с
дерева и получил травму, это значит, что вы неправильно выполнили страховку, и
поэтому вам придется его нести на себе или нести на носилках, что также приведет
к потере времени и сил, и это тоже затруднит ваше передвижение. Поэтому за
каждое неправильно выполненное упражнение, страховку, технику команде будут
начисляться штрафные очки:

  1. за неправильно выполненную технику упражнения – 3 балла (3 километра);
  2. за неправильную страховку – 2 балла (2 километра);
  3. за то, что отстал ваш партнер или заблудился – 1 балл (1 километр).

Таким образом, если вы должны были за день пройти 10 км, то лишний
заработанный балл будет уменьшать пройденное вами расстояние, и значит та
команда, которая наберет меньше штрафных баллов, быстрее других дойдет до цели,
где лучшая команда получит соответствующую оценку: путь в 8 или 9 км.
Оценивается в 5 баллов, путь в 6 или 7 км оценивается в 4 балла, а за путь в 4 и
5 баллов соответственно 3 балла.

После рассказа и показа класс разбивается на группы по 4–5 учеников и
распределяем их по станциям. На каждом спортивном снаряде ученик выполняет по
2–3 подхода, все это в зависимости от количества занимающихся и количества
станций.

Заострив внимание на часто распространенные ошибки, ответив на вопросы
учеников и пожелав им счастливого пути, по команде учителя они приступают к
занятию.

Учитель тем временем проходит по очереди по всем станциям, проверяет,
отмечает и исправляет ошибки, отмечает отличившихся, а если необходимо, то
помогает учащимся.

Если у вас в классе есть освобожденные (дети с ослабленным здоровьем), их
привлекаем как контролеров, прикрепив к каждой группе по одному наблюдателю,
который следит за правильностью выполнения техники преодоления препятствия,
страховки и техники выполнения упражнений. И в конце занятия он дает свою оценку
по каждой станции, тем самым помогает преподавателю, а для себя получает
теоретические знания. Ну, а если у вас в классе нет освобожденных, то роль
наблюдателя выполняет ученик из числа занимающихся или капитан команды. Особенно
помощники нужны, если у вас в задачу урока входит новая тема, и учителю чаще
приходится объяснять материал на той или иной станции, или при контрольных
уроках. Для большей эффективности урока, моторной плотности и для того, чтобы
дети не делали ошибок, можно использовать карточку, на которой написаны
методические указания, и описать правильность и последовательность выполнения
техники на данной станции. По ходу урока нужно постоянно подпитывать фантазию
детей, заставляя воображение работать с новой силой во благо поставленной задаче
урока и интереса учеников к данному уроку.

Например, если вы заметили неправильное выполнение техники или страховку и
хотите сделать замечание, сделайте это с умыслом.

– Вот ты поднялся на гору и собираешься спускаться (имеется в виду шведская
стенка), а твои товарищи остались внизу. Разве помочь, подстраховать сверху не
твоя обязанность? Где ты видел, что бы альпинисты бросали своих друзей? Поэтому
вначале выполни страховку, а когда он поднимется, закрепится возле тебя, только
тогда ты можешь продолжить свое восхождение, а они будут страховать тебя снизу.

Приводя такие примеры и все, что было сказано в начале основной части урока,
заставляя воображение детей работать с новой силой, поправляя и помогая
ученикам, делая методическое указания, мы выполняем задачу основной части урока
– обучение технике выполнения упражнений, формирование специальных знаний,
развитие основных и специальных двигательных качеств и воспитание нравственных,
интеллектуальных и волевых качеств.

Более подробно хочу остановиться на описании упражнений на гимнастической
стенке и гимнастической скамейке, которые используем для развития двигательных
качеств и как вспомогательные спортивные снаряды и как воображаемые препятствия:
гора, завалы, мосты, переправы.

Начну с гимнастической стенки. На ней выполняем подводящие упражнения для
лазания по канату, технику подъема в два и три приема и, конечно же, для
развития двигательных качеств: подъем и спуск без помощи ног, сгибание и
разгибание ног в висе, прогибание в висе. После чего дети переходят на канат,
где после подводящих упражнений им намного легче забраться и усвоить технику
лазания по канату.

Гимнастическая скамейка – это целый ворох подводящих и вспомогательных
упражнений. Во-первых, подводящие упражнения для гимнастического бревна. На одну
или две соединенные скамейки можно поставить стойки, набивные или простые мячи
на расстоянии 50 см – 1 м. так, чтобы через каждый шаг можно было бы через них
перешагивать, а в промежутках выполнять различные упражнения – повороты в
полуприседе и в приседе, разновидности равновесия, прыжки, шаги с замахом, сед
упор углом, полушпагат и много других упражнений. Для усложнения и
совершенствования переворачиваем гимнастическую скамейку и все то же самое
выполняем на нижней части скамейки. Она более тонкая и по размеру напоминает
гимнастическое бревно, и по ней нужно идти не спеша, мягко и аккуратно, чтобы
стойка или мяч не упали. Скамейку также используем, как вспомогательный и
подводящий спортивный снаряд, для перекладины и для развития двигательных
качеств. Лечь животом на скамейку, руки вверх и, подтягиваясь, передвигаться по
скамейке. То же самое выполняем лежа на спине и так же передвигаемся, и все это
без помощи ног. Эти передвижения можно выполнять и с нагрузкой, когда партнер
ухватывается за ногу своего товарища, и тот его тянет по всей скамейке (как
прицеп автомобиля или как пострадавший).

И еще много упражнений как подводящих, так и вспомогательных и для развития
двигательных качеств можно использовать с помощью гимнастической стенки и
гимнастической скамейка. Я заострил ваше внимание на эти спортивные снаряды
потому, что они есть в основном во всех школах, с помощью скамейки и стенки
можно выполнить поставленную задачу в основной части урока (учебную,
воспитательную и оздоровительную программу данной четверти). На одной из станций
я обязательно предлагаю подвижные или спортивные игры. Ведь игры содействуют
нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, чувство товарищества, честность
в спортивной борьбе, стремление к совершенству – все эти качества могут успешно
формироваться на данных занятиях.

В заключительной части урока приводим организм в оптимальное состояние для
последующей деятельности, снижаем физиологическое и эмоциональное возбуждение.
Подводим итоги урока и задаем домашнее задание.

Результатом таких уроков стало увеличения качества успеваемости учеников,
дети стали намного общительней и отзывчивей, уменьшилось количество детей,
освобожденных от занятий физической культуры по состоянию здоровья. Такие уроки
формируют разносторонне физически развитую личность, способную активно
использовать ценности физической культуры для укрепления и сохранения
собственного здоровья. Ежегодно наши ученики занимают призовые места в районных
и Республиканских соревнованиях по таким видам спорта, как футбол, баскетбол,
волейбол, легкая атлетика, спортивный туризм.

Приложение.

Следующий: