Сюжетно–ролевая игра на уроках литературы


Исследования педагогов доказывают, что учебный
процесс поднимается на более высокий уровень
благодаря включению в него игры. Она содействует
развитию познавательных возможностей учащихся,
стимулирует творческие процессы их
деятельности, создает приятную атмосферу, дает
возможность организовать на уроке ситуацию
успеха.

Сюжетно-ролевая игра на уроках литературы
открывает большие возможности в познании, в
нравственно-эстетическом воспитании, в
становлении личности учащихся. Игра доступна
всем участникам, без претензии на
профессиональную обработку роли, и ценность ее в
том, что она вносит в познание и переживания
новые ощущения, прошедшие через разум, чувства,
действие. Среди основных принципов
сюжетно-ролевой игры можно выделить:

- актуальность содержания;



- раскрытие возможностей ребенка (воспитание
новых свойств личности на основе
индивидуального подхода к распределению ролей);

- педагогическое руководство игрой
(обязательное участие учителя, обучающего и
воспитывающего);

- игра — одноразовая по природе, она никогда не
повторяется и, если и появляется необходимость
заимствовать основную канву сюжета, то она все же
будет игрой новой, зависящей от творческих
способностей учащихся, от импровизации.

Сюжетно-ролевая игра отличается тем, что
сценарий ее готовится совместно учителем и
учениками. В поисковой деятельности ее
участников заложен значительный педагогический
смысл. Формы сюжетно-ролевой игры могут быть
различны: урок-суд, урок- пресс- конференция,
урок-юбилей, урок-»история болезни»,
урок-»дуэль».

Остановимся на проведении нескольких таких
уроков. Очень интересен урок-детектив,
позволяющий представить героя литературного
произведения, приблизить и понять его. Итак, на
уроке организуется поиск персонажа.
Распределяются роли: дети становятся
следователями, криминалистами, судебными
исполнителями, психологами. Представим, что из
текста поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» исчезает
Плюшкин. Сначала группа «следователей»
составляет словесный портрет и выявляет особые
приметы разыскиваемого. Он может быть таким:
«Лицо не представляет ничего особенного, оно
почти такое же, как у многих худощавых стариков,
один подбородок только выступает очень далеко
вперед, так что Плюшкин должен всякий раз
закрывать его платком, чтобы не заплевать;
маленькие глазки еще не потухли и бегают из-под
высоко сросшихся бровей, как мыши. На шее чулок
или набрюшник, только не галстук». Вторая группа
описывает имущество героя: похожий на инвалида
дом, местами в два местами в один этаж; огромные
закрома, наполненные гниющими продуктами и т.д. А
третья группа проводит опрос свидетелей, во
время которого ученики узнают много интересного
и необходимого в розыске. Чичиков может
рассказать, что спутал Плюшкина с бабой при
первой встрече; крестьяне — о его способности
тянуть все в дом; дочь поведает о том, каков он в
семье, а Прошка о жуткой экономии (при этом он
может явиться в участок в огромных сапогах,
единственных на всю дворню). Можем и автора
спросить, ведь в тексте есть отменная
характеристика: «И до такой ничтожности,
мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так
измениться!». Далее психолог предлагает свою
характеристику героя. Можно провести
медицинскую экспертизу на вменяемость. Можно
позволить ребятам вести такой урок
самостоятельно. Если игра идет успешно, судебные
исполнители получают приказ найти и арестовать
героя. Где его искать? По каким ориентирам? Это те
вопросы, на которые пытается ответить класс, ведь
Плюшкин никуда не выходил из дома уже очень
давно. Организуется символическое задержание
героя. Такой урок позволяет поставить учащихся в
обстоятельства, побуждающие и обязывающие их
прочесть литературное произведение, пропустить
его через себя, проявить свои творческие
способности.

При изучении литературного произведения очень
важно дать полную психологическую
характеристику герою, объяснить его поступки и
слова, выявить свое и авторское отношение к
персонажу. Очень эффективный прием — проведение
психологического урока. Вместе с учениками
знакомимся с элементами психоанализа, учим их
разбираться в психологии личности, не выходя за
рамки литературного произведения. Очень
интересна такая форма проведения урока при
изучении, пожалуй, самого сложного писателя -
Федора Михайловича Достоевского.

Изучая роман «Преступление и наказание»,
образ очень сложного героя Аркадия Ивановича
Свидригайлова я предлагаю ребятам рассмотреть с
позиций психологии. Начнем, конечно, с
определения научных понятий, которые необходимы
для характеристики личности персонажа:
физиогномика, самоанализ, социальная психология
личности. Именно по этим направлениям делится
класс, получая задание охарактеризовать
персонажа литературного произведения с
психологической точки зрения



Группа физиогномистов (в полном соответствии с
определением науки, изучающей человеческие лица)
отметила, что в романе портрет Свидригайлова
встречается целых три раза, что не свойственно
Достоевскому, причем, описывает своего героя
автор расплывчато, постоянно упоминая слово
«маска». Следует отметить широкое, скуластое
лицо, что говорит о прирожденной уверенности в
себе и склонности к лидерству. Скорее всего,
такие люди не отклоняются от поставленной цели и
обладают хорошими аналитическими способностями.
Достоевский заостряет внимание на холодном
цвете глаз Свидригайлова (голубом), на
неподвижном, пристальном взгляде. Это
характеризует твердого человека,
самостоятельного и смелого. Привычка
прищуривать глаза говорит о хитрости человека.
Таким образом, еще не анализируя поступки, не
погружаясь в мысли героя, мы уже определяем его
характер по внешности.

Следующая группа — психологи, в их задачу
входило изучение психологических особенностей
личности. Учащиеся, характеризуя действия
Аркадия Ивановича, отмечают, что он обладает
очень сильным характером, для него нет никаких
преград, он допускает вседозволенность. Он
уверен, целеустремлен, смел и решителен. Главное
для него — борьба с самим собой и окружающими.
Могут звучать в анализе психологические термины:
параноик, экстраверт, интероид и др. При этом,
психологи отмечают, что как личность
Свидригайлов — неординарный экземпляр: самый
(если верить слухам) «уголовный элемент» в
романе, и в то же время именно он совершает самое
большое количество добрых дел в произведении.

Следующий этап урока — отчет самоаналитиков,
чья цель была в том, чтобы разобраться, как же сам
Свидригайлов оценивает себя и свои поступки.
Ребята отмечают, что он не идеализирует себя,
признает себя праздным и развратным, но в то же
время «способен и полюбить». Он абсолютно
циничен, заявляя: «Отчего же и не побывать
пошляком, когда это платье в нашем климате так
удобно носить:». Он ничьим мнением не
интересуется, свои аморальные поступки
оправдывает. Но в свой последний вечер
Свидригайлов заявляет, что «ни к кому никогда не
имел ненависти». Выводы из этих противоречий
могут быть разными, главное ребята увидели -
герой очень сложен, себя же оценивает достаточно
адекватно.

Социальная психология изучает психологические
явления в процессе взаимоотношения людей. Группа
социальных психологов рассматривает героя,
прежде всего, с точки зрения взаимоотношения с
людьми. Ребята пытаются понять, в чем такая
притягательность для Раскольникова в
Свидригайлове, где можно найти точки
соприкосновения этих двух героев. Учащиеся
собирают различные мнения о Свидригайлове,
которые в романе высказывают многие персонажи.
Главный вопрос — почему герой, не дороживший
ничьим мнением, не имевший авторитетов,
переступивший не один порог нравственности и
закона, кончает жизнь самоубийством.

Завершают работу над образом Свидригайлова
патопсихологии (их цель — анализ отклонений в
психике). Обязательны здесь размышления о
двойниках в произведениях Достоевского, теории
вседозволенности, о том, почему так много
совпадений между Раскольниковым и
Свидригайловым. Важно ответить на вопрос:
«Способен ли страдать Свидригайлов?»



Подобный урок помогает создать
психологический портрет героя на основе анализа
художественного текста, формирует четкую
позицию по отношению к герою, развивает мышление
учащихся (Приложение 1).




Следующий: