Сюжетно-композиционная организация, жанровое своеобразие и богатство языка рассказа Н. С. Лескова Тупейный художник


Кудесником, волшебником
слова остался в великой русской
литературе Лесков.
Ю. Нагибин

Цель урока:

  • помочь учащимся выявить своеобразие жанра и композиции произведения,
  • показать художественные средства, используемые Н.С.Лесковым в рассказе «Тупейный
    художник»,
  • обратить внимание на особенности языка писателя.
  • Оборудование урока:

  • текст рассказа,
  • эпиграф,
  • лингвистические словари.
  • Методические приемы:

    развитие речевых навыков, работа с текстом, анализ
    стилевых особенностей произведения.

    1. Проверка домашнего задания.

    - Назовите фамилии писателей первой половины XIX века,
    которые использовали в своих произведениях элементы сказа.

    Сказовую манеру повествования использовали, Лермонтов М.Ю. (рассказ
    Максима Максимовича в романе «Герой нашего времени»), Гоголь Н.В. (Рудый Панько
    является рассказчиком повести «Ночь перед Рождеством»).

    - В чем состоит отличие сказовой манеры повествования Лескова
    от других писателей?

    В произведениях Лескова, написанных в сказовой манере, повествование почти
    целиком ведется от имени рассказчика, а в романе Лермонтова «Герой нашего
    времени» и в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» сказ является только
    небольшой частью произведения.



    - На какие особенности сюжетно-композиционной организации
    произведения указывает название?

    Н.С.Лесков ввел в подзаголовок «Тупейного художника» слово «рассказ»,
    поэтому часть учащихся, не задумываясь, отвечает, что жанр данного произведения
    определил сам автор. Отчасти они правы. Действительно, как рассказ «Тупейный
    художник» — это эпическое произведение малого объема, в котором всякая деталь
    приобретает символическое значение и в котором возрастает роль каждого отдельно
    взятого эпизода. Но рассказ ли это? Обратим внимание учащихся на то, что слово
    «рассказ» входит в словосочетание «рассказ на могиле». Значит, жанровое
    определение этого произведения сложнее. Большое число героев, глав, временные
    рамки повествования, охватывающие длительный период, – все это характерно не для
    рассказа.

    Лесков использовал в «Тупейном художнике» особое композиционное оформление -
    «рамочное повествование», то есть принцип «рассказа в рассказе», когда общий
    рассказ со своим конфликтом и проблемой обрамляет один или несколько
    самостоятельных, сюжетно завершенных рассказов. Но в «Тупейном художнике» язык
    отдельных частей различен. Есть главы данного произведения, основным
    повествователем которых является автор, но в большей части глав «Тупейного
    художника» рассказ ведется от лица Любовь Онисимовны. Автор в этих главах как бы
    дистанцируется от повествования, умело передавая специфику лексики, произношения
    и выговора героини, которая принадлежит к другой социальной группе.

    Горький писал: » Люди его рассказов часто говорят сами о себе, но речь их так
    изумительно жива, так правдива и убедительна, что они встают перед вами столь же
    таинственно ощутимы, физически: ясны, как люди из книг Л. Толстого и других, -
    иначе сказать, Лесков достигает того же результата, но другим приемом
    мастерства».

    Героями-рассказчиками сказовых произведений Лескова являются почти всегда
    простые люди – выходцы из народной среды. Поэтому речь их насыщена прибаутками,
    пословицами, короткими сказками. Н.С.Лесков писал: «Язык, которым написаны
    многие страницы моих работ, сочинен не мною, а подслушан у мужика, у
    полуинтеллигента, у краснобаев, у юродивых и святош. Ведь я собирал его много
    лет по словечкам, по пословицам и отдельным выражениям, схваченным на лету в
    толпе, на барках, в рекрутских присутствиях и монастырях… Я внимательно и
    много лет прислушивался к выговору и произношению русских людей на разных
    ступенях их социального положения. Они все говорят у меня по-своему, а не
    по-литературному».

    2. Аналитическая работа с текстом.

    - Задание учащимся. Зная, что сказ – это способ организации
    повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь героя,
    ведущего своеобразный рассказ о событиях, участником которых он сам являлся,
    укажите все эти черты сказа в «Тупейном художнике».

    Любовь Онисимовна рассказывает о тех событиях, свидетельницей и участницей
    которых была она сама. Повествование ведется в характерной только для нее
    манере.

    Словарная работа

    (данный вид работы лучше проводить по парам):

    Учащимся предлагается, опираясь на домашнее задание, составить таблицу,
    распределив незнакомые им слова из «Тупейного художника» по группам: 1) слова,
    лексическое значение которых совершенно неизвестно; 2) слова, написание и
    звучание которых явно искажено и о лексическом значении которых учащиеся могут
    только догадываться,; 3)слова, в которых объединяются два совершенно разных
    значения.

    По окончании самостоятельной работы лучший вариант таблицы выносится на
    доску.

    Слова незнакомые совершенно

    Слова известные, но искаженные

    Слова, в которых объединяются два совершенно разных
    значения

    шнип
    почивших
    охра
    туше (гримировальное)
    подоплека
    слухмена
    лобанчик
    пестрядь
    тальки
    загнетка
    одалиска
    тупейная (гребенка)

    подпури
    камариновые (серьги)
    тьма промежная
    в признак пришла
    болярин
    аглицкие
    скрячивать
    со сносом

    заволохател
    ожидация
    зверообразие
    приземковатый
    плакон

    Учащиеся дают пояснения к выписанным словам, пользуясь текстом рассказа и
    лингвистическими словарями.

    Шнип – мысок или выступ в форме языка у женского пояса, лифа.

    Почивших, почивать —

    здесь умереть, скончаться и лежать в могиле,
    покоиться телом навеки.

    Тупейная (гребенка) —

    расческа.

    Охра – (малярн.)

    желтая земляная краска, глина с водною окисью железа.

    Туше (гримировальное) —

    манера гримировки.

    Подоплека-



    подкладка, подбой у крестьянской рубахи (от плеч до половины
    груди и спины).

    Слухмена –

    имела очень хороший слух.

    Лобанчик –

    французский золотой, на котором изображена голова
    (первоначально голова одного из Бурбонов).

    Пестрядь –

    пеньковая грубая ткань, пестрая или полосатая (синего
    оттенка).



    Тальки –

    мотки пряжи.

    Загнетка –

    передняя часть русской печи, место на шестке или в самой печи
    (около устья), куда загребают жар.

    Одалиска –

    прислужница в гареме, а также обитательница гарема, наложница
    (то же, что любовница).

    Подпури –

    вместо: попурри — соединение отрывков из одного или
    нескольких музыкальных произведений.

    Камариновые (серьги) –

    вместо: аквамариновые, из аквамарина –
    драгоценного камня голубовато-зеленого цвета.

    Плакон –

    вместо: флакон; соединение слов: флакон и плакать.

    Тьма промежная –

    вместо: кромешная.

    В признак пришла –

    пришла в сознание.

    Болярин –

    (искаж.) дворянин.

    Аглицкие –

    (искаж.) английские.

    Скрячивать –

    закручивать.

    Со сносом —

    с краденым.

    Заволохател –

    зарос волосами.

    Ожидация –

    ожидание кого-либо; от слов «ожидание» и «ажитация» (сильное
    возбуждение, большое волнение).

    Зверообразие –

    безобразная внешность (звериный облик) от слов: зверь и
    образ.

    Приземковатый — приставка при- указывает на притяжение к земле,
    т.е. священник – сгорбленный от старости.

    Язык рассказчицы страшных событий и трагической судьбы тупейного художника
    уникален и отличен от языка первых трех и последних (восемнадцатой и
    девятнадцатой) глав «Тупейного художника», в которых звучит голос автора
    произведения. Но для осмысления роли народной речи в произведении нельзя
    ограничиваться только работой с отдельными словами, ведь для устной, сказовой
    манеры характерны поговорки, поучения, использование слов с
    уменьшительно-ласкательными суффиксами, тавтология, фразеологизмы.

    Задание классу. Найдите и прокомментируйте языковые средства
    выразительности, которые Н.С.Лесков ввел для создания речевой характеристики
    Любови Онисимовны.

    Поговорка: «Ведь оно горе горькое, а яд горевой еще горче, а облить уголь
    этим ядом – на минуту гаснет».

    Поучение: «Никогда не выдавай простых людей: потому что простых людей надо
    беречь, простые люди все ведь старатели».

    Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «каморочка», «теляточки»,
    «земелька», «голубчик», «Филюшка, батюшка».

    Фразеологизм: «бряк с ног долой».

    Просторечные слова и выражения: «бывало», «свое всегдашнее зленье», «знала
    все роли наглядкою», «загляденье», «форменность наблюдалась», «в полуснях
    проговорил», «тьма промежная», «схоронил», «слыхал».

    Сказ имеет общие черты с фольклорными жанрами не только в языковом отношении.

    - Назовите сюжетно-композиционные части «Тупейного художника», указывающие
    на связь этого рассказа с произведениями устного народного творчества.

    В «Тупейном художнике» можно выделить части, характерные для фольклорных
    произведений: зачин, концовка. Учащиеся определяют эпизоды, соответствующие этим
    композиционным частям.

    - В сказах часто присутствуют элементы бытовых сказок. Какие элементы
    вы можете назвать?
    Через субъективное отношение рассказчицы к героям и
    событиям произведения читатели воспринимают персонажей «Тупейного
    художника» «плохими и хорошими», «добрыми и злыми». Главные герои – Аркадий и
    Любовь Онисимовна – бегут от графа-злодея за «тридевять земель в тридесятое
    царство» в «турецкий город Хрущук» (Рущук, город в Болгарии, в описываемое время
    входившей в состав Турецкой империи), куда много людей от Каменского бежали; до
    самой смерти влюбленные сохраняют верность друг другу.

    В конце урока учащиеся делают общие выводы: язык произведений Н.С.Лескова
    отличается богатством и своеобразием; рассказ «Тупейный художник» по
    сюжетно-композиционной организации и жанру, безусловно, можно отнести к сказу,
    поэтому даже характеристика персонажей рассказа

    Домашнее задание.

    • Составить таблицу сравнительной характеристики Аркадия и графа
      Каменского, используя цитаты из текста.
    • Определить роль эпизодических лиц.
    • Объясните значение имен героев «Тупейного художника»: Любовь
      Онисимовна, Аркадий, Дросида.



    Следующий: