Сюжетная дидактическая игра Форт Боярд по теме: Углеводороды

Подготовка к игре.

  • На первом уроке, отведенном теме “
    Углеводороды”, ученикам предлагается
    проведение заключительного урока по теме в виде
    игры “Форт Боярд”.
  • Сообщаются правила игры.
  • Решается вопрос о групповом или индивидуальном
    характере проведения игры; формируются команды -
    участники по желанию учащихся, которые выбирают
    себе капитана.
  • Подготовка к игре включается в план уроков, а
    также проводится на дополнительных занятиях и
    самостоятельно. Подготовка ориентируется на
    выполнение 5 заданий из общего числа
    предложенных (7 – 10), причем ученики не должны
    знать конкретное содержание заданий, которые им
    могут предложить.
  • Формируется проверяющая комиссия из учителей,
    администрации, учеников 11 класса. Члены комиссии
    должны хорошо знать правила игры, уметь
    пользоваться ключами — ответами на поставленные
    вопросы.

Цели урока-игры.

  • В занимательной форме провести повторение и
    закрепление знаний учащихся по теме “
    Углеводороды “, об основных классах
    углеводородов и взаимосвязи между ними.
  • Отработать знания, умения, навыки:
    • по классификации углеводородов,
    • по химическим формулам веществ разных классов,
    • по химическим свойствам углеводородов разных
      классов и составлению к ним уравнений,
    • по способам получения углеводородов,
    • по генетической связи между углеводородами
      разных классов,
    • по решению расчетных задач.
  • Формировать умение самостоятельно принимать
    решения, работать в коллективе и сотрудничать.
  • Развивать речевые навыки, наблюдательность и
    умение делать выводы на основе наблюдаемого.
  • Развивать детскую фантазию, интерес к предмету
    через необычную форму проведения урока.
  • Воспитать желание учиться активно, с интересом,
    без принуждения.
  • Воспитать сознательную дисциплинированность,
    четкость и организованность в работе.

Оборудование:

  • Маршрутные карты передвижения по форту.
  • Карточки с заданиями.
  • Ключи ответов.

В игре принимают участие 3 команды по 5 человек и
проводники (учащиеся из 11 класса).

ХОД УРОКА

Учитель. Любой человек, невзирая на возраст,
любит играть, рисковать и выигрывать. Вот и мы с
вами сегодня получим определенный заряд
адреналина. Давайте представим, что мы находимся
в океане, где стоит форт Боярд. Нашим участникам
предстоит пройти по его лабиринтам, а помогать им
будут проводники.

Наблюдать за вашими передвижениями будет
проверяющая комиссия, которая в конце игры
подведет итоги. (Представляет членов комиссии.)
Капитаны, получите маршрутные карты
передвижения и в путь. Ни пуха, ни пера!

(Команды отправляются по маршруту.)

Маршрутный лист команды № 1: Комната-аквариум
–>Галерея каменных статуй –>Башня оборотней
–> Каморка алхимика –> Подвал пауков –>
Лестница с исчезающими ступеньками –>Черная
комната.

Маршрутный лист команды № 2: Галерея
каменных статуй –>Башня оборотней –>Каморка
алхимика –>Подвал пауков –>Лестница с
исчезающими ступеньками –>Черная комната
–>Комната – аквариум.

Маршрутный лист команды № 3: Башня
оборотней –>Каморка алхимика –>Подвал пауков
–>Лестница с исчезающими ступеньками
–>Черная комната –>Комната-аквариум
–>Галерея каменных статуй.

Комната-аквариум.

(Команда заходит в кабинет, на дверях которого
написано “Комната-аквариум”.)

Проводник: Вы попали в “Комнату-аквариум”,
которая заполнена водой. Ее можно переплыть, но
есть опасность быть ужаленным громадной медузой,
которая состоит из сгустков веществ,
принадлежащих разным классам. Уберите из медузы
инородные сгустки, и она станет кроткой, как
ягненок.

Задание. На предложенной карточке
вычеркните формулы трех веществ, которые
принадлежат другому классу, чем все остальные.
(Один из команды выбирает пакет с заданием.)

Вариант 1. С3Н8; С2Н2 ;
С5Н12; С6Н12; С7Н16; С20Н424;
С3Н4.

Вариант 2. С2Н4 ; С6Н6 ;
С8Н18 ; С2Н6 ; С4Н8
; С8Н14 ; С3Н8 ; С7Н14.

Вариант 3. С2Н2 ; С6Н12 ;
С4Н6 ; С9Н168 ; С12Н20
; С3Н6 ; С15Н28.

(Ответы на задания относятся членам
комиссии.)

Галерея каменных статуй.

Проводник: Это место в форте, где обитают
ожившие каменные статуи. Неумолимо они
преследуют всех, кто появляется в галерее. Статуи
становятся неподвижными, если правильно набрать
шифр галереи и вслух его произнести.

Задание. Дайте названия углеводородам. Из
первых букв составьте слово – шифр, произнесите
его.

Вариант 1.

ФОРМУЛЫ

УГЛЕВОДОРОДЫ

алканы

алкены

алкины

арены

1. С8Н16 И Б В Ф
2. С8Н18

У

Ш

И

Е

3. СН3 – СН2 – СН2 – С =
СН

К

У

Т

Б

4.

В

А

О

Ж

5. С6Н5 – С2Н5

В

О

Л

Д

6.

И

П

А

О

7.

Е

Ш

Т

Ь

8. С2Н4

И

Н

Ч

Ж

Вариант 2.

ФОРМУЛЫ

УГЛЕВОДОРОДЫ

алканы

алкены

алкины

арены

1. С6Н5
С3
Н7

А

В

Ы

Э

2. С4Н6

А

В

Т

Д

3. С4Н8

М

И

О

Р

4. С3Н8

Н

Г

У

Х

Вариант 3.

ФОРМУЛЫ

УГЛЕВОДОРОДЫ

алканы

алкены

алкины

арены

1. С6Н6

И

О

Н

Б

2. CH3 – CH2 – CH2 – CH3

Е

Л

Ю

Ж

3.

В

Ы

Н

Т

4. СН2 = СН – СН2 – СН3

К

З

Я

Ф

5. С6Н14

О

Ш

У

Ц

6.

И

Т

Л

Б

Ответы: бутадиен, этин, бензол.

Башня оборотней.

Проводник: Оборотни, или тени умерших
магов, обладают пронзительно громким голосом.
Живут поодиночке, поэтому любят поболтать, могут
заговорить до обморока, особенно если вы не
знаете, как поддержать разговор. По-своему
благородны. Если вы докажите, что у вас могут быть
общие интересы, оборотни превращаются в певчих
птиц, слушать которых одно удовольствие.

(Из-за ширмы выходит оборотень, одетый в рваную
мешковину.)

Задание. Ответить на вопросы. (Команда
выбирает пакет с заданием. Оборотень читает
вопросы и учитывает число правильных ответов.)

Вариант 1.

1. Вещества с различным строением, но одинаковой
формулой? (Изомеры)

2. Форма молекулы метана? (Тетраэдр)

3. Название углеводородов ряда этилена? (Алкены)

4. Основная составная часть природного газа?
(Метан)

5. Реакция взаимодействия с галогенами?
(Галогенирования)

6. Тип гибридизации в молекуле ацетилена?
(SP-гибридизация)

7. Автор теории химического строения
органических веществ? (А.М. Бутлеров)

8. Чему равен валентный угол в молекуле бензола?
(120 градусов)

9. Виды геометрической изомерии? (ЦИС — и ТРАНС-
изомерия)

10. Что такое этил? (Радикал).

Вариант 2.

1.Вещества с одинаковым строением, но с разными
формулами? ( Гомологи)

2. Форма молекулы этилена? (Плоская)

3. Древнее название алканов? (Парафины)

4. Реакции, характерные для непредельных
углеводородов? (Присоединения)

5. Число атомов углерода в молекуле гексана?
(Шесть)

6. Тип гибридизации в молекуле этана? (SP3 -
гибридизация)

7. Чему равен валентный угол в молекуле
ацетилена? (180 градусов)

8. Каковы способы разрыва связей в молекулах
органических веществ? (Радикальный, ионный)

9. Что такое бутил? (Радикал)

10. В каком состоянии находится углерод в
органических веществах? (В возбужденном)

Вариант 3.

1.Как называются углеводороды ряда ацетилена?
(Алкины)

2. Реакции, характерные для предельных
углеводородов? (Замещения)

3. Число атомов углерода в молекуле декана?
(Десять)

4. Тип гибридизации в молекуле пропилена? (SP2
гибридизация)

5. Чему равен валентный угол в молекуле метана?
(109о28)

6. Какой вид химической связи характерен для
органических веществ? (Ковалентная полярная)

7. Виды углеродных цепей? (Прямые, разветвленные,
циклические)

8. Форма молекулы ацетилена? (Линейная)

9. К какому классу относится циклобутан?
(Циклопарафины)

10. Что такое пропил? (Радикал)

(По окончании опроса команда получает карточку,
на которой записано число правильных ответов. Ее
относят членам комиссии.)

Каморка алхимика.

(За столом сидит старик и проводит какие-то
опыты.)

Проводник: Этот совершенно безобидный на вид
старик занимается тем, что пытается добыть
золото из незнаний учащихся, поэтому всех
попадающих к нему он пытает знаниями. (Старик
читает задание, а член команды выбирает пакет.)

Задание. Напишите уравнения возможных
уравнений реакций, выбрав с какими из
перечисленных веществ: О2; Н2О; Cl2
; НCl; Br2; Н2, реагирует:

Вариант 1. Этан.

Вариант 2. Этилен.

Вариант 3. Ацетилен.

( Уравнения записываются на двойном листе,
между которыми проложена копировальная бумага.
По окончании работы первый лист с копиркой
относят членам комиссии, а вторую часть
оставляют себе.)

Подвал пауков.

Проводник (читает текст команде): В подвале
живут ядовитые пауки, которые выползли из своих
коробочек и перемешались. Всех, кто к ним
попадает, они стараются укусить, чтобы излить из
себя определенную дозу яда, если этого не
происходит – они погибают от переизбытка.
Единственный способ спастись от них – это
разместить их по своим коробочкам и дать им
названия.

Задание. Назовите вещество и определите, к
какому классу оно относится. (Команда выбирает
пакет.)

Лестница с исчезающими ступеньками.

(Команда подходит к лестнице).

Проводник: Чтобы подняться на верхний
этаж, нужно пройти по лестнице с исчезающими
ступеньками.

Задание. Напишите уравнения химических
реакций, соответствующих схеме. Определите
пропущенные вещества. (Команда выбирает пакет с
заданием).

Вариант 1. СН4 -> C2H2 ->
C2H4 -> ? -> C2H5Cl

Вариант 2.

C2H2 -> C6H6
-> ? -> C6H14 -> C6H13Cl

Вариант 3.

(Ответы записываются на двойных листах с
копиркой, первый лист относят членам комиссии.)

Черная комната.

Проводник: Никто не знает, что
скрывается за дверью этой комнаты. Известно
только, что не все из нее возвращаются, а кто
выходит – длительное время хранят молчание.
Зайти в эту комнату разрешается только лучшим
(команда выбирает капитана). (Проводник не входит
в комнату, остается за дверью. Капитан входит
один. Здесь его встречает звездочет.)

Звездочет: Выберите один из трех конвертов
и решите задачу.

Вариант 1. При сжигании без остатка 4,2 г
углеводорода получили 13, 2 г оксида углерода (IV).
Относительная плотность углеводорода по
водороду равна 43. Вычислите относительную
молекулярную массу углеводорода, установите его
формулу.

Приложение: если у вас получилась формула:

а) C6H6, то возьмите с собой зеленую
карточку;

б) C6H12, то возьмите красную карточку;

в) C6H14, то возьмите синюю карточку.

Вариант 2. Из 50 л ацетилена (при н.у.) получили
32 г бензола. Вычислите массовую долю выхода
продукта реакции от теоретически возможного.

Приложение: если у вас получилось:

а) 0,55 – то возьмите с собой зеленую карточку;

б) 0, 70 – то возьмите красную карточку;

в) 0, 45 – то возьмите синюю карточку.

Вариант 3. Из 1 кг технического карбида
кальция, содержащего 10 % примесей, в реакции с
водой получили ацетилен. Чему равен объем
ацетилена (н.у.)?

Приложение: если у вас получилось

а) 31,5 л, то возьмите с собой зеленую карточку;

б) 22,4 л – возьмите красную карточку;

в) 315 л – возьмите синюю карточку.

(Эту карточку капитан относит комиссии, а затем
присоединяется к команде).

(Члены комиссии по ключам – ответов проверяют
выполнение заданий. Подводят итоги игры.
Называют победителя.)

Следующий: