Сходства и различия в строении прокариотической и эукариотической клеток


Тип урока: изучение нового материала

Цели: Обеспечить усвоение знаний о строении прокариотических клеток в сравнении с эукариотическими.

Задачи:



  1. Образовательная: расширить представление учащихся о бактериях, о роли различных бактерий в природе, практической значимости в жизни человека;
  2. Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения проводить исследования и самостоятельно делать выводы, развивать умение учащихся проводить сравнения разных групп организмов, развивать интерес к многообразию бактерий, привлекать информацию из дополнительных источников.
  3. Воспитательная: продолжить формирование навыков работы в группах, способствовать формированию бережного отношения к природе.

Оборудование:

  1. Компьютер с мультимедийным проектором.
  2. Электронное учебное издание.
  3. Презентация учащихся.
  4. Учебник биологии для 10 класса.
  5. Таблицы: «Бактерии», «Клетка».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Демонстрация перед учащимися пакетов кефира и молока.

Вопрос учащимся: Какая между ними связь? Определение темы урока, задач.

Мы сегодня изучим надцарство Прокариот, к которым относятся и эти кисломолочные бактерии. Мы уже изучили с вами эукариотическую клетку на прошлых уроках. Наши задачи на сегодняшний урок выяснить строение прокариотической клетки и сравнить между собой эти клетки. Давайте сейчас с вами вспомним какие организмы относятся к эукариотам? Какие органоиды присутствуют в эукариотических клетках? Покажите их на таблице «Клетка».

III. Работа учащихся по группам.

Перед учащимися демонстрируются схемы двух клеток (эукариотическая и прокариотическая). Сравнивая их между собой учащиеся выясняют, что прокариоты имеют отличительные особенности строения, заполняют таблицу, делают выводы.

Обсуждение между группами.

Схема прокариотической и эукариотической клеток

признаки прокариоты эукариоты
Ядро
Рибосомы
Митохондрии
Комплекс Гольджи
ЭПС
Центриоль
Лизосомы
Клеточная оболочка
Вакуоли
Мезосомы
Органоиды движения

IV. Демонстрация учащимся с помощью мультимедийного проектора электронного учебного урока.

Во время показа учащиеся делают следующие записи в тетради.

Прокариоты

Настоящие бактерии Архебактерии Оксифотобактерии

Строение.

Не имеют ядра, мембранных органоидов, их функции выполняют мезосомы. В состав клеточной стенки входит муреин.

Размножение. Путем деления. Половое размножение встечается редко. При этом бактерии обмениваются как участками хромосом, так и особыми маленькими кольцевыми двуцепочными молекулами ДНК – плазмидами.

При неблагоприятных условиях бактерии образуют споры.

Формы бактерий: кокки, вибрионы, спириллы, стрептококки, сарцины.

По отношению к кислороду: аэробы и анаэробы

По способу питания: гетеротрофы и автотрофы



V. Вопросы к классу:

  • Как называется наука изучающая бактерии?
  • Как бактерии размножаются?
  • Что происходит с бактериями при наступлении неблагоприятных условий?
  • На какие группы делятся бактерии по отношению к кислороду?
  • На какие группы делятся по способу питания?
  • Где встречаются бактерии?
  • Какую роль они играют?
  • Могла ли существовать жизнь на Земле без бактерий?

(Выслушиваются и обсуждаются ответы учащихся).

VI. Проблемный вопрос:

Эукариотические клетки или прокариотические клетки появились первыми в процессе эволюции?

Обсуждаются ответы учащихся.



VII. Выслушиваются группы учащихся с готовыми презентациями.

До проведения данного урока учащимися были выбраны темы проектов, которые они должны были оформить в виде презентаций.

VIII. Разноуровневые задания по новой теме.

Приложение.

IX. Вывод.




Следующий: