Сущность модульно-компетентностного подхода к подготовке квалифицированных кадров


Великая цель образования — это не
знания, а действия.
Герберт Спенсер

Необходимость перехода к компетентностной
парадигме обусловлена требованиями
современного рынка труда, предъявляющего
высокие требования к квалификации специалистов.
Компетенции рассматриваются как феномен,
отражающий существующий баланс интересов
общества (в меньшей степени государства),
образовательных учреждений, работодателей, а
также потребителей услуг.

Понятие «компетенция» определено в
существующих проектах стандартов, как
способность применять знания, умения и
личностные качества для успешной деятельности в
определённой области. Именно уровень
соответствия индивидуальных показателей
(результатов обучения) является основным
показателем компетентности для работодателя и
общества. Суть компетентностного подхода
состоит в том, что в процессе образования у
человека должно быть сформировано целостное
социально — профессиональное качество,
позволяющее ему успешно решать производственные
задачи и взаимодействовать с другими людьми.
Таким образом, язык компетенций является
наиболее адекватным для описания результатов
образования, в основе которых лежат потребности
рынка труда.

Ведущим понятием компетентностного подхода на
сегодняшний день становится «образовательный
модуль», при этом итоговая компетентность в той
или иной профессиональной сфере представляется
совокупностью таких модулей, а каждый из них
формируется как специфическая функция (аспект)
будущей профессиональной деятельности. Таким
образом, в педагогике профессионального
образования компетентностный подход
трансформируется в модульно — компетентностный.
Наиболее примечательной особенностью модульно
- компетентностного подхода оказывается
авторство соответствующих моделей
образовательных стандартов/программ: оно
принадлежит не представителям образовательных
ведомств, а ассоциациям, комитетам, федерациям,
осуществляющим координацию профессионалов в
соответствующих сферах профессиональной
деятельности. Соответственно, сама проблема
компетентностного подхода обретает иное
выражение: речь идёт о системе, позволяющей
достаточно объективно оценить пригодность
каждого индивидуального соискателя — будущей
деятельности, а также — выработать чёткие
критерии качества этой деятельности,
позволяющие будущим работникам осуществлять
целенаправленную подготовку для получения
признания в этой области.

Ключевым принципом модульно-компетентностного
подхода выступает ориентация на цели, значимые
для сферы труда.

В условиях модульно-компетентностного подхода
в пределах отдельного модуля (выступающего
целостной единицей образовательного стандарта
по специальности или образовательной программы
учебного заведения) осуществляется комплексное
освоение умений и знаний в рамках формирования
конкретной компетенции, которая обеспечивает
выполнение конкретной трудовой функции,
отражающей требования рынка труда.

Этим модульно-компетентностный подход
отличается от традиционно используемого в
российских учебных заведениях блочно -
модульного подхода.

Для развития модульно-компетентностного
подхода в современной российской теории и
практике образования характерны следующие
особенности:

- нацеленность на становление ключевых и
профессиональных компетенций является
перспективным направлением в науке и практике
образования;

- идея развития компетенций наиболее
интенсивно развивается в системе
профессионального образования;

- компетентностный подход предполагает переход
в конструировании содержания образования — от
«знаний» к «способам деятельности», что должно
быть отражено и уже находит своё отражение
прежде всего в ФГОС;

- реализация компетентностного подхода требует
выделения значительных ресурсов на подготовку
кадров, способных работать в рамках данного
подхода;

- противоречие между определением понятия
«модуль» в различных системах
профессионального образования
(«профессиональный модуль» для НПО,СПО и
«учебный модуль» для ВПО);

- модульно — компетентностный подход является
результатом более глубокой технологической
проработки компетентностного подхода
применительно к системе профессионального
образования, т.е. формой его реализации,
максимально удобной для использования в системе
НПО и СПО;



Работы по разработке образовательных программ,
основанных на модульно — компетентностном
подходе, обладающих необходимой логикой,
последовательностью, прозрачностью,
обеспечивающих преемственность с отечественной
дидактической традицией, которая хорошо
известна и широко используется в мировой
практике, ведутся с 2005 года. Они представляют
собой комплект документов, отражающий
содержание профессионального образования и
состоящий из совокупности модулей, направленных
на овладение определёнными профессиональными и
общими компетенциями, необходимыми для
присвоения квалификации по профессии или
специальности.

Можнл выделить следующие основные слагаемые
разработки таких программ:

- ориентация на потребности рынка труда;

- гибкость структуры образовательной программы
по отношению к изменениям параметров внешней
среды и внутренних условий организации процесса
обучения;



- обеспечение «прозрачности» результатов
обучения для обучающихся, педагогов, мастеров
производственного обучения, руководителей
образовательных учреждений, работодателей,
общественности, представителей
административных структур;

- необходимость организации субъект -
субъекного взаимодействия участников
педагогического процесса.

Следуя из этого, можно выявить и
систематизировать принципы модульно -
компетентностного подхода при разработке
образовательных программ на основе ФГОС.

Эти принципы делятся на три группы:

- принципы формирования образовательной
программы;

- принципы реализации образовательной
программы;

- принципы контроля эффективности программы.

Совокупность этих принципов составляют основу
построения образовательных программ адекватных
текущим и перспективным потребностям бизнеса.

К принципам формирования образовательной
программы относится следующее:

1. Необходимость участия работодателей
впроведении образовательной политики.

2. Формирование требований к результатам
освоения основных образовательных программ
подготовки квалифицированных кадров в целом и их
разделов в виде компетенций, как в
профессиональной области, так и социально -
личностной деятельности.

3. Определение компетенций выпускников с учётом
основных функций и видов профессиональной
деятельности.

4. Выделение в структуре учебного плана модулей,
позволяющих формировать у обучаемых
определённые компетенции.

5. Формулировка задачи образования как развитие
у обучаемых способности самостоятельно решать
проблемы в различных сферах и видах
деятельности.

К принципам модульно- компетентностного
подхода при реализации образовательной
программы относится следующее:

Внедрение новых образовательных технологий и
принципов организации учебного процесса,
обеспечивающих эффективную реализацию новых
моделей и содержания образования, в том числе с
использованием современных информационных и
коммуникативных технологий.

Широкое использование в учебном процессе
интерактивных форм проведения занятий
(семинаров в диалоговом режиме, дискуссий,
компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр,
разборов конкретных ситуаций, психологических и
иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной
работой с целью формирования и развития
профессиональных навыков обучающихся.

Организация в рамках учебных программ встреч с
представителями компаний, государственных и
общественных организаций, мастер-классов
экспертов и специалистов.

В рамках образовательного процесса создание
условий для формирования у обучаемых опыта
самостоятельного решения познавательных,
коммуникативных, организационных, нравственных
и иных проблем.

К принципам модульно-компетентностного
подхода при контроле эффективности реализации
образовательной программы можно отнести
следующее:



Обеспечение гарантии качества подготовки
квалифицированного специалиста путём
разработки стратегии по обеспечению качества
подготовки выпускников с привлечением
представителей работодателей, а также
посредством регулярного проведения
самообследования по согласованным критериям для
оценки деятельности (стратегии) и сопоставления
с другими образовательными учреждениями с
привлечением представителей работодателей.

Создание фондов оценочных средств, включающих
типовые задания, контрольные работы, тесты и
методы контроля, позволяющие оценить знания,
умения и навыки, а также уровень приобретённых
компетенций для аттестации обучающихся на
соответствие их персональных достижений
поэтапным требованиям образовательной
программы.

Максимальное приближение программ текущего
контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся к условиям их будущей
профессиональной деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что важной
отличительной чертой модульно -
компетентностного подхода является детально
спланированная, диагностично заданная цель
образования (обучения), с разработанными
критериями оценки качества заданных
образовательных результатов.

Проектирование образовательного процесса на
основе требований ФГОС означает переход от
проектирования содержания образования к
проектированию результатов образования и
системы организации управления процессом
обучения, обеспечивающего высокий уровень
качества образования выпускника.




Следующий: